| |
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 09.07.1997 № 287
"О целевой Программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Астраханской области на 1997 - 2000 годы"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора области от 14.01.2004 № 13.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 1997 г. № 287
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
В целях углубления аграрной реформы, создания организационных, экономических и социальных условий для последовательного развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, устойчивого функционирования многоукладной экономики на селе и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. № 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 1997 г. № 47 "Об утверждении Федеральной целевой программы социально - экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы", а также Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 13 июня 1996 г. № 191 постановляю:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000 годы.
2. Утвердить государственным заказчиком Программы департамент сельского хозяйства Администрации Астраханской области. Финансовое обеспечение Программы осуществляют департамент сельского хозяйства и продовольствия и финансовое управление Администрации области.
3. Комитету экономики и инвестиционной политики, финансовому управлению Администрации области предусматривать выделение департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
4. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия, комитету экономики и инвестиционной политики, финансовому управлению Администрации области, комитету по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области совместно с ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Астраханской области ежегодно, с учетом складывающейся ситуации и изменений существующей законодательной базы, вносить соответствующие предложения для корректировки Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет экономики и инвестиционной политики Администрации области (Петров).
И.о. Главы Администрации области
Э.М.ВОЛОДИН
Утверждена
Постановлением Главы Администрации
области от 9 июля 1997 г. № 287
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
И КООПЕРАТИВОВ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГГ.
Паспорт
целевой Программы развития
крестьянских (фермерских) хозяйств
и кооперативов в Астраханской области
на 1997 - 2000 гг.
Наименование Программы -"Целевая программа развития
крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов
Астраханской области на 1997-2000
гг."
Основание для разработки - Постановление Главы Администрации
Программы Астраханской области от 13.06.96
№ 191
Государственный заказчик - Департамент сельского хозяйства и
Программы продовольствия Администрации
Астраханской области
Основные разработчики - Департамент сельского хозяйства и
Программы продовольствия, финансовое
управление, комитет экономики и
инвестиционной политики
Администрации области, АстрАККОР,
облкомзем, органы исполнительной
власти районов области
Цели Программы - Создание условий устойчивого
развития и повышение
эффективности фермерского сектора
как составной части многоукладной
экономики, социальной защиты
крестьянства в условиях рыночных
отношений
Основные программные - Создание правовых,
мероприятия организационных, экономических и
социальных условий эффективного
функционирования фермерских
хозяйств и кооперативов,
отработка механизма их
господдержки.
I. Введение
Программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Астраханской области на 1997-2000 годы составлена по поручению Главы Администрации Астраханской области (Постановление от 13.06.96 № 191), а также в соответствии с Федеральной целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.12.96 № 1499 и Постановлением Правительства РФ от 21.01.97 № 47 "Об утверждении Федеральной целевой программы социально - экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы".
Крестьянские (фермерские) хозяйства начали формироваться в Астраханской области с 1990 года. Они располагают 246 тыс. га сельхозугодий - по 128 га на одно хозяйство, в т.ч. пашни - 15 га. Значительные площади фермерских сельхозугодий мелиорированы. Инженерно обустроенных земель этим хозяйствам практически не выделено. В среднем на хозяйство приходится 2-3 трактора, 2 грузовых автомобиля, современная водополивная техника, перерабатывающие цеха и др.
По всем каналам финансирования (товарный кредит, использование лизинга, ссуда банков, субсидии из областного бюджета) за 1991 - 1995 гг. на развитие фермерского движения направлено 15.6 млрд. руб. Эффективность вложений составляет 6 - 7 руб. на рубль госпомощи.
В условиях жесточайшего кризиса только личные подсобные хозяйства населения и фермерские хозяйства сохраняют производство сельхозпродукции - в 1996 году они дали 64% сельхозпродукции области, и только 36% приходится на колхозы, совхозы, АО, ТОО.
От объемов продукции, произведенной в сельхозпредприятиях, крестьянские хозяйства составили в 1995 г. - 17%, в 1996 г. - 22.4%.
Затухать фермерское движение начало особенно с 1995 года, когда были сведены на нет организационная и финансовая поддержки со стороны государства, усугубился диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, усилился монополизм поставщиков энергоносителей и промпродукции, расстроилась финансово - кредитная база и еще не работает рыночная инфраструктура, отсутствует правовое поле.
