Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Правительства Астраханской области от 21.09.2007 № 410-П
"О концепции информатизации здравоохранения Астраханской области"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 44, 04.10.2007


Вступил в силу с 21 сентября 2007 года (пункт 3 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2007 г. № 410-П

О КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях повышения эффективности функционирования системы здравоохранения на территории Астраханской области, а также повышения качества медицинских услуг Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию информатизации здравоохранения Астраханской области (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Астраханской области (Чалов В.В.) в двухнедельный срок разработать график мероприятий по реализации концепции информатизации здравоохранения Астраханской области.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 21 сентября 2007 г. № 410-П

КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Введение

Настоящая концепция информатизации - здравоохранения Астраханской области (далее - концепция) разработана с учетом положений Конституции Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 № 1024-р, Постановления Правительства Астраханской области от 14.06.2006 № 197-П "Об утверждении концепции отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году", Постановлений Правительства Астраханской области от 02.10.2006 № 345-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2007 год" и от 19.02.2007 № 60-П "О концепции развития портала органов государственной власти Астраханской области". Создание настоящей концепции обусловлено целями и задачами совершенствования системы здравоохранения и перехода Астраханской области к информационному обществу.
Внедрение современных информационных технологий в сферу здравоохранения направлено прежде всего на повышение качества оказания медицинских услуг и повышение уровня здоровья граждан, проживающих на территории Астраханской области.
Информатизация, как инструмент, помогает любой системе достигнуть поставленных целей. Сфера здравоохранения не является исключением в этом вопросе, она имеет множество субъектов и объектов, задач и функций. Вопросы постоянства связи между всеми членами системы, необходимость соблюдения правил и стандартов функционирования, а также систем распределения ресурсов, потоков, администрирование и управление системой являются приоритетными, и решение их не может обойтись без современных информационно-телекоммуникационных и технических средств.
Здравоохранение как система, претерпело множество изменений за последние несколько лет. Переход на новый режим финансирования, реформы, реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" - все это должно привести к изменению схемы администрирования и менеджмента, внедрению новых систем управления и переходу на новый уровень взаимодействия между системой и пациентом.
Можно назвать 2 условных направления информатизации:
- перенастройка внутренних связей в системе здравоохранения и сопряженных с ней систем;
- изменение схем взаимодействия пациентов с медицинской системой.
Для первого направления наиболее важно:
1) упорядочить денежные потоки с разработкой системы достоверного прогнозирования расходов, грамотного распределения денежных средств, установкой контроля над их использованием;
2) обеспечение грамотным кадровым составом с возможностью профессионального развития и роста благодаря образовательным системам и системам поддержки принятия решений.
Для второго направления наиболее важен вопрос организации времени обращения гражданина к системе здравоохранения, а также возможность получения максимально качественных медицинских услуг, в том числе благодаря доступу к данным о состоянии здоровья в любой момент времени в любом медицинском учреждении системы.
Решением этих задач должна послужить единая медицинская информационная система, состоящая из физической коммуникационной среды и программно-инструментальной оболочки, призванная соединить все учреждения здравоохранения Астраханской области, а также имеющая связь с внешней средой посредством единого медицинского информационного портала. Портал станет центром соединения всех информационных потоков, а также точкой доступа к единой медицинской системе как для медицинских работников и руководителей, так и для населения Астраханской области.
Концепция является исходной установкой для разработки мероприятий по развертыванию единого медицинского информационного пространства на территории Астраханской области. Концепция представляет собой совокупность целей, отражающих интересы Астраханской области в сфере здравоохранения и информационной сфере, направлений их достижения, задач и механизмов их реализации.

2. Содержание проблемы (актуальность)

В то время как все сферы деятельности человека постепенно все больше и больше используют информационно-коммуникационные и технологические средства, в сфере здравоохранения в этом направлении в настоящий момент сделано мало. Основными причинами этого являются отсутствие единого подхода к информатизации среди учреждений здравоохранения, отсутствие грамотных специалистов соответствующего профиля, способных внедрить и поддерживать работоспособность системы, а также локальный характер решения проблемы. Решить эти задачи призвана данная концепция.
В марте 2005 года были организованы министерство здравоохранения Астраханской области, а также областное государственное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - МИАЦ). Именно эта организация должна была стать отправной точкой решения вопросов, связанных с информатизацией здравоохранения, однако по разным причинам сразу этот процесс не начался.
