| |
Постановление администрации города Астрахани от 26.04.1996 № 891
"Об утверждении Временного положения о порядке взаимодействия органов местного самоуправления г. Астрахани при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АСТРАХАНИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 1996 г. № 891
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. АСТРАХАНИ ПРИ АВАРИЙНЫХ
ВЫБРОСАХ И СБРОСАХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И
ЭКСТРЕМАЛЬНО ВЫСОКОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
В целях совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций г. Астрахани постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке взаимодействия органов местного самоуправления г. Астрахани при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды.
2. Главам администраций районов, начальникам структурных подразделений администрации города, руководителям предприятий, учреждений и организаций:
2.1. Обеспечить выполнение требований Временного положения;
2.2. В срок до 15 мая 1996 г. внести коррективы в существующие планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с учетом требований Временного положения;
2.3. Обмен информацией и оповещение осуществлять в соответствии с Инструкцией о порядке обмена информацией о чрезвычайных ситуациях в г. Астрахани подсистемы РОЧС, утвержденной Постановлением администрации города от 21 июня 1995 г. № 1557 "О порядке обмена информацией о чрезвычайных ситуациях в г. Астрахани территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях";
3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на начальника штаба по делам ГО и ЧС г. Астрахани Мишуру А. Ф.
И.о. Главы Администрации
И.А.БЕЗРУКАВНИКОВ
Утверждено
Постановлением Администрации
города от 26 апреля 1996 г. № 891
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. АСТРАХАНИ ПРИ АВАРИЙНЫХ
ВЫБРОСАХ И СБРОСАХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И
ЭКСТРЕМАЛЬНО ВЫСОКОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Общие положения.
Настоящий документ разработан в соответствии с Постановлением Администрации Астраханской области от 29 ноября 1995 г. № 318 "Об исполнении на территории Астраханской области Временного Положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды".
Цель документа определить порядок взаимодействия органов местного самоуправления на территории города при чрезвычайных и аварийных ситуациях, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей природной среды и в случаях выявления фактов экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды с целью ликвидации (снижения) их негативных последствий для здоровья населения и окружающей природной среды.
Возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей природной среды, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, производится в полном объеме виновными в этом предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем организациями) и гражданами, согласно ст. 88 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды".
Срок действия настоящего документа два года.
2. Порядок передачи информации и действий органов местного самоуправления при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ.
2.1. Оценка последствий производится во всех случаях аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ организациями, объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками загрязнения, независимо от форм их собственности, расположенными на территории г. Астрахани;
2.2. Передача информации об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ осуществляется в соответствии со схемой, к разработке которой привлекаются все заинтересованные органы местного самоуправления. Головной организацией по разработке схемы является штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Астрахани;
Содержание информационных сообщений об аварийных выбросах загрязняющих веществ и их последствиях приведены в приложении 1 к настоящему Временному положению. Критерии экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды приводятся в приложении 2 к настоящему Временному положению.
2.3. Типовой схемой предусмотрено:
- Немедленное (не более одних суток) оповещение территориальных и местных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС) о всех видах аварийных (залповых) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а так же об аварийных ситуациях, которые могут повлечь загрязнение окружающей природной среды организациями и гражданами;
- ответственность юридических и должностных лиц за сокрытие и (или) несвоевременное оповещение о таких фактах;
- привлечение областным и городским штабами ГО и ЧС, в случае возникновения аварийных ситуаций с выбросом и сбросами загрязняющих веществ, подведомственных и территориальных подразделений специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, Госкомсанэпиднадзора России и др. для оценки влияния последствий аварийного загрязнения на окружающую среду и на здоровье населения;
2.4. Порядок взаимодействия при получении информации об
аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ.
2.4.1. При получении информации об аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ городские органы управления по делам ГО и ЧС;
- информирует об аварийной ситуации органы исполнительной власти области;
- осуществляет координацию работ по ликвидации последствий аварий и катастроф, а так же руководств с проведением специальных работ;
- выполняет мероприятия по обеспечению безопасности населения;
2.4.2. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г. № 33-ФЗ " О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 11), организуют комиссию для оценки последствий аварийной ситуации, состоящую из специалистов подведомственных органов исполнительной власти и организуют работу по ликвидации аварийной ситуации.
2.4.3. Комитет экологии и природных ресурсов совместно с подведомственными заинтересованными организациями выявляют источник аварийного загрязнения, обследуют его, участвуют в установлении причин возникновения аварии, возможности повторения выбросов (сбросов) и информируют городские органы управления по делам ГО и ЧС;
- участвуют в разработке мер по ликвидации последствий аварии;
- при необходимости выдают в установленном порядке предписание на приостановку работы предприятия (объекта);
- устанавливают (уточняют) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и участвуют в определении уровней и зон загрязнения окружающей природной среды;
- организуют работу по определению масштабов негативного воздействия аварийного загрязнения на окружающую среду;
- контролируют ход выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийного загрязнения для окружающей природной среды;
- определяют ущерб, причиненный животному миру в результате аварийного загрязнения;
- совместно с другими органами местного самоуправления определяют общий ущерб, причиненный окружающей среде в результате аварийного загрязнения, предъявляют иск на его возникновение и виновных привлекают к установленной законодательством административной ответственности.
2.4.4. Центры госсанэпиднадзора:
- участвуют в обследовании зоны распространения аварийного загрязнения;
- осуществляют контроль за качеством воды на предмет возможности ее использования для хозяйственно-питьевых и рекреационных нужд;
- осуществляют контроль за составом атмосферного воздуха на территории организации в санитарно-защитной и селитебной зонах;
- выявляют в окружающей среде биологические факторы воздействия на здоровье населения;
- оценивают степень влияния аварийного загрязнения на продукты питания, здоровье населения и условия его проживания;
- при необходимости приостанавливают работу организаций (объектов);
2.4.5. Центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
- обследуют зоны распространения аварийного загрязнения, проводят отбор и анализ проб объектов окружающей природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв) вне санитарно-защитной зоны предприятия;
- составляют оперативные прогнозы распространения зоны аварийного загрязнения;
- обеспечивают необходимой гидрометеорологической информацией и данными об угрозе загрязнения окружающей природной среды в районе аварии;
- участвуют в установлении источника загрязнения;
2.4.6. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
- участвуют в обследовании зоны распространения аварийного загрязнения земель;
- обеспечивает перенесение в натуру границ зоны загрязнения и отвод загрязненных земель.
Приложение 1
к Временному положению о порядке
взаимодействия органов местного
самоуправления при аварийных выбросах
и сбросах загрязняющих веществ и
экстремально высоком загрязнении
окружающей природной среды
Содержание информационных сообщений об аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды и их последствиях.
1. Источник информации (специально уполномоченный орган, общественные организации, граждане), дата, время поступления.
2. Дата, время, место (республика, край, область, район, населенный пункт, наименование водного объекта, район моря, (координаты) выявления экстремальной ситуации;
3. Характеристика экстремальной ситуации (залповый или аварийный выброс в атмосферу, сброс неочищенных сточных вод, авария на трубопроводе, хранилище, авария технологического оборудования, в т.ч. связанная с вредными физическими воздействиями и выходами биологических агентов, авария при обращении с токсичными отходами и т.п.);
4. Критерии, по которым отмечена экстремальная ситуация с указанием количественных характеристик (концентрации загрязняющих веществ в природных средах, объем сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, площадь и толщина покрытия пленкой, интенсивность и характер запаха, масштабы гибели рыбы, других водных организмов, растений, животных, уровни физических воздействий, биологические агенты и т.п.);
5. Причины возникновения экстремальной ситуации (выход из строя очистных сооружений, установок по очистке отходящих газов, разрыв трубопровода, прорыв дамбы, отключение электроэнергии, поведение судна во время шторма и т.п.);
6. Виновник возникновения экстремальной ситуации с указанием ведомственной принадлежности и формы собственности (полное наименование организации, министерства);
7. Сведения об организациях получивших информацию об экстремальной ситуации и передавших ее специально уполномоченному органу;
8. Предпринимаемые меры по локализации, ликвидации, экстремальной ситуации, ее последствий;
9. Прогноз распространения зоны экстремального загрязнения;
По результатам обследования, по мере выяснения дополнительных данных передается информация:
уточнение сведений по пп. 1-8, сведения о перемещении зоны загрязнения, концентрации загрязняющих веществ в ней;
уточнение объема выброса (сброса) загрязняющих веществ;
данные о причиненном ущербе;
сведения об угрозе здоровью человека, окружающей природной среде (невозможность использования воды для питьевого, промышленного, сельскохозяйственного водоснабжения, невозможность использования сельскохозяйственных культур для питания и т.п.);
уточнение прогноза перемещения зоны загрязнения, сведения о передаче прогноза заинтересованным организациям;
другие дополнительные сведения.
Приложение 2
К Временному положению о порядке
взаимодействия органов местного
самоуправления при аварийных выбросах
и сбросах загрязняющих веществ
и экстремально высоком загрязнении
окружающей природной среды.
КРИТЕРИИ ЭКСТРЕМАЛЬНО ВЫСОКОГО
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается:
1. Для атмосферного воздуха:
содержание одного или нескольких веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК) <*>;
- в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток;
- в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
- в 50 раз и более;
визуальные и органолептические признаки:
- появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затрудненное дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и др. (одновременно у нескольких десятков человек);
- выпадение окрашенных дождей и других атмосферных осадков, появление у осадков специфического запаха или несвойственного привкуса;
--------------------------------
<*> - с возможным учетом времени, прошедшего с момента возникновения экстремального высокого загрязнения до его обнаружения.
2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
максимальное разовое содержание формируемых веществ 1 - 2 класса опасности и концентрациях, превышающих ПДК в 5 и более раз, для веществ 3 - 4 класса опасности в 50 и более раз <*>;
Появления запаха, не свойственного воде ранее, интенсивность более 4 баллов;
покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхождения) более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой площади до 6 кв. км;
снижение содержания растворенного в воде кислорода до 2 и менее мг/л;
увеличение биохимического кислорода (ВПК) свыше 40 мг/л;
3. Для почв и земель:
содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсилогическим критериям или 10 и более ПДК по фитотоксическим критериям;
содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК <**>;
наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изреженности или повреждении посевов на площади более 50% отдельного поля;
наличие несанкционированных свалок токсичных отходов.
-------------------------------
<*> - Содержание веществ в поверхностных водах суши и морских водах сопоставляется с наиболее "жесткими" ПДК в ряду одноименных показателей. Для веществ, на которые нормативными документами предусмотрено полное отсутствие их в воде водных объемов, в качестве ПДК условно принимается содержание 1.01 мкг/л;
<**> - Для веществ, на которые не установлены ПДК для почв и земель превышение 100-кратной величины среднего регионального фона.
4. Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:
мощность экспозиционной дозы гамма- излучения на местности, измеренная на высоте 1 м от поверхности земли, составила 80 и более мкР/ч:
концентрация радионуклидов в пробах объектов окружающей природной среды (атмосфера, поверхностные воды суши, почва, морская среда) превысила значение ДКб (допустимая концентрация радионуклидов для населения группы В), приведенные в Нормах радиационной безопасности (НРБ - 78/87), а при отсутствии данных о радионуклидном составе пробы - концентрации суммарной бета-активности в атмосферном воздухе по данным первых измерений (через одни сутки после окончания отбора проб) превысила 3700*10 Вк/кв. м (беккерель на один кв. м);
суммарная бета-активность выпадений по результатам первых измерений (через одни сутки после отбора проб) превысила 110 Вк/кв. м в сутки;
концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной и лесной продукции превысила принятые ВДУ (временные допустимые уровни);
5. При негативном воздействии на флору и фауну:
массовая гибель (заболевание) рыбы и/или других водных организмов и растений, отклонение от нормального развития икры, личинок и молоди рыбы, сокращение и потери мест нагула, нереста и зимовальных ям рыбы, нарушение путей миграции рыбы и других водных организмов, приобретение посторонних запахов и привкусов, несвойственных им ранее;
массовая гибель (заболевание) животных, в том числе диких, при которых уровень смертности (заболеваемости) превышает среднестатистический в три и более раз;
наличие изменений в состоянии лесных экосистем, не связанных с гидрометеоусловиями, выражающихся в изменении окраски хвои (листвы), несвойственной древесным и кустарниковым породам в данной местности (сезоне), опадения (дефолиации) или усыхании (десикации) 30 - 50% хвои (листвы) и других признаках природного и техногенного воздействия на лесную среду.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|