Данная Программа является составляющей областной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства на 1997 - 2000 годы, которая предполагает:
- восстановление сельскохозяйственного производства в объемах, гарантирующих обеспечение области продуктами питания и сырья, максимально используя для этого имеющийся производственный и научный потенциал, широкое развитие кооперации и интеграции;
- преодоление диспаритета цен в межотраслевом обмене сельского хозяйства и других отраслей экономики, а также снижение бремени налогообложения;
- создание в стране и области необходимой законодательной базы для сельских товаропроизводителей, которая бы защищала их интересы, поставила заслон произволу и диктату и тем самым давала широкие возможности крестьянину творчески трудиться, быть уверенным в завтрашнем дне;
- осуществление мер по повышению эффективности и конкурентоспособности производства, защите экономических, правовых и социальных интересов работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
- обеспечение государственной поддержки по стимулированию производства продукции и роста доходов крестьянских хозяйств, а также защиты внутреннего рынка от продовольственной интервенции;
- свободный выбор крестьянами форм организации производства, кооперирования в промышленной переработке и реализации продукции, социальном обслуживании села, тесное сотрудничество на взаимовыгодной основе с другими союзами, объединениями, ассоциациями, корпорациями и прочими хозяйственными образованиями, дальнейшее развитие научных исследований особенностей частного сельскохозяйственного предпринимательства;
- усиление роли государства в области инвестиционной и кредитно - финансовой политики, восстановление сельхозтоваропроизводителям социальной льготной кредитной линии для финансирования текущих и сезонных затрат;
- обеспечение необходимых объемов поставок современной высококачественной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче - смазочных материалов и других ресурсов.
II. Цели и задачи программы
Обеспечение нормального развития фермерского сектора как нового социального явления, важного элемента многоукладной экономики, социальная защита крестьянства в условиях рынка.
Задачами Программы являются:
- создание правовых, организационных, экономических, бытовых, социальных, производственных условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов;
- формирование системы государственной и общественной поддержки крестьянских хозяйств;
- укрепление и рациональное использование имеющегося производственно - технологического потенциала крестьянских хозяйств, его дальнейшее развитие;
- создание финансово - кредитного и инвестиционных механизмов, обеспечивающих инвестирование в фермерский сектор за счет собственных возможностей крестьянских хозяйств и привлечение отечественного и зарубежного капитала;
- развитие фермерской кооперации и формирование эффективной рыночной инфраструктуры, сервисного обслуживания и обеспечения крестьянских хозяйств услугами по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, а также для инженерного обустройства территории и улучшения земель;
- развитие и укрепление крестьянского самоуправления.
Этапы реализации областной Программы идентичны изложенным в Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы.
III. Совершенствование нормативно - правовой базы
крестьянских хозяйств и кооперативов
Слабое правовое обеспечение сдерживает создание новых крестьянских хозяйств и кооперативов, затрудняет их деятельность как по полноте охвата вопросов, так и по качеству документов. Для нормального функционирования АПК необходимо около 30 нормативно - правовых актов федерального и областного уровня и, в первую очередь, Законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в новой редакции, "О Земельном кодексе Российской Федерации" и др.
На крестьянские хозяйства должны распространяться все меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также для малого предпринимательства.
Необходимо решить проблему выдачи свидетельств на землю нового образца всем фермерам, с отводом выделенных земельных участков в натуре, бесплатно. Провести бесплатную регистрацию изменений правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с первой частью Гражданского кодекса. При этом необходимо иметь в виду, что:
- крестьянское хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица, а глава хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;
- имущество крестьянского (фермерского) хозяйства складывается как из личного имущества граждан, так и приобретенного в процессе хозяйственной деятельности и принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не предусмотрено иное;
- земельный участок находится в пожизненном наследуемом владении главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
С вводом федеральных законов будут подготовлены проекты соответствующих нормативных актов областному Представительному Собранию.
IV. Земельные отношения, совершенствование
механизма формирования крестьянского земледелия
и землепользования
Для совершенствования земельных отношений в крестьянских (фермерских) хозяйствах, формирования хозяйств оптимальных размеров необходимо:
- провести переоформление земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, полученных в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование частично (в размерах установленных предельных районных норм, бесплатного наделения землей), в общую совместную собственность крестьянских хозяйств, а сверх указанной нормы - долгосрочную аренду с правом выкупа;
- с учетом особенностей Астраханской области отработать механизм залога земель, находящихся в собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, с целью получения долгосрочных ипотечных кредитов;
- разработать механизм государственного регулирования купли - продажи земельных участков, находящихся в собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, включая продажу как по инициативе хозяйства, так и по инициативе органов местного самоуправления;
- обеспечить реализацию своих прав собственникам земельных долей согласно Указу Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337;
- установить первоочередное право соседей - землевладельцев крестьянских (фермерских) хозяйств на аренду высвободившихся земельных участков;
- осуществить комплекс землеустроительных работ по оптимизации размеров крестьянских и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, компактному размещению земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- усилить контроль за целевым и рациональным использованием земель хозяйствами и в случаях несоблюдения этих условий изымать их в фонд перераспределения.