В 2006 году в МИАЦ был организован отдел обеспечения программно-информационной и технической поддержки. Были намечены основные пути развития информатизации и построения единого информационного пространства. Первыми шагами к этому стали закупка техники и программного обеспечения в декабре 2006 года. Было закуплено серверное оборудование и терминалы для министерства здравоохранения Астраханской области, рабочие станции и оргтехника для всех центральных районных больниц области. Специализированное программное обеспечение стало основой для организации единой информационной системы, а в марте 2007 года на его платформе был развернут регистр граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными средствами. Министерством здравоохранения Астраханской области был издан приказ о ведении вышеуказанного регистра, был проведен обучающий семинар для работников медицинских учреждений. Для обеспечения сбора всей информации в едином месте в режиме реального времени доступ к регистру был открыт через глобальную сеть Интернет с выполнением всех необходимых правил, регламентов по соблюдению информационной безопасности. Все, что нужно было лечебным учреждениям, - это компьютер с интернет-браузером и доступом в Интернет. Подобный вариант не только позволяет всегда владеть актуальной информацией о количественном и качественном составе льготной группы населения, но и значительно облегчает работу в лечебных учреждениях, так как нет необходимости получать в МИАЦ дистрибутив, подбирать среди немногочисленной техники подходящий по системным требованиям компьютер, устанавливать программу, получать и устанавливать обновления и так далее. Мониторинг по поставкам в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" проводится с помощью аналогичной технологии.
Однако регистр до сих пор не заполнен полностью, причиной этому является отсутствие или некачественное соединение с сетью Интернет. В ряде центральных районных больниц Астраханской области до внедрения регистра вообще не было постоянного подключения.
Внедренная информационная система "ЭкоМ-МИАЦ" имеет большой потенциал в наращивании функциональности, такой, как создание единого регистра медицинских и фармацевтических кадров, ведение паспортов лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) с возможностью отслеживания имеющихся лицензий и всем, что связано с лицензированием государственных учреждений здравоохранения, но из-за отсутствия прочных защищенных каналов связи информация в регистры пока не поступает.
Постоянная социальная проблема с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан не решена. Нет связи между врачами, выписывающими лекарственные средства, и аптечными учреждениями, их выдающими, поэтому очень распространены случаи выписки лекарств, которых нет в наличии. Аптечные учреждения не владеют информацией о состоянии остатков на аптечных складах. Все это приводит к перебоям в обеспечении лекарственными средствами.
Существует серьезная проблема очередей в поликлиниках, порой серьезно больные люди вынуждены проводить в живой очереди к нужному специалисту несколько часов, что крайне негативно отражается на состоянии их здоровья.
Нет системы дистанционной консультации, которая в некоторых ситуациях бывает крайне необходима пациентам.
В случае экстренной госпитализации пациента в тяжелом состоянии, в том числе если пациент находится без сознания, невозможно узнать о непереносимости больным лекарственных средств, при употреблении которых могут возникать негативные реакции.
У населения отсутствуют достоверные и актуальные источники информации, в которых можно было бы получить ответ о том, в каких учреждениях здравоохранения, находящихся на территории Астраханской области, оказываются те или иные платные медицинские услуги.
Это лишь некоторые очевидные проблемы, с которыми сталкиваются граждане при возникающих проблемах со здоровьем.
Для самой системы здравоохранения актуальными являются вопросы оплаты медицинских услуг, оказанных по системе обязательного медицинского страхования. Не организованный должным образом персонифицированный учет оказанной медицинской помощи ведет к финансовым потерям как со стороны ЛПУ, так и Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - АОТФОМС) и страховых медицинских организаций (далее - СМО). В настоящий момент нет возможности рассчитать, сколько затрачено государством средств на лечение в течение года больного с определенным заболеванием, например онкологическим, сколько нужно будет потратить в будущем году на лечение подобных больных и сколько их на территории области.
Довольно сложно определить, сколько денежных средств необходимо запланировать из областного бюджета на обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан, опираясь только на предыдущие заявки от лечебных учреждений, так как они имеют под собой неточные расчеты - отсюда все проблемы с нехваткой одних препаратов и излишками других.
Недостаточный контроль руководителей медицинских учреждений за соблюдением норм и правил лицензирования приводит к плачевным результатам - по результатам проверок управления Росздравнадзора по Астраханской области применяются штрафные санкции, что при условии ограниченного финансирования наносит значительный урон медицинским учреждениям, не говоря уже о том, что это может сказываться и на качестве оказания медицинских услуг.
Во главе всех учреждений здравоохранения стоят опытные медицинские работники, профессионалы своего дела, но с некоторыми административными функциями они справляются порой не очень эффективно. Грамотное управление учреждением здравоохранения, будь то городская поликлиника или врачебная амбулатория в сельской местности, процесс трудный, особенно в современных рыночных условиях. Необходимость учета множества факторов и принятие множества решений требует серьезных менеджерских навыков, которых часто не хватает руководителям.
В сельских районах, где количество и уровень медицинского персонала отличаются от городского, складываются ситуации, когда врачу сельской врачебной амбулатории требуется срочная консультация соответствующего узкого специалиста из города, однако в настоящий момент не налажены прочные каналы связи для реализации подобных консультаций.
Подобных проблем, более мелких и детальных, в системе здравоохранения Астраханской области достаточно, равно как и в других областях России. Условно все проблемы можно разделить на 4 направления:
1. Отсутствие постоянных каналов связи между медицинскими учреждениями.
2. Отсутствие необходимых механизмов для эффективного управления отраслью и осуществления контрольных функций.
3. Отсутствие систем поддержки принятия решения и планирования деятельности как непосредственно медицинской и всего, что с этим связано, так и финансово-хозяйственной.
4. Отсутствие эффективных каналов связи и механизмов взаимодействия между элементами системы здравоохранения и населением Астраханской области.
Все эти проблемы в настоящий момент можно решить. Локальные решения каждой из них не принесут необходимого эффекта. Только комплексное решение этих задач с использованием современных технологий и инструментов сможет качественно поднять систему здравоохранения на новый уровень функционирования, что и должно привести к улучшению состояния здоровья населения Астраханской области.
Информатизация здравоохранения через системный подход поможет выстроить стройную и прозрачную схему функционирования учреждений, установит и наладит прочные каналы связи и отношения между всеми объектами системы. Прежде всего эти каналы помогут вывести уровень оказания медицинских услуг на новый уровень, они станут более доступными, простыми для понимания граждан, помогут сохранить их здоровье. Системы поддержки принятия решений помогут не только обеспечить высокий уровень оказания медицинской помощи, определенный соответствующими стандартами, но и помогут медицинскому персоналу постоянно совершенствоваться в своей профессии, руководителям - грамотно планировать распределение всевозможных ресурсов.

3. Цель и задачи концепции

Главной целью концепции является повышение качества медицинских услуг, оказываемых населению Астраханской области.
Информатизация здравоохранения приведет к более эффективному и рациональному функционированию сферы здравоохранения. Единая медицинская информационная сеть позволит грамотно распределять и распространять среди медицинских учреждений необходимые данные о пациентах, помогать планировать деятельность учреждений, упорядочить материальные потоки. Благодаря единому медицинскому порталу граждане получат не только большой объем справочной информации, но и доступ к широкому спектру услуг.
В процессе реализации концепции решаются следующие приоритетные задачи:
- формирование единой медицинской информационной сети;
- формирование единого медицинского портала;
- развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения;
- рост доступности медицинских услуг и сервисов, оказываемых в электронном виде;
- совершенствование управления системой здравоохранения;
- расширение возможностей межведомственного информационного обмена;
- создание условий для формирования единого информационного пространства Астраханской области.

4. Основные положения информатизации

4.1. Основные направления информатизации
Основными направлениями информационного обеспечения системы здравоохранения являются:
- мониторинг ресурсов здравоохранения и их размещения на территории Астраханской области;
- мониторинг сети ЛПУ, ее мощности и структуризации;
- мониторинг лицензированных видов и профилей медицинской деятельности;
- мониторинг оказания медицинской и лекарственной помощи населению, ее объемов и структуры;
- мониторинг финансирования медицинской и лекарственной помощи;
- мониторинг показателей здоровья населения;
- информатизация медицины катастроф, создание транковой системы экстренного оповещения и мониторинга в режиме реального времени чрезвычайных ситуаций;
- информатизация экстренной медицинской помощи;
- информатизация специализированной медицинской помощи;
- информатизация лечебно-диагностического процесса;
- мониторинг исполнения государственных гарантий по обеспечению населения Астраханской области бесплатной медицинской помощью;
- разработка и внедрение информационной системы оценки качества и эффективности медицинской помощи, а также методики оценки эффективности управления экономическими ресурсами в ОМС;
- мониторинг кадровой службы системы здравоохранения Астраханской области, а также последипломного образования;
- совершенствование организационной структуры и научно-методического обеспечения информатизации здравоохранения;
- интеграция информационных технологий, разработанных и внедренных министерством здравоохранения Астраханской области, научными и образовательными медицинскими учреждениями Астраханской области;
- обеспечение безопасности и защиты информации на всех уровнях;
- стандартизация и унификация информационных технологий в рамках единой медицинской информационной системы;
- внедрение электронной карты пациента, электронных направлений и рецептов;
- внедрение единого электронного пожизненного индекса пациента (MPI - Medical Patient Index) и совместимость с существующими индексами;
- внедрение новых информационных технологий, современных программных и аппаратных средств, модификация программного обеспечения;
- создание автоматизированной системы электронного документооборота здравоохранения Астраханской области;
- разработка, внедрение и закрепление методологических, методических и правовых аспектов информатизации здравоохранения Астраханской области.
Можно выделить несколько основных задач, обеспечивающих реализацию базовых направлений информационного обеспечения:
- паспортизация ЛПУ;
- персонифицированный учет трудовых ресурсов ЛПУ, их квалификационных характеристик;
- персонифицированный учет населения;
- однозначная идентификация пациента на основе электронных средств и документов при оказании медицинских услуг населению;
- персонифицированный учет медицинской помощи населению, в том числе профилактических мероприятий;
- персонифицированный учет заболеваемости населения;
- персонифицированный учет лекарственной помощи населению по программе дополнительного лекарственного обеспечения населения (далее - ДЛО);
- персонифицированный учет затрат на оказание медицинской и лекарственной помощи населению.
Реализация указанных направлений и задач обеспечивает контроль за развитием здравоохранения по широкому кругу показателей, что соответствует рекомендациям Минздравсоцразвития России.
Основными требованиями к информационному обеспечению системы здравоохранения Астраханской области являются:
- соответствие основным направлениям и задачам развития здравоохранения;
- устойчивость к институциональным преобразованиям областной системы здравоохранения и ее финансированию;
- рациональное сочетание годовой и оперативной отчетности;
- сохранение динамических рядов контрольных показателей развития здравоохранения при изменении требований к отчетности и нормативных документов;
- интеграция с существующими информационными системами;
- рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления информацией на всех уровнях;
- формирование исходных информационных массивов на уровне первичного звена, начиная с фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП);
- обеспечение ЛПУ оперативной достоверной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
- вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационных систем;
- наличие критериев "иерархической детализации" информации при ее движении по вертикали, обеспечивающей объединение имеющихся ресурсов и возможность дальнейшего их наращивания;
- наличие возможности межведомственной и межтерриториальной интеграции;
- открытость и масштабируемость информационных систем.
Приоритетным подходом при реализации информационного обеспечения здравоохранения является создание единого информационного пространства организаций здравоохранения на основе формирования единой медицинской информационной системы (далее - ЕМИС) Астраханской области.
Данный подход обеспечивает формирование единых информационных потоков об оказанной и оплаченной медицинской помощи, единой программно-технической политики на территории области в системе здравоохранения, экономию финансовых затрат на этапе создания системы и на этапе ее сопровождения, интеграцию информационных ресурсов, исключение дублирования процессов подготовки, обработки, накопления, хранения и передачи информации.
Необходимость создания ЕМИС Астраханской области определяется следующими обстоятельствами.
В настоящее время в системе здравоохранения используются различные информационные системы и базы данных, содержащие значительные объемы информации. Различия в информационных системах обусловлены различием в подходах к их созданию и сопровождению. Созданные ранее информационные системы носят преимущественно узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение конкретных функций и задач. Их развитие в процессе эксплуатации дало не только ощутимые результаты, но и породило серьезные проблемы. Построенные по принципу снизу вверх путем непрерывного наращивания и увязки старых и новых технологий существующие информационные системы скорее представляют собой комплекс автоматизированных рабочих мест, чем единую информационную среду. Организационно-технологические решения, реализуемые программными средствами, жестко привязаны к организационной структуре, существовавшей на момент создания указанных систем.
В частности, следует отметить следующие проблемы информатизации системы здравоохранения:
- существующие информационные системы частично перекрывают друг друга по реализуемым функциям, слабо связаны структурно, поддерживают разные форматы данных и не могут быть интегрированы в одну систему без существенных переработок;
- отсутствует единая инфраструктура сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в системе здравоохранения и ОМС;
- существующие информационные системы не рассчитаны на работу в едином информационном пространстве, а используемые технологии передачи данных не способны обеспечить актуализацию данных в необходимом масштабе времени;
- отсутствуют единые информационные ресурсы, содержащие взаимоувязанные сведения об объектах и субъектах учета;
- отсутствует возможность соотношения, сопоставления и анализа данных из различных информационных подсистем для получения полной, достоверной и актуальной информации о состоянии территориальной системы здравоохранения;
- существует дублирование информации вследствие недоступности данных из различных информационных систем друг для друга;
- ряд подсистем устарел как с точки зрения программного обеспечения, так и аппаратных средств;
- отсутствует единая нормативно-правовая, организационная и методическая база функционирования и использования информационных систем.
Устранение этих недостатков не может быть осуществлено простой корректировкой существующих информационных систем и (или) обеспечением их взаимодействия между собой.
ЕМИС Астраханской области должна стать интеграционной основой, позволяющей организовать обеспечение полной, достоверной и актуальной информацией о состоянии дел в сфере здравоохранения, предоставить возможности для оперативной обработки и анализа указанной информации и ее использования в целях управления и эффективного использования для выполнения основных направлений и задач развития здравоохранения.
4.2. Создание единой информационной медицинской сети Астраханской области
ЕМИС Астраханской области создается в целях:
- формирования единой методологической, информационно-аналитической и управленческой основы для реализации основных направлений и задач развития здравоохранения;
- формирования комплексной унифицированной системы сбора и обработки информации, создания и развития системы мониторинга и прогнозирования показателей, характеризующих реализацию основных направлений и задач развития здравоохранения;
- формирования единого источника информации для принятия управленческих решений, повышения качества принимаемых решений в сфере здравоохранения;
- координации действий и повышения эффективности взаимодействия учреждений и организаций, участвующих в оказании и финансировании медицинской помощи населению; осуществления реального управления указанными процессами со стороны управляющих структур всех уровней;
- управления процессами информатизации системы здравоохранения, комплексного использования информационных ресурсов указанными учреждениями и организациями;
- создания основы для повышения качества медицинской помощи, снижения количества необоснованных выплат, улучшения обслуживания граждан;
- повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Астраханской области.
Можно выделить следующие субъекты ЕМИС Астраханской области:
- органы управления здравоохранением Астраханской области и города Астрахани;
- АОТФОМС;
- ЛПУ Астраханской области и города Астрахани;
- СМО;
- аптечные учреждения;
- другие субъекты, по мере развития системы участвующие в интеграционных процессах и информационном обмене.
Основные принципы формирования ЕМИС Астраханской области:
- максимально эффективное использование разработанного прикладного программного обеспечения;
- использование лицензионного программного обеспечения;
- использование кроссплатформенных решений;
- использование (по возможности) программных продуктов, поставляемых по лицензии GPL и с открытым кодом (Open Source);
- согласование требований нормативных актов федерального и областного уровней, регламентирующих процессы, реализуемые прикладным программным обеспечением;
- использование типовых решений для однотипных организаций и учреждений - субъектов ЕМИС Астраханской области (в соответствии с требованиями концепции);
- функциональная специализация отдельных программных комплексов, их расширение и модификация;
- единство исходных данных в системе в целом;
- использование единой нормативно-справочной системы;
- использование единых протоколов обмена информацией;
- разделение полномочий по формированию и доступу к информации в соответствии с компетенцией и полномочиями субъектов ЕМИС Астраханской области;
- организация ввода исходных данных в организациях - субъектах ЕМИС Астраханской области;
- возможность формирования показателей на основе исходных данных в структурах управления в режиме свободного запроса и в режиме реального времени;
- доступность исходных данных, сформированных учреждениями и организациями - субъектами ЕМИС Астраханской области, органам управления (с учетом целесообразности и безопасности данных);
- максимально целесообразная автоматизация деловых процессов по подготовке отчетной информации и отчетных документов.
Основные организационные принципы формирования ЕМИС Астраханской области:
- организация процессов наполнения и актуализации сведений в информационных подсистемах на основе существующих и разрабатываемых методических указаний и регламентов;
- ответственность субъектов ЕМИС Астраханской области за достоверность, полноту, актуальность и своевременность предоставления сведений;
- наличие единого центра координации работ по созданию и эксплуатации ЕМИС Астраханской области.
Для создания ЕМИС Астраханской области необходимо решить следующие задачи:
- разработать и осуществить комплекс организационных, нормативных, методических и технических мер по созданию, поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕМИС Астраханской области в соответствии с полномочиями министерства здравоохранения Астраханской области;
- создать необходимую инфраструктуру для обеспечения функционирования ЕМИС (оснащение субъектов ЕМИС Астраханской области необходимой компьютерной техникой, сетевой инфраструктурой и т.д.);
- внедрить программное обеспечение в субъектах ЕМИС Астраханской области.
4.3. Функциональные и программно-технические требования к единой медицинской информационной сети Астраханской области
Технологические и программно-технические принципы создания ЕМИС Астраханской области.
ЕМИС Астраханской области должна являться распределенной, корпоративной, многоуровневой, многофункциональной системой.
Основные технологические и программно-технические принципы ЕМИС Астраханской области:
- использование современных информационно-технологических средств формирования и хранения массивов информации;
- использование современных информационно-технологических средств оперативного анализа данных;
- создание ЕМИС Астраханской области на основе трехуровневой клиент-серверной архитектуры;
- обмен данными между программными комплексами с использованием языка XML или любого другого заранее определенного формата с использованием интернет-технологий;
- использование технологии организации хранилищ данных и многомерного анализа данных для формирования аналитической информации;
- обеспечение безопасного (защищенного) информационного пространства;
- использование развитых (интеллектуальных) средств автоматического контроля при вводе учетных данных пациента и данных об оказанной ему медицинской помощи.
Информационные подсистемы ЕМИС Астраханской области.
ЕМИС Астраханской области должна включать информационные подсистемы:
- паспортизации ЛПУ и учета ресурсов здравоохранения;
- мониторинга сети ЛПУ и ресурсов здравоохранения;
- персонифицированного учета населения;
- персонифицированного учета медицинской помощи;
- персонифицированного учета оплаты медицинской помощи с учетом результатов экспертизы счетов ЛПУ;
- управления лечебно-диагностическим процессом ЛПУ;
- автоматизации лечебно-диагностического процесса оказания медицинской помощи;
- формирования территориальной программы государственных гарантий;
- мониторинга показателей здоровья населения, объемов и структуры оказанной медицинской помощи, в том числе профилактической;
- мониторинга ДЛО;
- информационно-методического обеспечения населения и медработников различными информационными и специальными сервисами на основе портальной системы.
4.4. Функциональные требования к подсистемам
Функциональные требования к подсистеме паспортизации ЛПУ и учета ресурсов здравоохранения:
а) назначение подсистемы - унифицированный учет ресурсов ЛПУ, паспортизация ЛПУ;
б) основные требования:
формирование данных о лицензиях ЛПУ;
формирование реестра ЛПУ;
формирование идентификационных и справочных данных о ЛПУ;
формирование данных о территории обслуживания;
формирование организационно-штатной структуры ЛПУ;
формирование данных по персоналу ЛПУ;
формирование данных по коечному фонду ЛПУ;
формирование данных по материально-техническому оснащению ЛПУ (здания, оборудование);
формирование данных об оборудовании, поступающем в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" на территорию Астраханской области;
формирование данных о размещении оборудования и подразделений ЛПУ в зданиях;
формирование плана-заказа на предоставление медицинской помощи;
в) расширенные требования определяют дополнительную функциональность, которая не является необходимой для выполнения основных процессов информационного взаимодействия, но позволяет автоматизировать вспомогательные процессы:
- ввод данных по медицинскому учреждению может осуществляться как на уровне конкретного учреждения, так и на уровне структур управления, что определяет возможность выбора различных вариантов организации работы для участников системы;
- просмотр данных на экранах ввода информации и формирование отчетных форм могут быть разделены по уровням управления в соответствии с их полномочиями и компетенцией;
- реализованная в подсистеме технология экспорта-импорта информации может обеспечивать обмен актуализированной информацией с любой заданной периодичностью между участниками единой информационной системы в синхронном и асинхронном режиме.
Функциональные требования к подсистеме мониторинга сети ЛПУ и ресурсов здравоохранения:
а) назначение подсистемы - формирование сводно-аналитических данных с использованием техники многомерного анализа данных по территориальной сети ЛПУ Астраханской области на основе данных и справочников подсистемы паспортизации ЛПУ и учета ресурсов;
б) основное требование - формирование статистических сводно-аналитических данных по следующим показателям:
- перечни ЛПУ, подразделений ЛПУ, осуществляющих конкретные виды работ и услуг;
- реестр лицензий ЛПУ;
- реестр медицинского персонала ЛПУ, имеющего право на выписку лекарственных средств по программе ДЛО;
- виды работ и услуг, осуществляемых территориальной сетью ЛПУ;
- штаты ЛПУ;
- персонал ЛПУ и квалификационные характеристики работающих в нем;
- коечный фонд ЛПУ;
- оборудование и здания ЛПУ.
Функциональные требования к подсистеме персонифицированного учета населения:
а) назначение подсистемы - персонифицированный учет граждан, получающих медицинские услуги;
б) основные требования:
- формирование и ведение единого регистра населения в составе лиц, получающих медицинскую помощь на территории Астраханской области, вне зависимости от места постоянного проживания;
- ввод/импорт данных договоров на обязательное медицинское страхование населения Астраханской области;
- ввод/импорт данных полисов ОМС;
- формирование контингентов прикрепленного населения для оказания медицинской помощи в конкретных ЛПУ по видам медицинской помощи (амбулаторно-поликлиническая, стоматологическая, женские консультации);
- взаимодействие АОТФОМС и СМО по ведению единого регистра застрахованного населения в целях исключения возможности двойного учета в регистре одного и того же лица;
а) назначение подсистемы - информационная поддержка взаиморасчетов ЛПУ с финансирующими организациями за оказанную медицинскую помощь по территориальной программе ОМС; формирование персональных страховых счетов за оказанную медицинскую помощь по территориальной программе ОМС;
б) основные требования:
- импорт и учет счетов и персонифицированных реестров. Импорт счетов должен осуществляться из подсистемы персонифицированного учета медицинской помощи;
- ввод счетов и персонифицированных реестров с клавиатуры;
- формирование программы автоматической проверки счетов и персонифицированных реестров (в соответствии с параметрами, включенными в подсистему);
- автоматический контроль счетов и персонифицированных реестров ЛПУ в соответствии со сформированной программой автоматической проверки;
- выставление отказов в оплате счетов в автоматическом режиме с возможностью их "снятия" при автоматизированной проверке;
- выставление отказов в оплате на основании автоматизированного медико-экономического контроля счетов, а также результатов экспертизы по первичной медицинской документации с использованием справочника отказов в оплате медицинской помощи, формирование текстового комментария по итогам рассмотрения счета;
- автоматизированное формирование и отправка документов по результатам проверки счета;
- кросс-проверка счетов по конкретному лицу;
- формирование документов с результатами контроля счетов и реестров;
- контроль оплаты счетов на основе ввода данных платежных поручений на оплату счетов и "связывания" их со счетами;
- поддержка системы межтерриториальных взаиморасчетов за медицинскую помощь, предоставленную по базовой программе ОМС;
- формирование сводных аналитических отчетов по объемам и финансовым показателям счетов ЛПУ;
в) расширенные требования:
формирование показателей объемов медицинской помощи и финансовых показателей должно осуществляться в территориальном и временном разрезах, а также по СМО, ЛПУ, категориям пациентов, видам медицинской помощи, статьям расходов;
информационная поддержка проведения финансовых расчетов ЛПУ с финансирующими организациями должна включать:
- импорт и просмотр классификаторов и версий тарифов на оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС (без возможности редактирования);
- ввод данных договоров на оказание платной медицинской помощи и медицинской помощи по программам добровольного медицинского страхования;
- формирование классификаторов и тарифов на оплату медицинской помощи по программам добровольного медицинского страхования;
- формирование тарифов на оплату медицинской помощи по договорам на оказание платной медицинской помощи;
- возможность использования сформированных в подсистеме классификаторов и тарифов для формирования новых классификаторов и тарифов;
- автоматизированное формирование и отправку счетов-фактур, персонифицированных реестров счетов услуг по заданному пользователем отчетному периоду, категории пациентов и адресату;
- автоматизированный прием и обработку результатов медико-экономического контроля медицинской помощи СМО пациентам ЛПУ (отказов в оплате);
- автоматизированное формирование и отправку исправленных счетов-фактур и персонифицированных реестров;
- формирование показателей и отчетных форм государственной статистической и оперативной отчетности.
Автоматизация лечебно-диагностического процесса оказания медицинской помощи населению:
а) назначение подсистемы - формирование автоматизированного процесса оказания медицинской помощи населению, уменьшение количества времени, затрачиваемого медработником на непроизводительную работу;
б) основные требования:
- стандартизация оказанной медицинской помощи;
- обеспечение достоверных медицинских данных начиная с первичного звена оказания медицинской помощи;
- преемственность оказания медицинской помощи;
- исключение потери медицинских данных.
Функциональные требования к подсистеме формирования программы государственных гарантий оказания населению Астраханской области бесплатной медицинской помощи (далее - ПГГ):
а) назначение подсистемы - формирование территориальной ПГГ;
б) основные требования:
- формирование массива федеральных нормативов;
- адаптация федеральных нормативов с учетом территориальных особенностей;
- расчет территориальных нормативов медицинской помощи по муниципальным образованиям;
- автоматизированное получение информации и фактических показателей медицинской помощи, оказанной населению в рамках ПГГ;
- автоматизированный расчет плановых показателей по ПГГ;
- формирование массива утвержденных показателей ПГГ;
- мониторинг хода реализации планов-заданий и планов-заказов;
в) расширенные требования:
- ввод показателей стоимости медицинской помощи по медицинским учреждениям, видам медицинской помощи и источникам финансирования с последующим расчетом суммарных показателей стоимости;
- расчет показателей стоимости единицы объема медицинской помощи с учетом изменения индексов потребительских цен, индексации заработной платы и других показателей;
- поддержание в актуальном режиме всех справочников, используемых при формировании ПГГ;
- формирование массива утвержденных показателей в автоматизированном режиме;
- анализ фактической и плановой структуры затрат на единицу объема медицинской помощи с учетом дифференцирования по видам, профилям, уровням, контингентам населения за любой временной период;
- расчет коечного фонда в соответствии с утвержденными показателями оказания медицинской помощи;
- мониторинг штатных должностей ЛПУ (установленных, фактически занятых, количества физических лиц).
Функциональные требования к подсистеме мониторинга показателей здоровья населения, объемов и структуры оказанной медицинской помощи, в том числе профилактической:
а) назначение подсистемы - автоматизированное формирование системы сводно-аналитических показателей объемов и структуры медицинской помощи, ее результатов (исходов), заболеваемости населения;
б) основные требования:
- формирование сводно-аналитических статистических данных на основании персонифицированного учета медицинской помощи и обращаемости населения с использованием технологии многомерного анализа данных;
- импорт исходных данных из подсистемы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи;
- ввод демографических данных;
в) расширенные требования:
персональные данные пациентов должны быть недоступны пользователю подсистемы.
Функциональные требования к подсистеме мониторинга ДЛО:
а) назначение подсистемы - автоматизированное формирование сводно-аналитических данных и показателей о реализации программы ДЛО населения Астраханской области;
б) основные требования:
- прием (импорт) от ЛПУ персонифицированных реестров о выписанных рецептах лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг;
- прием (импорт) от аптечных учреждений персонифицированных реестров рецептов лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан, и отложенных рецептов;
- прием (импорт) от фармацевтических организаций счетов на оплату отпуска лекарственных средств и обобщенных персонифицированных реестров рецептов лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан;
- передача в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и министерство здравоохранения Астраханской области сводной аналитической информации на основе сводной персонифицированной базы данных ДЛО;
- автоматизированное формирование персональных счетов по программе ДЛО;
- автоматизированное формирование аналитических сводных показателей о реализации программы ДЛО.
Аналитические данные и сводные показатели о реализации программы ДЛО должны включать:
- данные об отпущенных лекарственных средствах по программе ДЛО (перечни, объемы отпуска);
- данные о рецептах, по которым были отпущены лекарственные средства по программе ДЛО;
- данные о численности и составе контингента лиц, которым были отпущены лекарственные средства;
- средние затраты на одного пациента по программе ДЛО.
Функциональные требования к подсистеме информационно-методического обеспечения населения и медработников различными информационными и специальными сервисами на основе портальной системы:
а) назначение подсистемы - предоставление населению информационных и специализированных медицинских сервисов;
б) основные требования:
- предоставление на основе разграничения прав доступа информационных услуг населению и медработникам;
- предоставление различных сервисов населению, позволяющих оперативно получать медицинские услуги (запись на прием при помощи мобильной связи или через сеть Интернет, доступ к электронной карте пациента при удаленном консультировании, отслеживание жизненно важных показателей пациента в он-лайн режиме, консультации медицинских специалистов через сеть Интернет);
- дистанционное обучение медработников, дистанционное тестирование.
В связи со всеми вышеуказанными задачами и функциями необходимо определить полномочия участников системы здравоохранения.
Министерство здравоохранения Астраханской области осуществляет:
- заполнение (ввод информации), актуализацию и отправку редактируемых справочников единой нормативно-справочной системы;
- функции единого представительского центра, отвечающего за формирование и функционирование ЕМИС;
- функции единого центра приема и обработки данных ЕМИС;
- все функции по формированию программы государственных гарантий оказания населению Астраханской области бесплатной медицинской помощи;
- просмотр всех исходных (введенных в ЛПУ) и результирующих данных (отчетных форм) паспортов ЛПУ;
- прием данных паспортов ЛПУ и формирование показателей мониторинга сети ЛПУ и ресурсов здравоохранения;
- прием данных об оказанной медицинской помощи и формирование показателей здоровья (заболеваемости) населения, объемов и структуры медицинской помощи;
- формирование единого центра обработки данных;
- координацию действий всех субъектов информационного обмена на основе договоров и соглашений.
АОТФОМС осуществляет:
- заполнение, актуализацию и отправку редактируемых справочников;
- формирование и отправку классификаторов медицинских услуг и тарифов на их оплату;
- прием данных о застрахованном населении, заключенных договорах, выданных полисах ОМС и ведение единого регистра застрахованного населения;
- просмотр всех исходных (введенных) и результирующих данных (отчетных форм) паспортов ЛПУ;
- импорт/ввод, первичный технологический контроль счетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным гражданам в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС Астраханской области, формирование отчетных документов по результатам контроля счетов, передачу счетов в СМО;
- экспертизу и оплату счетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, и формирование реестров счетов для территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации (взаиморасчеты за медицинскую помощь, оказанную гражданам вне территории страхования);
- импорт, медико-экономическую экспертизу и оплату счетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам, имеющим полис ОМС Астраханской области, вне территории страхования (взаиморасчеты за медицинскую помощь, оказанную гражданам вне территории страхования) и формирование соответствующих отчетных документов;
- формирование сводно-аналитических данных о ДЛО льготных категорий населения.
Органы управления здравоохранением осуществляют прием и просмотр всех исходных (введенных) и результирующих данных (отчетных форм) паспортов муниципальных ЛПУ.
ЛПУ с правами юридического лица (главные) осуществляют:
- ввод и просмотр информации паспортов ЛПУ, входящих в их структуру;
- ввод и просмотр данных по лицензиям;
- ввод и отправку данных о ЛПУ, формирование отчетных форм по паспорту ЛПУ;
- ввод данных об оказанной населению медицинской помощи;
- передачу персонифицированных реестров о выписанных рецептах лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг;
- просмотр и печать форм государственной статистической отчетности и оперативных отчетов по своему и входящим учреждениям;
- формирование, просмотр и отправку документов на оплату медицинской помощи по своему учреждению (входящему);
- прием и просмотр отказов по оплате.
СМО осуществляют:
- взаимодействие с АОТФОМС и министерством здравоохранения Астраханской области по ведению единого регистра застрахованного населения;
- взаимодействие с министерством здравоохранения Астраханской области по предоставлению сервиса по проверке актуальности выданных полисов;
- прием информации с документами на оплату медицинской помощи от ЛПУ;
- отправку информации с отказами в оплате медицинской помощи в ЛПУ.
Аптечные учреждения осуществляют:
- передачу персонифицированных реестров рецептов лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан, и отложенных рецептов;
- передачу информации об остатках лекарственных средств.

5. Ожидаемые результаты

Информатизация здравоохранения позволит выстроить эффективную, постоянно развивающуюся и совершенствующуюся систему, основной целью которой является поддержание на максимально высоком уровне здоровья населения Астраханской области. Создаваемая система не только обладает массой плюсов, но также будет являться уникальной на территории Российской Федерации, так как ни в одном регионе система здравоохранения не функционирует в подобных условиях.
Можно отдельно выделить социально-экономический эффект от информатизации, как инструмента, который приведет к повышению:
- качества, оперативности и обоснованности принятия решений в здравоохранении;
- качества управления государственной и муниципальной собственностью;
- эффективности расходования средств в сфере здравоохранения;
- эффективности контроля над оказанием медицинской и лекарственной помощи населению.
Наиболее значимым результатом должно стать снижение социальной напряженности среди населения, изменение отношения к медицинской системе, как более понятной, доступной и действительно эффективной.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru