| |
Постановление Губернатора Астраханской области от 04.08.2003 № 369
"Об оценке эффективности расходов, осуществляемых из областного бюджета"
Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 37, 11.09.2003
Утратил силу с 10 августа 2009 года в связи с изданием Постановления Губернатора Астраханской области от 10.08.2009 № 388.
------------------------------------------------------------------
Вступил в силу с 4 августа 2003 года (пункт 5 данного документа).
ГУБЕРНАТОР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2003 г. № 369
ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
В соответствии с областной целевой программой реформирования региональных финансов на 2002-2003 годы, утвержденной Постановлением Главы Администрации области от 27.03.2002 № 124, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки эффективности расходов, осуществляемых из областного бюджета.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить аналогичную методику проведения оценки эффективности расходов, осуществляемых из местных бюджетов, и применять ее на практике.
3. Департаменту экономического развития Астраханской области (Максимова) и департаменту финансов Астраханской области (Евлашев):
3.1. Обеспечить проведение оценки эффективности расходов в соответствии с утвержденной методикой.
3.2. Ежеквартально представлять Губернатору области результаты оценки эффективности расходов, осуществляемых из областного бюджета.
4. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
6. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А.
Губернатор области
А.П.ГУЖВИН
Утверждена
Постановлением
Губернатора области
от 4 августа 2003 г. № 369
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
Методика оценки эффективности расходов, осуществляемых из областного бюджета (далее - Методика), разработана в целях повышения ответственности органов исполнительной власти Астраханской области и иных бюджетополучателей в эффективном расходовании бюджетных средств и результативности произведенных расходов.
В предлагаемой Методике под областным бюджетом понимается неконсолидированный бюджет Астраханской области.
Основной целью Методики является создание единой формализованной методологии оценки результативности и эффективности произведенных расходов из областного бюджета и системы их мониторинга. Это позволит на более высоком качественном уровне:
- обеспечивать руководителей органов исполнительной власти Астраханской области, органов местного самоуправления информацией для принятия решений по оптимизации своей деятельности и совершенствованию оказываемых ими бюджетных услуг;
- выявлять причины неэффективного использования бюджетных средств и обеспечивать своевременное их устранение;
- осуществлять оценку результативности и эффективности произведенных затрат отдельных статей расходов бюджета Астраханской области независимыми экспертами.
1. Показатели, характеризующие влияние управления
расходами на финансовое состояние области
В системе показателей выделяется группа основных и дополнительных индикаторов, которые ориентированы соответственно на проведение краткого (в рамках оценки финансового состояния области) и расширенного анализа.
В состав основных показателей входят следующие индикаторы:
- коэффициент отношения фактических расходов областного бюджета к прогнозным (по функциональной классификации);
- отношение кредиторской задолженности к расходам областного бюджета.
Более глубокий анализ качества системы управления расходами проводится на основании следующих дополнительных индикаторов:
- коэффициент отношения фактических расходов областного бюджета к прогнозным (по экономической классификации);
- отношение разности доходов и расходов областного бюджета к доходам областного бюджета;
- отношение текущих расходов к доходам областного бюджета и источникам финансирования его дефицита;
- отношение капитальных вложений в социально-инженерную инфраструктуру к доходам областного бюджета и источникам финансирования его дефицита;
- отношение капитальных расходов к доходам областного бюджета и источникам финансирования его дефицита;
- коэффициент выполнения приоритетных (защищенных) статей по сравнению с общим уровнем исполнения расходной части бюджета;
- доля расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд за счет средств областного бюджета, осуществляемых посредством заключения государственных контрактов;
- доля расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд за счет средств областного бюджета, распределяемых по конкурсу;
- уровень экономии бюджетных ресурсов, достигнутый посредством использования процедуры государственного заказа (рассчитанный в соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития России);
- уровень социальных выплат населению, распределяемых через систему адресной социальной поддержки;
- соотношение темпов роста расходов на социальные цели и общего темпа роста расходов областного бюджета.
2. Расчет показателей,
влияющих на финансовое состояние области
Индикаторы, определяющие влияние системы управления расходами на финансовое состояние области:
а) Коэффициент отношения фактических расходов областного бюджета к прогнозным (по функциональной классификации):
Объем фактического уровня расходов областного бюджета
по разделу j функциональной классификации расходов
-----------------------------------------------------
Объем прогнозного уровня расходов областного бюджета
по разделу j функциональной классификации расходов
Коэффициент используется для отражения степени соответствия фактической структуры расходов областного бюджета от прогнозных назначений по функциональной классификации.
б) Отношение кредиторской задолженности к расходам областного бюджета:
Объем кредиторской задолженности
--------------------------------
Объем расходов областного бюджета
Показатель характеризует степень выполнения областным бюджетом своих обязательств перед поставщиками и подрядчиками.
в) Коэффициент отношения фактических расходов областного бюджета к прогнозным (по экономической классификации):
Объем фактического уровня расходов областного бюджета
по статье j экономической классификации расходов
-----------------------------------------------------
Объем прогнозного уровня расходов областного бюджета
по статье j экономической классификации расходов
Коэффициент используется для отражения степени соответствия фактической структуры расходов областного бюджета от прогнозных назначений по экономической классификации.
г) Отношение разности доходов и расходов областного бюджета к доходам областного бюджета:
Доходы областного бюджета - расходы областного бюджета
------------------------------------------------------
Доходы областного бюджета
Показатель характеризует степень обеспеченности областного бюджета доходами.
д) Отношение текущих расходов к доходам областного бюджета и источникам финансирования его дефицита:
Текущие расходы
-------------------------------------
Доходы областного бюджета и источники
финансирования его дефицита
Показатель характеризует обеспеченность текущих расходов, то есть расходов, связанных с функциями государства, предоставления бюджетных услуг, доходами областного бюджета.
е) Отношение капитальных вложений в социально-инженерную инфраструктуру к доходам областного бюджета и источникам финансирования его дефицита:
Капитальные вложения в социально-инженерную
инфраструктуру области
-------------------------------------------
Доходы областного бюджета
и источники финансирования его дефицита
Показатель характеризует степень осуществления вложений в социально-инженерную инфраструктуру, необходимую для оказания бюджетных услуг.
ж) Отношение капитальных расходов к доходам областного бюджета и источникам финансирования его дефицита:
Капитальные расходы
---------------------------------------
Доходы областного бюджета
и источники финансирования его дефицита
Показатель характеризует степень участия областного бюджета в инновационной и инвестиционной деятельности, в том числе в качестве предоставления бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам.
з) Коэффициент выполнения расходов на финансирование приоритетных (защищенных) статей по сравнению с общим уровнем исполнения расходной части бюджета:
Объем выполнения приоритетных статей
--------------------------------------
Общий объем выполнения расходной части
Коэффициент отражает фактическую приоритетность отдельных статей бюджета и ее соответствие заявленным приоритетам.
По приоритетным статьям расходов областного бюджета рассчитывается (по каждой статье отдельно) процент исполнения приоритетной статьи:
Объем бюджетных назначений
----------------------------- x 100%
Объем фактического исполнения
и) Доля расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд за счет средств областного бюджета, осуществляемых посредством заключения государственных контрактов:
Стоимость заключенных государственных контрактов
на закупку товаров, работ и услуг
-------------------------------------------------
Расходы бюджета на закупку товаров, работ и услуг
по статьям экономической классификации, средства
которых используются для финансирования
государственных нужд Астраханской области
Показатель отражает уровень использования процедуры государственного заказа при осуществлении расходов на закупку товаров и услуг.
к) Доля расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд за счет средств областного бюджета, распределяемых по конкурсу:
Стоимость государственных контрактов, заключенных
по результатам конкурса
-------------------------------------------------
Расходы бюджета на закупку товаров, работ и услуг
Показатель отражает уровень использования конкурсных процедур при осуществлении расходов на закупку товаров, работ и услуг.
л) Уровень экономии бюджетных ресурсов, достигнутый посредством использования процедуры государственного заказа (рассчитанный в соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития России):
Экономия бюджетных ресурсов
-------------------------------------------------
Расходы бюджета на закупку товаров, работ и услуг
Показатель отражает относительный уровень экономии бюджетных ресурсов, достигнутый вследствие использования процедуры государственного заказа.
м) Уровень социальных выплат населению, распределяемых через систему адресной социальной поддержки:
Объем расходов, распределяемых через
систему адресной социальной поддержки
----------------------------------------------
Объем расходов на социальные выплаты населению
Показатель отражает уровень социальных расходов бюджета, распределяемых через систему адресной поддержки, которая является необходимым условием перехода к единому социальному пособию.
н) Соотношение темпов роста расходов на социальные цели к общему темпу роста расходов областного бюджета:
Темп роста расходов на социальные цели
--------------------------------------
Темп роста расходов областного бюджета
Показатель отражает динамику затрат, направленных на поддержание социальной сферы в общей доле расходов областного бюджета и тем самым направленность политики расходов.
3. Оценка состояния системы управления расходами
Для оценки используются три уровня:
- соответствие требованиям целевой модели;
- частичное соответствие целевой модели;
- несоответствие целевой модели.
-----------------------T----------------------------------------¬
¦ ¦ Интервалы ¦
¦ +--------------T------------T------------+
¦ Индикаторы ¦Несоответствие¦ Частичное ¦Соответствие¦
¦ ¦ целевому ¦ соответ- ¦ целевому ¦
¦ ¦ уровню ¦ ствие ¦ уровню ¦
¦ ¦ ¦ целевому ¦ ¦
¦ ¦ ¦ уровню ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Индикаторы финансового состояния ¦
+----------------------T--------------T------------T------------+
¦Коэффициент отношения ¦ < 0.75 ¦ от 0.75 ¦ > 1.0 ¦
¦фактических расходов ¦ ¦ до 1.0 ¦ ¦
¦областного бюджета к ¦ ¦ ¦ ¦
¦прогнозным (по функци-¦ ¦ ¦ ¦
¦ональной классифика- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Отношение кредиторской¦ > 0.2 ¦ от 0.02 ¦ < 0.02 ¦
¦задолженности к расхо-¦ ¦ до 0.1 ¦ ¦
¦дам областного бюджета¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Дополнительные инди- ¦ ¦ ¦ ¦
¦каторы ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Коэффициент отношения ¦ < 0.75 ¦ от 0.75 ¦ >= 1.0 ¦
¦фактических расходов ¦ ¦ до 1.0 ¦ ¦
¦областного бюджета к ¦ ¦ ¦ ¦
¦прогнозным (по эконо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦мической классифика- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Отношение разности ¦ > 0.15 ¦ - ¦ < 0.15 ¦
¦доходов и расходов об-¦ ¦ ¦ ¦
¦ластного бюджета к ¦ ¦ ¦ ¦
¦доходам областного ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Отношение текущих рас-¦ > 1 ¦ - ¦ <= 1 ¦
¦ходов к доходам обла- ¦ ¦ ¦ ¦
¦стного бюджета и ¦ ¦ ¦ ¦
¦источникам финансиро- ¦ ¦ ¦ ¦
¦вания его дефицита ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Отношение капитальных ¦ < 0.03 ¦ от 0.03 ¦ >= 0.05 ¦
¦вложений в социально- ¦ ¦ до 0.05 ¦ ¦
¦инженерную инфраструк-¦ ¦ ¦ ¦
¦туру к доходам област-¦ ¦ ¦ ¦
¦ного бюджета и источ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦никам финансирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦его дефицита ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Отношение капитальных ¦ < 0.03 ¦ от 0.03 ¦ >= 0.07 ¦
¦расходов к доходам ¦ ¦ до 0.07 ¦ ¦
¦областного бюджета и ¦ ¦ ¦ ¦
¦источникам финансиро- ¦ ¦ ¦ ¦
¦вания его дефицита ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Коэффициент выполне- ¦ < 0.9 ¦ от 0.9 ¦ >= 1.0 ¦
¦ния приоритетных ¦ ¦ до 1.0 ¦ ¦
¦статей по сравнению ¦ ¦ ¦ ¦
¦с общим уровнем ис- ¦ ¦ ¦ ¦
¦полнения расходной ¦ ¦ ¦ ¦
¦части бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Доля расходов на за- ¦ < 0.75 ¦ от 0.75 ¦ >= 0.9 ¦
¦купку товаров, работ и¦ ¦ до 0.9 ¦ ¦
¦услуг для государст- ¦ ¦ ¦ ¦
¦венных нужд за счет ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств областного ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджета, осуществля- ¦ ¦ ¦ ¦
¦емых посредством за- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ключения государствен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ных контрактов ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Доля расходов на за- ¦ < 0.5 ¦ от 0.5 ¦ >= 0.75 ¦
¦купку товаров, работ и¦ ¦ до 0.75 ¦ ¦
¦услуг для государст- ¦ ¦ ¦ ¦
¦венных нужд за счет ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств областного ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджета, распределя- ¦ ¦ ¦ ¦
¦емых по конкурсу ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Уровень экономии бюд- ¦ < 0.05 ¦ от 0.05 ¦ >= 0.1 ¦
¦жетных ресурсов, до- ¦ ¦ до 0.1 ¦ ¦
¦стигнутый посредством ¦ ¦ ¦ ¦
¦использования про- ¦ ¦ ¦ ¦
¦цедуры государствен- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ного заказа (рассчи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦танный в соответствии ¦ ¦ ¦ ¦
¦с Методическими реко- ¦ ¦ ¦ ¦
¦мендациями Минэконом- ¦ ¦ ¦ ¦
¦развития России) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Уровень социальных ¦ < 0.5 ¦ от 0.5 ¦ >= 0.8 ¦
¦выплат населению, рас-¦ ¦ до 0.8 ¦ ¦
¦пределяемых через сис-¦ ¦ ¦ ¦
¦тему адресной социаль-¦ ¦ ¦ ¦
¦ной поддержки ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------+------------+------------+
¦Соотношение темпов ¦ < 0.9 ¦ от 0.9 ¦ >= 1 ¦
¦роста расходов на со- ¦ ¦ до 1 ¦ ¦
¦циальные цели к общему¦ ¦ ¦ ¦
¦темпу роста расходов ¦ ¦ ¦ ¦
¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+--------------+------------+-------------
Индикатору присваивается значение 0, если значение индикатора не соответствует целевому состоянию, 0.5 - если значение индикатора отличается от требований целевой модели, и 1 - если значение индикатора полностью соответствует требованиям целевой модели.
Сводная оценка эффективности расходов получается как среднеарифметическая отдельных переменных. По значению полученной сводной оценки делается заключение о влиянии системы управления расходами на финансовое состояние региона.
Если значение оценки близко к 1, тогда данный аспект можно характеризовать как отвечающий требованиям целевой модели.
Если сводная оценка меньше 1, но больше 0.75, тогда состояние характеризуется как близкое к целевым параметрам, но нуждающееся в совершенствовании.
Если сводная оценка меньше 0.75, тогда рекомендуется провести более глубокий анализ сферы управления расходами с привлечением независимых экспертов и предпринять шаги по ее улучшению.
Оценка эффективности расходов, осуществляемых из областного бюджета, производится ежеквартально совместно с представлением отчета об исполнении областного бюджета на соответствующий период.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|