К 2000 году площадь сельхозугодий у фермерских хозяйств и кооперативов составит 283 тыс. га, средний размер земли на хозяйство составит 122 га.
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
Объединение крестьянских (фермерских) хозяйств в кооперативы - важнейшее условие дальнейшего их развития. Кооперация возможна для:
- совместного производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции;
- переработки, хранения, сбыта продукции;
- кредитования и страхования;
- материально - технического обеспечения;
- совместного использования техники, орошаемых земель, сенокосов.
Многообразие кооперации общеизвестно и проверено практикой зарубежных стран, российским опытом.
Перспективно развивать договорные отношения между фермерскими хозяйствами и коллективными сельхозпредприятиями, а также сервисными службами на оказание услуг по ремонту сельскохозяйственной техники, хранению продукции и горюче - смазочных материалов, переработке сельхозпродукции, проведению полевых работ.
Необходимо способствовать передаче в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельхозкооперативам недостроенных и пустующих животноводческих помещений, неиспользуемых орошаемых земель, находящихся в собственности коллективных сельхозпредприятий, сроком на 5 - 10 лет с правом выкупа.
Содействовать выделению крестьянским и кооперативным хозяйствам на взаимовыгодной основе в селах, районных центрах, городах неиспользуемых помещений для строительства мини-цехов по переработке сельхозпродукции, организации магазинов по ее реализации.
Создать машинно - тракторные станции (машинные дворы) для обслуживания малоземельных, экономически слабых и вновь организованных хозяйств.
Необходимо раздельное правовое регулирование производственных и потребительских (обслуживающих) кооперативов с освобождением потребительских кооперативов от налога на прибыль.
Будет формироваться система сельских кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, они станут источником первоначального капитала предпринимательства.
VI. Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка
крестьянских хозяйств и кооперативов
Постановлением Правительства РФ от 21.01.97 № 47 "Об утверждении Федеральной программы социально - экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы" на реализацию Программы развития крестьянских хозяйств и кооперативов на период до 2000 года определено 158 млрд. руб., из них 92.8 млрд. руб. капвложений. Источниками финансирования являются: федеральный бюджет - 20.8 млрд. руб., областной бюджет - 40.7 млрд. руб., внебюджетные источники - 70.3 млрд. руб.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства Российской Федерации и органами областной власти, на возвратной основе и безвозвратной, из федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и иных источников.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;
дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;
компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых корнеплодов;
дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы, сырье льна и конопли;
дотация на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке;
поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов - животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;
финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований, и организация устройства их территории;
компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно - сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);
кредитование приобретения земли;
возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;
содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;
льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты;
финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции и ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов;
выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;
льготное кредитование строительства жилья;
оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будут осуществляться в рамках федеральных и областных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.
Осуществится переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение материально - техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, издание специальной литературы, информационно - консультативное обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции и с учетом расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов.
Из областного бюджета и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) средства выделяются на инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры, строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, дотации на отдельные виды продукции и другие цели.
На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из областного бюджета и местных бюджетов будет выделяться не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели.
За счет федерального бюджета и областного бюджета оказывается поддержка в финансировании строительства других (кроме животноводческих) производственных объектов сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции.
Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Финансовые средства государственной поддержки ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете областным бюджетам и местных бюджетах при их формировании по представлению органов государственного управления агропромышленным комплексом на основании заявок органов фермерского самоуправления в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы и региональных программ.
VII. Информационно - консультативное обслуживание
и научное обеспечение крестьянских хозяйств
и кооперативов. Обучение и повышение
квалификации фермеров
Будет создан областной центр единой федеральной информационно - консультативной службы, что поможет освоению достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, а также работе маркетинга, социальной и юридической защиты.
В области есть достаточно научных учреждений, которые расширят исследования по актуальным вопросам деятельности крестьянских хозяйств и кооперативов и, в частности, по разработке оптимальных моделей хозяйств различной специализации.
На качественно новый уровень будет поставлена работа по подготовке и повышению квалификации фермеров и работников кооперативов посредством обучения в высших (средних) учебных заведениях России, стажировки за рубежом. Шире будут практиковаться конкурсы хозяйств, выставки - ярмарки, конференции, семинары. Преимущественное право юридического открытия крестьянского (фермерского) хозяйства будет предоставляться комиссионно, на конкурсной основе людям, имеющим высшее (среднее) образование, опыт работы в селе (приложение 1).
Предусматривается участие фермерских хозяйств в выставках, ярмарках, смотрах - конкурсах, научно - практических конференциях и семинарах.
VIII. Развитие крестьянского самоуправления
Государство в лице областных органов госвласти и органов местного самоуправления создает условия для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов. Они определяют и осуществляют стратегию и тактику их развития, организационно - правовые и экономические условия их образования и деятельности, меры государственной поддержки.
Органы управления сельским хозяйством обеспечивают создание системы специального обслуживания - агромического, зооветеринарного, инженерного, юридического, а также обучение и повышение квалификации фермеров.
Дальнейшее становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств будут проходить путем объединения в различные кооперации.
Кооперация должна обеспечивать общественно - политическую и социальную защиту фермеров и их интересов, а также содействовать и помогать в хозяйственной и коммерческой деятельности.
Общественные организации крестьянских (фермерских) хозяйств (областная, районные и местные ассоциации) осуществляют:
- представительство фермеров в законодательных и исполнительных органах власти;
- участие в разработке законодательной и иной нормативно - правовой базы;
- определение условий деятельности крестьянских хозяйств;
- отстаивание интересов фермеров.
Во взаимодействии с государственными органами власти они определяют организационно - экономические и социальные условия деятельности хозяйства, включая меры господдержки, контролируют их выполнение, содействуют госорганам в материально - техническом, технологическом, финансовом, информационно - консультативном, юридическом и ином обеспечении и обслуживании крестьянских (фермерских) хозяйств, переработке и сбыте продукции, распространении и освоении передового опыта.
Одной из главных задач органов крестьянского самоуправления является создание и налаживание деятельности межфермерских кооперативов, а также представительства крестьян в формируемых органах сельского самоуправления.
Органы крестьянского самоуправления осуществляют представительство фермеров в органах государственной власти и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других общественных организациях.
Органы государственной власти взаимодействуют с органами крестьянского самоуправления на основе соглашений и договоров о совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, социального развития села, подготовки кадров.
XI. Экономические и социальные результаты
реализации Программы
Реализация Программы позволяет добиться последовательного развития крестьянского (фермерского) сектора, повышения экономической и социальной стабильности.
Упрочится организационно - правовое и социальное положение крестьянских (фермерских) хозяйств, их материально - техническая база, возрастет производительность труда. Увеличится производство продукции (см. приложение 2). За 1996 - 2000 годы будет произведено основных видов продукции:
Картофеля - 22.3 тыс. т
Фруктов - 4.2 тыс. т
Овоще-бахчевых - 230.8 тыс. т
Молока - 30.4 тыс. т
Мяса - 27.1 тыс. т
Шерсти - 2.6 тыс. т
Рыбы прудовой - 6.1 тыс. т
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции возрастет с 8% в 1996 г. до 20% в 2000 году, а к объемам производства в сельхозпредприятиях (колхозы, совхозы, ООО, ТОО, АО и др.) соответственно с 22.3% до 33%.
Будут развиваться традиционные отрасли: растениеводство, овощеводство, бахчеводство (с широким ассортиментом культур), рисоводство, а также новые - табаководство, свекловодство, возделывание подсолнечника, новые кормовые культуры. В животноводстве приоритетное направление - молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.
Получат развитие кооперативы и интеграционные связи фермеров между собой и другими хозяйствами в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве.
Повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров, их семей.
Возрастет рыночная ориентация крестьянских (фермерских) хозяйств. Расширится сфера занятости на селе. Получит дальнейшее развитие крестьянское самоуправление.
Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного комплекса, возрастет его значение как составной части многоукладной экономики Астраханской области.
При этом имеется в виду, что крестьянские (фермерские) хозяйства не только сельхозпроизводители, это семья, связанная общим трудом и имуществом, где хранятся устои народа, его обычаи, воспитываются дети в труде, чести и достоинстве, национальных традициях. Фермерская семья должна стать основой, фундаментом сельского общества.
X. Организация управления программой
и контроль за ее реализацией
Государственным заказчиком Программы является департамент сельского хозяйства и продовольствия Администрации Астраханской области, управление ее осуществляется госзаказчиком и органами местного самоуправления.
С целью эффективного взаимодействия Администрации области и органов местного самоуправления при госзаказчике создается межведомственный координационный совет, куда входят специалисты заинтересованных ведомств.
Госзаказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнование из областного бюджета и направляет в комитет экономики и инвестиционной политики, финансовое управление Администрации области.
Департамент сельского хозяйства и продовольствия совместно с комитетом экономики и инвестиционной политики, финансовым управлением Администрации области организует проверки мероприятий по Программе и эффективность использования материальных и финансовых средств (приложение 3).
Не позднее 1 марта Администрации области представляется доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намеченных мероприятий, увязку государственной политики в развитии фермерского сектора с общими основами реформирования агропромышленного комплекса.
В процессе реализации Программы могут вноситься изменения и дополнения, направленные на совершенствование ее положений с учетом динамики развития фермерского движения, общего социального и экономического положения, новых теоретических и практических разработок, законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ и Астраханской области.
Приложение 1
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ
ДО 2000 ГОДА
------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦
¦ ¦ отчет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество хозяйств, ¦ 1877 ¦ 1925 ¦ 2020 ¦ 2200 ¦ 2320 ¦
¦ единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Занимаемая площадь ¦ 210 ¦ 226 ¦ 240 ¦ 258 ¦ 283 ¦
¦сельскохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦угодий, тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦из них пашни ¦ 26.0 ¦ 29 ¦ 31 ¦ 33 ¦ 36 ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦В среднем на 1 хоз-во ¦ 112 ¦ 119 ¦ 119 ¦ 120 ¦ 122 ¦
¦сельхозугодий, га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в т.ч. пашни ¦ 13.8 ¦ 15.6 ¦ 15.6 ¦ 15.7 ¦ 15.8¦
+-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Основные фонды: ¦ 403 ¦ 418 ¦ 449 ¦ 456 ¦ 518¦
¦ млрд. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+-------+-------+-------+-------+--------
Приложение 2
ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВАХ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
--------------T-------T-------T---------------------------------¬
¦ Продукция ¦1996 г.¦1997 г.¦ 2000 г. (прогноз) ¦
¦ ¦(отчет)¦(прог- +-------T-----------T-------------+
¦ ¦ ¦ ноз) ¦Всего ¦ко всем ¦к сельхозпред¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦категориям ¦приятиям, % ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйств, %¦ ¦
+-------------+-------+-------+-------+-----------+-------------+
¦Зерно ¦ 3.8 ¦ 6.0 ¦ 7.0 ¦ 4.6 ¦ 4.9 ¦
+-------------+-------+-------+-------+-----------+-------------+
¦Картофель ¦ 2.8 ¦ 3.3 ¦ 4.9 ¦ 7.0 ¦ 98.0 ¦
+-------------+-------+-------+-------+-----------+-------------+
¦Овощи ¦11.0 ¦20.5 ¦ 28.6 ¦ 11.4 ¦ 17.1 ¦
+-------------+-------+-------+-------+-----------+-------------+
¦Бахчевые ¦17.7 ¦20.5 ¦ 21.6 ¦ 25.4 ¦ 34.5 ¦
+-------------+-------+-------+-------+-----------+-------------+
¦Молоко ¦ 4.9 ¦ 5.6 ¦ 6.2 ¦ 3.8 ¦ 14.4 ¦
+-------------+-------+-------+-------+-----------+-------------+
¦Мясо ¦ 3.9 ¦ 4.0 ¦ 5.7 ¦ 7.6 ¦ 37.3 ¦
+-------------+-------+-------+-------+-----------+-------------+
¦Шерсть, т ¦481 ¦250 ¦ 540 ¦ 16.4 ¦ 45.0 ¦
L-------------+-------+-------+-------+-----------+--------------
Приложение 3
ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ
НА РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
И КООПЕРАТИВОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(млрд. руб., в ценах 1995 г.)
-----------------------T-------T-------T-------T-------T--------¬
¦ ¦1991 г.¦1992 г.¦1995 г.¦1996 г.¦ 2000 г.¦
¦ ¦(отчет)¦(отчет)¦(отчет)¦(отчет)¦(прогноз¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Общий объем капитальн.¦ 6.450¦ 2.435 ¦4.772 ¦ 8.356 ¦ 53.800 ¦
¦вложений (за счет всех¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦источников (финансиро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вания) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Собственные и привле- ¦ 1.612¦ 0.260 ¦1.646 ¦ 4.246 ¦ 31.260 ¦
¦ченные средства кре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стьянских хозяйств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кооперативов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Бюджетные средства ¦ 4.838¦ 2.193 ¦3.126 ¦ 4.110 ¦ 22.600 ¦
¦всех уровней (включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджетные ссуды) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+-------+-------+-------+-------+---------
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|