Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Астраханского городского Представительного Собрания от 20.02.1996 № 147
"Об утверждении Положения о городском референдуме в городе Астрахани"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АСТРАХАНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 1996 г. № 147

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
ГОРОДСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В
ГОРОДЕ АСТРАХАНИ

Астраханское городское Представительное Собрание решило:
1. Утвердить Положение о городском референдуме в городе Астрахани.
2. Пресс - центру администрации города (Сахнов) опубликовать Положение в газете "Горожанин".

Глава местного самоуправления
В.Р.ЩЕРБАКОВ





Принято
Решением городского
Представительного Собрания
от 20 февраля 1996 г. № 147

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В
ГОРОДЕ АСТРАХАНИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящее Положение устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, нормативных актов органов государственной власти Астраханской области гарантии прав граждан в городе Астрахани при подготовке и проведении городского референдума.
2. Городской референдум проводится для решения непосредственно населением города наиболее важных вопросов местного значения.
3. На городской референдум могут выносится наиболее важные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы местных жителей:
- Устав города или его отдельные наиболее важные положения;
- формы осуществления городского самоуправления;
- структуры, наименование органов городского самоуправления;
- изменение административно - территориальных границ и границ городского самоуправления;
- планы развития территорий;
- запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;
- строительство социально - культурных и промышленных объектов;
- изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности;
- отчуждение муниципальной собственности;
- отзыв мэра города;
- иные вопросы местного значения, относящиеся к компетенции местного самоуправления.
На городские референдумы не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации к компетенции органов государственной власти.

Статья 2. Полномочия городского референдума

1. Решения, принятые путем городского референдума, обязательны для исполнения всеми органами городского самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города, а также гражданами. Они могут быть отменены и изменены также посредством референдума. Решения, принятые путем референдума, могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
2. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами и органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган городского самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
3. Принятое на городском референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному обнародованию (опубликованию).

Статья 3. Право населения города на участие в городском референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в городе Астрахани, достигший 18 лет, вправе участвовать в городском референдуме. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и на добровольной основе.
2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
3. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.
4. В референдуме не могут принимать участие граждане, признанные в соответствии с законом недееспособными, и лица, на день голосования отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Право назначения референдума

1. Право на принятие решения о референдуме принадлежит городскому Совету.
2. Городской Совет обязан назначить референдум по требованию не менее 5% граждан города, имеющих право на участие в референдуме.
3. Референдум об отзыве мэра назначается по требованию не менее 10% города, имеющих право на участие в референдуме, или по требованию не менее 2/3 от общего числа депутатов.
4. Инициатива проведения референдума может исходить от не менее 1/3 депутатов Совета, либо по инициативе мэра города.
5. Отказ в назначении референдума может иметь место только в случаях, если предполагаемый вопрос не относится к компетенции местного самоуправления, либо по нему не может быть получен ясный однозначный ответ, или в связи с нарушением порядка составления петиции граждан о проведении референдума.

Статья 5. Порядок реализации гражданами права требования городского референдума

1. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
2. Инициативная группа (инициатор) сбора подписей под требованием проведения городского референдума обязана перед началом сбора подписей уведомить городской Совет об инициативе сбора подписей. К уведомлению прилагаются:
- список инициативной группы;
- текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум;
- письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство и нести ответственность за правильность сбора подписей.
3. Городской Совет не позднее 3 дней с момента получения уведомления инициативной группы регистрирует ее. Отказ в регистрации инициативной группы по мотивам нецелесообразности не допускается.
Городской Совет выдает представителям инициативной группы постановление о ее регистрации и соответствующие удостоверения ее членам.
4. С этого момента инициативная группа вправе организовывать и осуществлять беспрепятственно сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума. Общий период сбора подписей по вопросу о местном референдуме не должен превышать одного месяца со дня выдачи документа о регистрации инициативной группы.
В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое число подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.
5. Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум. Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, год рождения (в случае 18-летнего возраста - дату рождения), место жительства, номер паспорта или иного удостоверения личности, подпись и дату подписания. Подписные листы удостоверяются гражданином, производившим сбор подписей и заверяются председателем (или членом) инициативной группы.
6. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
Подписные листы по акту передаются на хранение секретарю городской избирательной комиссии и хранятся в течение двух месяцев после опубликования решения референдума.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.
7. Городская избирательная комиссия в трехдневный срок делает свое заключение о соответствии представленных инициативной группой документов настоящему Положению и о назначении референдума.
8. Городской Совет в недельный срок после получения заключения городской избирательной комиссии принимает дно из последующих решений:
а) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Положения.
9. Принятое решение в трехдневный срок публикуется в местах средствах массовой информации.
10. Не позднее 5 дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется проект выносимого на референдум вопроса или иного решения.

Статья 6. Срок проведения референдума

Референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее двух месяцев со дня принятия решения о его проведения.

Статья 7. Финансирование референдума

Подготовка и проведение референдума финансируется за счет средств городского бюджета.

Глава II. ПОДГОТОВКА К ГОРОДСКОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

Статья 8. Образование участков по проведению референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов образуются участки по проведению референдума.
2. Избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее 25 дней до даты проведения референдума Администрацией города по согласованию с городской избирательной комиссией.
3. Список избирательных участков с указанием адресов избирательных комиссий подлежит обязательному опубликованию не позднее чем за 15 дней до дня проведения референдума.

Статья 9. Списки избирателей

1. В списки избирателей - участников референдума включаются все жители города Астрахани, обладающие на день голосования избирательным правом в соответствии со статьей 3 настоящего Положения.
2. Администрация города обеспечивает учет избирателей на территории города и передает комиссиям по проведению референдума сведения об избирателях.
3. Список избирателей составляется участковой комиссией по проведению референдума на основе предоставленных администрацией города данных в алфавитном или ином порядке (улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения) и адрес избирателя.
Список избирателей составляется по установленной форме в двух экземплярах и подписывается председателем участковой комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в городскую избирательную комиссию не позднее, чем за 10 дней до дня проведения референдума.
4. Житель города может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Избиратели, находящиеся в день выборов в больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, включаются в список избирателей по месту их нахождения.
5. Участковые комиссии обеспечивают гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.
6. Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 10 дней до дня референдума.
7. Каждый житель города, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в городскую избирательную комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Глава III. КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 10. Статус комиссий

1. Для организации и проведения референдума образуются комиссии по проведению референдума. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и управления, общественными объединениями, учреждениями, организациями, действующими на ее территории.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане, средства массовой информации обязаны оказывать комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.

Статья 11. Система комиссий по проведению референдума

Для подготовки и проведения референдума образуются следующие комиссии: городская комиссия, районные и участковые комиссии.

Статья 12. Порядок формирования комиссий по проведению референдума

1. Полномочия городской комиссии по проведению городского референдума исполняет городская избирательная комиссия.
Районные и участковые комиссии по проведению референдума формируются городским Советом не позднее, чем за 25 дней до проведения референдума в количестве 5 - 10 членов. Их функции по согласованию с городской избирательной комиссией могут быть возложены на районные и участковые комиссии по выборам в органы государственной власти и городского самоуправления.
Председатели, заместители председателей и секретари комиссий избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии. При определении кандидатур в состав комиссий выборный орган городского самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. В случае, если выборный орган городского самоуправления не назначил состав избирательной комиссии в указанный срок, формирование городской комиссии производиться главой местного самоуправления города, а формирование участковых - городской избирательной комиссией.
2. Инициативная группа по проведению референдума вправе назначить по одному члену в каждую комиссию с правом совещательного голоса.

Статья 13. Статус члена комиссии

1. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссий, за исключением назначенных инициативной группой, имеют право решающего голоса при принятии решений комиссий и обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссий.
2. Председатели инициативной группы имеют статус члена комиссии с правом совещательного голоса.
3. Все члены комиссии, включая назначенных инициативной группой:
- заблаговременно извещаются секретарем комиссии о заседаниях комиссии и присутствуют на них;
- в праве выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания вопросы в повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами комиссии.
Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
- подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
- утраты гражданства Российской Федерации;
- признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Членам комиссии с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения референдума от основной работы, оплаты труда производится за счет средств, выделенных на проведение референдума. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
В отношении членов комиссии с правом решающего голоса в период проведения референдума не могут быть применены без санкции прокурора меры пресечения, предусмотренные уголовно - процессуальным законом, а также меры административной ответственности, налагаемые в судебном порядке.

Статья 14. Полномочия городской избирательной комиссии

1. Городская избирательная комиссия:
- осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения, дает разъяснения о порядке его применения, координирует деятельность районных и участковых комиссий по проведению референдума;
- устанавливает единую нумерацию участков по проведению референдума на территории города, информирует избирателей об адресах и телефонах участковых комиссий;
- рассматривает заявления и жалобы на их решения и действия и принимает по ним решения в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организаций референдума на территории города;
- обеспечивает соблюдение равных правовых условий агитации за или против проекта вопроса или решения, выносимого на городской референдум;
- распределяет средства, выделенные на финансовое обеспечение референдума, и контролирует их целевое использование;
- решает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
- утверждает текст бюллетеней и снабжает ими участковых комиссий;
- устанавливает итоги голосования и публикует их в печати;
- обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и организацией референдума, в архивы;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
2. Решения городской избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы.

Статья 15. Полномочия районных комиссий

районные комиссии по проведению референдума:
- осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения на территории района;
- координирует деятельность участковых комиссий на территории района, рассматривают жалобы, заявления на их действия и принимают по ним решения;
- распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, распределяют их между участковыми комиссиями;
- организуют доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям;
- оказывают организационно - техническую помощь участковым комиссиям проведении голосования на участках по проведению референдума;
- устанавливают итоги голосования на территории района и передают протоколы об итогах голосования в городскую избирательную комиссию;
- обеспечивают передачу документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, в городскую избирательную комиссию;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
Срок полномочий районных комиссий истекает после официального опубликования общих итогов референдума.

Статья 16. полномочия участковой комиссии

1. Участковые комиссии по проведению референдума:
- осуществляют контроль за исполнением настоящего Положения своего участка;
- организуют составление списка избирателей по своему участку;
- проводят ознакомление избирателей участка со списком избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточности в списке избирателей, решают вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
- оповещают населению участка о дне референдума и месте голосования;
- обеспечивают подготовку помещения для голосования ящиков и другого избирательного оборудования;
- из состава комиссии выделяют ответственного за работу с маломобильными группами избирателей (инвалидами, престарелыми);
- организуют на своем участке голосования в день референдума;
- производят подсчет голосования, определяют результаты голосования на участке, передают их в городскую избирательную комиссию, обеспечивают передачу документов, связанных с проведением и организацией референдума, в архивы;
- рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки референдума и организации голосования и принимают по ним решения;
- распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение референдума по своему участку;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
2. Участковые комиссии сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий районных комиссий.

Статья 17. Организация работы комиссий по проведению референдума

1. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от установленного числа комиссии с правом решающего голоса, а также председатель комиссии либо его заместитель.
2. Заседания комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
3. Решения комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса
4. Решения комиссии об итогах голосования или о результатах референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным принимаются большинством голосов от общего установленного числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Эти решения комиссии подлежат опубликованию.
5. Члены комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок.
6. При рассмотрении жалоб на заседаниях комиссий вправе присутствовать заинтересованные стороны или их представители.
7. Протоколы заседаний комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
8. По решениям комиссий председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены комиссий могут работать в комиссии с отрывом от основной работы.
Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий.

Статья 18. Гласность при подготовке и проведении референдума

1. Подготовка и проведение референдума осуществляются комиссиями открыто и гласно.
2. Комиссии информируют граждан о своей работе, месте нахождения, времени работы и списках избирателей.
3. На всех заседаниях комиссий, связанных с референдумом, вправе присутствовать представители средств массовой информации.
В день голосования с момента начала работы участковой комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования на участках по проведению референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями.

Статья 19. Обжалование решений и действий комиссий

1. Решения и действия комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд в установленном законом порядке. При этом предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
2. Городская избирательная комиссия в пределах своей компетенции рассматривает жалобы на решения и действия участковых комиссий и обязана не позднее, чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.

Глава IV. АГИТАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВЫНЕСЕННЫМ НА
РЕФЕРЕНДУМ

Статья 20. Право на участие в агитации по поводу референдума

1. Жители города, политические партии, общественно - политические объединения и блоки, профсоюзы, трудовые коллективы имеют право на свободное проведение агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против решения или вопроса, выносимого на референдум в соответствии с федеральными законами и законодательством Астраханской области.
2. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения мероприятий по поводу референдума, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий по вопросам референдума, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
3. При проведении агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
4. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо финансируемые полностью или частично за счет соответствующих бюджетов, обязаны обеспечить равные возможности для изложения различных точек зрения по вопросам, выносимым на городской референдум.
5. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
6. Городская, районные и участковые комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Статья 21. Сроки проведения агитационной кампании

1. Агитация по вопросам, вынесенным на городской референдум, начинается со дня объявления референдума и прекращается за один день до дня голосования.
2. В день голосования любая агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений комиссий по проведению референдума, могут сохраняться на прежних местах.

Глава V. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ГОЛОСОВАНИЯ

Статья 22. Помещения для голосования

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых комиссий местными администрациями. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, местная администрация арендует подходящие здания и помещения у иных собственников. Оплата и возмещение убытков производится комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение референдума.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты.
Вход в кабины или комнаты, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находится в поле зрения участковой комиссии и наблюдателей.

Статья 23. Бюллетень для голосования

1. Текст бюллетеня утверждает городской Совет, форму - городская избирательная комиссия.
2. В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "ЗА" или "ПРОТИВ", или иные.
3. Каждый бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения.
4. Бюллетени печатаются по решению городской избирательной комиссии не позднее, чем за 12 дней до проведения референдума. По каждому участку по проведению референдума число бюллетеней для голосования, передаваемых участковой комиссии, не может превышать число зарегистрированных по нему избирателей более чем на 0.5%. На обороте полученных бюллетеней ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые удостоверяются печатью.

Статья 24. Порядок голосования

1. Голосование производится в день референдума с 8 до 22 часов.
Если на участке проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
3. Избиратель, который за 10 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на участок, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно в помещении районной комиссии, а за 3 дня до выборов - в помещении участковой комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух ее членов, заверенные печатью.
Районные комиссии по проведению референдума передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующие участковые комиссии.
Секретари участковых комиссий отмечают проголосовавших досрочно избирателей в своих списках записью "досрочное" и расписываются.
4. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные их них бюллетени для голосования. Число бюллетеней, извлеченных из конвертов, оглашается и заносится в протокол участковой комиссии.
5. При получении бюллетеней для голосования избиратель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, проставляет серию и номер документа в списке избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого избирателя.
6. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Заполнение бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена комиссии или наблюдателя.
7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находится в поле зрения участковой комиссии и наблюдателей.
8. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. У участковой комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением районной избирательной комиссии.
Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии.
Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений.
Фамилии избирателей, проголосовавших вне участка по проведению референдума, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче.
10. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой комиссией.

Статья 25. Подсчет голосов на участке по проведению референдума

1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
3. Перед началом подсчета голосов председатель участковой комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего погашает неиспользованные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: вначале переносных избирательных ящиков, затем - стационарных избирательных ящиков.
4. Вначале производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число письменных заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все бюллетени, находящиеся в нем решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. Этот факт, с указанием фамилий членов участковой комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, прилагаемом к протоколу об итогах голосования.
5. Затем отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, без печати комиссии либо подписей двух членов участковой комиссии, а также такие, по которым нельзя установить волеизъявление избирателя.
6. Участковая избирательная комиссия составляет протокол голосования, в котором указываются:
1) число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
2) число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
3) число бюллетеней, выданных избирателям на участке в день голосования;
4) число бюллетеней, поданных избирателями проголосовавшими досрочно;
5) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне участка;
6) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
7) число бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;
8) число бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках;
9) число действительных бюллетеней;
10) число бюллетеней, признанных недействительными;
11) число бюллетеней, не опущенных в избирательные ящики в день голосования;
12) вопросы, внесенные в бюллетень для голосования;
13) число голосов, поданных "ЗА" по каждому из вопросов референдума;
14) число голосов, поданных "ПРОТИВ" по каждому из вопросов референдума.
7. Установление итогов голосования осуществляется в присутствии наблюдателей.
8. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
9. К первому экземпляру протокола прикладываются поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
10. Один экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями немедленно направляется в соответствующую районную комиссию, другой хранится в участковой комиссии.

Статья 26. Установление итогов голосования районной комиссией

На основе протоколов участковых комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных районная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
По итогам голосования районная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участков на территории района, числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляются протоколы об итогах голосования, а также суммарные данные по позициям протоколов участковых комиссий.
Протокол районной комиссии составляется в 2-х экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления), поступившие в районную комиссию, а также принятые по ним решения комиссии.
Первый экземпляр протокола после его подписания вместе с протоколами участковых комиссий незамедлительно направляется в городскую избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола хранится в районной комиссии до окончания ее работы.

Статья 27. Определение результатов референдума

1. Городская избирательная комиссия по получении протоколов районных комиссий производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах.
2. По результатам подсчета составляется протокол, в который вносятся следующие данные:
- число районных комиссий;
- число протоколов районных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
- число избирателей, включенных в списки;
- число бюллетеней для голосования, выданных участковым комиссиям;
- число бюллетеней, выданных избирателям на участках в день выборов;
- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;
- число бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках;
- общее число действительных бюллетеней;
- общее число недействительных бюллетеней;
- число бюллетеней, не опущенных в избирательные ящики в день голосования;
- вопросы, внесенные в бюллетень для голосования;
- число голосов, поданных "ЗА" по каждому из вопросов референдума;
- число голосов, поданных "ПРОТИВ" по каждому из вопросов референдума;
- одно из следующих решений:
а) о признании референдума несостоявшимся, если в нем приняло участие меньше 50% зарегистрированных избирателей;
б) о признании референдума недействительным, если допущенные при его проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
в) о признании принятым решения по тому вопросу, вынесенному на референдум, по которому "ЗА" проголосовало 50% граждан, принявших участие в голосовании;
г) о признании принятым решения по тому вопросу, вынесенному на референдум, по которому "ЗА" проголосовало 50% граждан, принявших участие в голосовании.
3. Протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей.
4. К протоколу приобщаются поступившие в комиссию жалобы, заявления и принятые по ним решения.
5. Городская избирательная комиссия в течение 2 дней определяет и передает результаты референдума в средства массовой информации.
6. Вся документация комиссий всех уровней по проведению городского референдума подлежит хранению. Бюллетени для голосования и протоколы комиссий хранятся один год со дня голосования.

Статья 28. Вступление в силу решения, принятого на референдуме

Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи дней в городской газете вступает в силу со дня опубликования, если иное не предусмотрено в самом решении городского референдума.

Глава VI. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ

Статья 29. Оспаривание списков избирателей

1. Любой гражданин может заявить в участковую комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Действия и решения комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы в городскую избирательную комиссию или в суд в установленном порядке.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным путем свободному осуществлению гражданином права участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, органов местного самоуправления, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru