| |
Решение городского Совета города Астрахани от 21.04.1998 № 45
"Об утверждении программы муниципальной образовательной системы города Астрахани до 2000 года"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ГОРОДА АСТРАХАНИ
РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 1998 г. № 45
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА АСТРАХАНИ
ДО 2000 ГОДА
В соответствии со ст. 18 Устава города, на основании решений постоянных комиссий по социальной политике от 24.02.98 № 13 и по бюджету, финансам и налогам от 10.04.98 № 116 городской Совет решил:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития муниципальной образовательной системы города Астрахани до 2000 года.
2. Контроль за исполнением Решения возложить на постоянную комиссию по социальной политике (Умерова).
Председатель городского Совета
И.А.БЕЗРУКАВНИКОВ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ГОРОДА АСТРАХАНИ
Паспорт Программы
Наименование программы: "Программа развития муниципальной
образовательной системы
г. Астрахани до 2001 года".
Дата принятия решения приказ Управления образования
о разработке программы: администрации г. Астрахани № 75
"А" от 26.03.97 г.
Заказчики: Астраханский городской Совет,
администрация г. Астрахани.
Исполнитель: Управление образования
администрации г. Астрахани.
I. Информационная справка о системе
образования г. Астрахани
(на 01.09.97 г.)
-------------------------------T----------T-------------T-------¬
¦ Наименование ¦Количество¦ Численность ¦Числен-¦
¦ учреждений ¦учреждений¦ обучающихся ¦ность ¦
¦ ¦ ¦(воспитан- ¦педпер-¦
¦ ¦ ¦ ников) ¦сонала ¦
+------------------------------+----------+-------------+-------+
¦ДОУ (всего) 130 16746 1727 ¦
¦- бюджетные 108 14819 1382 ¦
¦- внебюджетные 22 4054 347 ¦
¦Школы (всего) 71 64656 4428 ¦
¦- начальные 3 933 89 ¦
¦- основные 5 2210 224 ¦
¦- средние 53 61513 4115 ¦
¦- школы с углублен. изучением ¦
¦ предметов 25 8269 591 ¦
¦- гимназии 4 4547 343 ¦
¦- лицеи 2 2359 188 ¦
¦- открытые вечерние (сменные) ¦
¦ общеобраз. школы 10 2523 248 ¦
¦- общеобраз. интерн. 1 519 58 ¦
¦- комплексы "Школа-сад" 14 969 60 ¦
¦- УДО 31 17698 730 ¦
¦ВУЗы (филиалы ВУЗов) 1 522 51 ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ Областные учреждения, находящиеся ¦
¦ на территории г. Астрахани ¦
¦ ¦
¦Школы общеобразовательные (ШОД) 1 328 61 ¦
¦средние спец. учеб. заведения 21 13468 1261 ¦
¦- колледжи 11 7590 660 ¦
¦- училища 5 3205 315 ¦
¦- техникумы 3 1923 180 ¦
¦- школы 2 750 106 ¦
¦Учреждения нач. профессион. ¦
¦образования 30 10447 1369 ¦
¦Высшие учебные заведения 15 16250 1294 ¦
¦- государственные 5 15048 1294 ¦
¦- негосударственные 10 1202 на кон-¦
¦ трактн.¦
¦ основе ¦
¦- филиалы гос. ВУЗов 6 1813 на кон-¦
¦ трактн.¦
¦ основе ¦
¦- УДО 7 14259 443 ¦
¦- лицеи 2 794 47 ¦
L----------------------------------------------------------------
II. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Цель:
обеспечить условия для реализации конституционного права граждан на получение образования, соответствующего уровню современных стандартов, удовлетворение образовательных потребностей населения г. Астрахани.
Задачи:
1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование новых механизмов развития образования на территории г. Астрахани.
2. Социальная защита участников образовательного процесса.
3. Изменение содержания обучения и воспитания в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.
4. Повышение профессионального уровня педагогических работников, активизация научно-педагогических исследований.
5. Сохранение единого образовательного пространства на основе государственного образовательного стандарта.
6. Сочетание национальных образовательных традиций города с созданием механизма непрерывного обновления всех компонентов системы образования.
Сроки реализации программы: 1998 г. - 2000 г.
Система контроля обеспечивается координационным Советом по развитию образования г. Астрахани.
III. Концепция и принципы функционирования
муниципальной Программы
В качестве концепции муниципальной программы развития образования выступает система прогностических идей, определяющих пути достижения качественно нового состояния образовательного пространства в г. Астрахани.
Основными концептуальными идеями данной программы являются:
- развитие многопрофильной, многоуровневой и разнотиповой системы образовательных учреждений, отвечающих образовательным потребностям и возможностям каждой семьи, каждого гражданина;
- ориентация содержания, технологий и психологического климата образовательных учреждений на обеспечение наиболее полного развития потенциала обучаемых, их творчества, самоопределения в новой социально-экономической среде;
- создание механизма непрерывного обновления содержания, технологий образовательного процесса, а также квалифицированного уровня педагогических кадров на основе внедрения в практику модели личностно-ориентированного образования;
- разработка новой системы информационного, методического, управленческого обеспечения образовательного процесса в городе.
Реализация этих идей основывается на следующих принципах образовательного процесса:
- отношение к личности, ее внутренней свободе, правомочности, полноценному функционированию и развитию как главной ценности системы образования;
- реализация личностного подхода в образовании как системы ценностных методологических ориентиров, задающих содержание, технологии, управление и развитие образовательных систем;
- привлечение научного потенциала города, региона и страны к разработке прогностических, ориентированных на практику, конкурентоспособных концепций и технологий образовательного процесса;
- рациональное сочетание образовательных традиций города и региона с созданием механизма непрерывного обновления всех компонентов системы образования.
IV. Состояние, проблемы и перспективы развития
образовательной системы г. Астрахани
1. Дошкольное образование
В Астрахани 130 дошкольных образовательных учреждений.
Их посещает свыше 16 тысяч детей.
Более 90% ДОУ перешли в муниципальную собственность. В деятельности дошкольных образовательных учреждений города на современном этапе имеются следующие проблемы:
- существующая сеть ДОУ недостаточно дифференцирована на государственные, негосударственные, постоянно действующие и сезонные с различной длительностью пребывания;
- отсутствует механизм экспертизы внедряемых авторских программ, что способствует снижению уровня образования;
- отсутствует механизм определения родительской платы за содержание детей в ДОУ, соответствующий новым экономическим условиям;
- по-прежнему слабо оснащенной остается материальная база многих ДОУ. Несмотря на отмеченные недостатки, явно обозначился переход от единообразия дошкольных учреждений к созданию гибкой, многофункциональной системы.
Ориентированность на обеспечение полного сбалансированного комплекса образовательных услуг населению, предоставление семье возможности выбора форм и методов воспитания и оздоровления ускорили процесс появления на базе ДОУ новых образовательных моделей: прогимназий, дошкольных гимназий, комплексов "Детский сад-школа", ДОУ общеразвивающего вида "Детский центр", с приоритетным осуществлением интеллектуально-художественного, эстетического, экологического развития детей, дошкольных учреждений коррекционного и оздоровительного типа, для малообеспеченных семей.
Система дошкольного образования города должна решить следующие задачи:
- создать в кооперации с медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты распределительный банк данных о контингенте дошкольников, в т.ч. не посещающих ДОУ;
- обеспечить для всех детей дошкольного возраста медико-психологические и педагогические обследования, а при необходимости - коррекцию психофизического и интеллектуального развития до поступления в школу;
- развить консультативно-диагностическую помощь родителям и детям в первую очередь из малообеспеченных, многодетных и неполных семей;
- создать систему солидарной (договорной) ответственности ДОУ, школ и родителей за качество подготовки ребенка к школьному обучению;
- ввести практику общественной аккредитации ДОУ, в целях признания качества подготовки детей к школьному обучению, определения ориентиров дальнейшего развития ДОУ, сохранения лучших традиций воспитания;
- направить инновационную деятельность ДОУ на создание необходимого разнообразия основных и дополнительных образовательных программ, на решение проблем укрепления здоровья детей и развития их творческих способностей, прежде всего, средствами эстетического и художественного воспитания;
- развивая разнообразие педагогических и методических систем во всех ДОУ, освоить единые стандарты (программы, средства диагностики), отвечающие современным требованиям к качеству дошкольного воспитания;
- совершенствовать систему методической работы, подготовки и повышения квалификации работников дошкольных учреждений, оказания им оперативной методической помощи, обобщения передового педагогического опыта путем организации работы творческих групп, педчтений, конкурсов педагогического мастерства, конференций;
- разработать механизм экспертизы внедряемых авторских программ;
- разработать новый механизм определения родительской платы за содержание детей в ДОУ, соответствующий современным экономическим условиям;
- определить систему льгот для малообеспеченных семей за содержание детей в ДОУ.
2. Общее среднее образование
В г. Астрахани функционирует 71 общеобразовательная школа, в том числе: начальных школ - 3, основных общеобразовательных школ - 5 , полных средних школ - 45, школ - гимназий - 4, школ - лицеев - 2, физико-математическая школа - 1, школа - комплекс - 1, вечерних школ - 10.
Имеется также 14 комплексов "Детский сад - школа", в которых обучаются 969 детей начальной школы.
В школах идет активная инновационная деятельность. Профильное обучение в старших классах осуществляют 15 школ, которые работают по системе "Школа - ВУЗ". В работу 25 школ города внедряется углубленное изучение предметов различного профиля, 15 школ осваивают региональный компонент.
Компенсирующим обучением занимается 51 школа, в которых работает 299 классов с охватом учащихся в количестве 4052 человек. 5 школ города работают в режиме экспериментальной площадки. На базе вечерних (сменных) общеобразовательных школ открыто 33 класса педагогической реабилитации, в которых обучаются 395 подростков "группы риска".
Почти все школы осваивают новые для них педагогические технологии: дидактическую систему Л.В. Занкова (30 школ), элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, (27 школ), 29 школ занимаются ранним изучением иностранного языка, по программе "Экология и диалектика" профессора Тарасова работает СШ № 39.
Таким образом, в настоящее время в образовательной системе города имеет место определенное разнообразие видов школ, содержания образования и используемых педагогических технологий. Это создает минимально необходимые условия для продвижения системы к новому качеству - осуществлению личностно-ориентированного образования.
Практически во всех образовательных учреждениях города дифференциация обучения на основе интересов, склонностей, достигнутых результатов, выбора профессии организуется в основном на третьей ступени (10-11 классы). Различие профильного и углубленного изучения учебных предметов определяется особенностями образовательной программы (классы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназические или лицейские классы).
Классы углубленного изучения охватывают практически все образовательные учреждения города.
Профильное образование, которое реализуется в целом ряде школ ориентировано на возможности вузов. Школы города имеют договоры с Астраханским техническим университетом, педагогическим университетом, медицинской академией, с областной школой милиции. На договорной основе осуществляется взаимодействие с вузами г.г. Москвы, Волгограда.
Вместе с тем дальнейшая дифференциация образования затрудняется перегруженностью и изношенностью учебно-материальной базы. Требует решения и ряд проблем общепедагогического характера:
- диагностика исходного уровня учащихся при комплектовании специализированных и профильных классов;
- выбор организационных форм, органичных для дифференцированного обучения, базирующегося на разноуровневом преподавании, а также разработка структуры управления таким образовательным процессом;
- отбор содержания образования в условиях профильной дифференциации обучения и углубленного изучения предметов;
- оптимизация методических систем дифференцированного обучения путем:
а) органичного сочетания индивидуального подхода с коллективным характером учебной работы;
б) создания необходимых методических условий для уровневой дифференциации обучения;
- подготовка педагогических кадров для профильных классов и классов с углубленным изучением учебных предметов;
- выработка критериев оценки знаний учащихся в условиях дифференцированного подхода к обучению.
Управление образования, ГНМЦ нужно в ближайший период организовать повышение квалификации управленцев по этим вопросам.
В условиях муниципального образования главным критерием эффективности работы школ становится их внешняя оценка: удовлетворение индивидуальных образовательных запросов горожан, семей и социальных групп, производственных коллективов и предпринимателей, территориального сообщества в целом.
В этой связи должны получить развитие договорные формы отношений школ с разными социальными институтами (договоры о совместной деятельности). В этом ряду и общественная аккредитация - механизм оценки, признания социальной эффективности работы школ с точки зрения предприятий, учреждений науки, культуры и образования, общественных организаций.
3. Воспитательная работа школы
В последние годы воспитательная работа все более вытесняется из практики школы. Требования деполитизации ОУ привели к разрушению старой системы воспитания. Новая же не создана. В этих условиях воспитательная работа в школах города все чаще сводится к эпизодической организации досуговых мероприятий. Все более устраняются от решения воспитательных проблем учителя и классные руководители.
В организации воспитательной работы имеется немало нерешенных проблем:
- отсутствует современная концепция воспитания личности в условиях перехода к рынку;
- лишь отдельные коллективы школ ведут поиск новых педагогических технологий, направленных на преобразование системы воспитательной работы с учащимися;
- распространенность среди подростков алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения;
- подростковая преступность;
- недостаточная материальная обеспеченность большей части школьников;
- слабая материально - техническая база сферы досуга детей и подростков;
- использование педагогами устаревших форм и методов воспитательной работы.
Вместе с тем в отдельных школах города вводятся должности социального педагога, педагога-психолога. Планомерно возрождается и получает развитие патриотическое направление работы. Цель - стимулировать воспитание у школьников патриотизма, стремление изучать историческое и культурное наследие своей Родины, города, своего народа. Активизировалась работа по изучению истории Астраханского края, родного города.
Есть и другие поиски путей повышения результативности воспитательной работы; совершенствование социально-психологической службы по вопросам работы с семьей и педагогически запущенными детьми; развитие творческих способностей и формирование духовной культуры учащихся через внеклассную работу по предметам; возрождение идей воспитания русской школы.
Приоритетами развития воспитательной работы на ближайшие годы станут:
- поддержка совместной исследовательской работы школьных и научных коллективов по разработке теории воспитания в современных социально - экономических условиях;
- разработка школой индивидуальной программы воспитания, воспитательной концепции, новых воспитательных технологий;
- распространение в школах города эффективных технологий социальной ориентации и адаптации учащихся, методик воспитания;
- разработка содержания воспитания, позволяющего личности овладевать культурными образцами мышления, отношений и деятельности;
- разработка критериев анализа и оценки воспитательной работы образовательного учреждения, отдельного педагога;
- создание образцов воспитательной деятельности, позволяющей овладевать новым содержанием воспитания;
- разработка вариативных форм организации воспитательной работы, соответствующих новому содержанию воспитания;
- разработка организационных структур образовательных учреждений, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития личности, ее социальной ориентации и адаптации, формирования культуры жизненного самоопределения;
- совершенствование принципов и механизмов управления воспитательной работой, создание новых образцов управленческой деятельности, направленной на развитие личности школьника, условий ее социальной защищенности;
- поиск новых принципов и форм профессиональной подготовки педагогических кадров, способных осуществлять эффективную работу в современных условиях;
- внедрение программы профилактики девиантного поведения детей и подростков;
- формирование здорового образа жизни у детей, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ-инфекции среди подростков;
- включение в содержание обязательного минимума образования школьников самообслуживания и общественно-полезного труда, организация вечеров, диспутов, деятельности клубов и кружков;
- развитие ученического самоуправления и разработка форм реального участия старшеклассников в управлении школой, деятельностный подход в воспитании;
- содействие организации и деятельности детских молодежных организаций, объединений и клубов с целью формирования социальной и политической культуры школьников, гражданственности и патриотизма.
4. Дополнительное образование
Большими возможностями в развитии творческих способностей детей располагают учреждения дополнительного образования, которых в городе 31. В них занимаются около 18 тысяч детей и подростков. Дополнительное образование по сути своей личностно-ориентированное и представляет широкий выбор услуг по развитию способностей детей. Управление образования сохраняя нынешнюю систему дополнительного образования заботится об укреплении ее материальной базы и кадрового потенциала. Анализ работы досуговой деятельности детей и подростков подтверждает правильность создания в перспективе новых образовательно-воспитательных структур, сочетающих органически основное и дополнительное образование, обеспечение равенства коррекционно-развивающего и углубленного обучения.
В этом направлении предполагается решить следующие задачи:
- организовать проведение ряда экспериментов по внедрению авторских программ;
- разработать модели и нормативные документы для новых видов УДО;
- провести аттестацию и аккредитацию учреждений дополнительного образования;
- скоординировать программы и планы работы учреждений дополнительного образования как с городскими учреждениями культуры, так и с возможными областными структурами образования;
- отработать содержание методической работы центров дополнительного образования в плане их связей со школами;
- совершенствовать структуру управления дополнительным образованием в школах и центрах дополнительного образования.
Ключевая задача состоит в том, чтобы используя накопленный положительный опыт, построить такую современную систему дополнительного образования, которая была бы ориентирована на создание зон перспективного развития для каждого ребенка, образовательных учреждений разных типов и видов, образовательной системы города в целом.
При этом дополнительное образование рассматривается как индивидуальный, авангардный, поисковый компонент, выводящий личность на перспективные траектории развития в области профессионального образования, пополнения общекультурного багажа, организации свободного времени.
Как и основное, дополнительное образование должно обладать многопрофильной и многоуровневой структурой. Отсюда образовательная система города нуждается в банке образовательных программ дополнительного образования. Формирование и пополнение такого банка - одна из насущных задач данного этапа. Для расширения банка программ ДО возможна кооперация с другими городами России.
Дополнительное образование не является прерогативой внешкольных учреждений. Это - неотъемлемая функция любой школы. В интересах всех учебных заведений стремиться к обогащению своей образовательной среды, создавать зону своего перспективного развития.
В ближайший период нужно создать организационные предпосылки для поэтапного перехода муниципальных образовательных учреждений города к программе полного дня, включающей как основное, так и дополнительное образование. При этом использовать как внутренние возможности и опыт, так и кооперацию с другими учреждениями социальной сферы, интеллектуальный и культурный потенциал области и города, сотрудничество с семьей, ближайшим социальным окружением.
Дополнительное образование, связанное с изготовлением предметов культуры (прикладное искусство) могло бы непосредственно переходить в профобразование, а затем и в создание новых рабочих мест в секторе индивидуальной трудовой деятельности и малом бизнесе.
В ближайший период необходимо совместно со службой занятости продумать и организовать систему такой работы.
5. Состояние и тенденции развития системы
профессионального образования
Система профессионального образования г. Астрахани представлена тремя звеньями, внутри которых все многообразие типов образовательных учреждений (профессиональные училища, лицеи, техникумы, колледжи, университеты, академии). Всего в г. Астрахани 15 вузов, в т.ч. числе 9 негосударственных, 22 средних специальных учебных заведения, 33 профессиональных училища. Доступность высшего образования составляет 173 человека на 10.000 населения Астраханской области.
В 1997 г. всеми формами обучения в профессиональной школе охвачены более 40 тысяч человек. Возросла и составляет более 20% от общего объема оказываемых образовательных услуг доля переподготовки кадров. Ожидается дальнейший рост ее объемов и расширение спектра этих услуг. Практически завершился процесс повышения статуса образовательных учреждений, реально складывается многоуровневая система подготовки специалистов, дальнейшее развитие получают образовательные комплексы. Наметился процесс интеграции ВУЗовского и школьного (лицей № 2 - АГПУ, билингвальная гимназия № 4 - АГПУ), школьного и начального профессионального образования (коммерческий лицей - СШ № 4).
Все профессиональные ОУ г. Астрахани прошли аттестацию (аккредитацию), имеют высокий рейтинг.
В Астраханских ВУЗах сосредоточено более 90% научно-интеллектуального потенциала города.
Диапазон специальностей, по которым ведется подготовка рабочих кадров, специалистов среднего и высшего звена, способен практически полностью удовлетворить потребности г. Астрахани и Астраханской области.
Существенно возросло качество обучения, открыт ряд специальностей юридического, экономического и управленческого профилей, начата реализация принципа гуманистического характера образования, его содержание ориентировано как на потребности общества, так и удовлетворение запросов личности в выборе пути и уровня профессионального совершенствования.
В связи с тем, что Астраханская область стала важнейшим геополитическим центром и Южным форпостом России, стали интенсивно развиваться международные связи региона и города, а это в свою очередь диктует необходимость активизации этой деятельности и в образовательной сфере.
Становится практикой проведение международных конференций. На базе АГТУ создана ассоциация университетов прикаспийских государств.
Вместе с тем переход к рыночной экономике поставил профессиональную школу в эпицентр экономических, социальных, нравственных проблем города и региона, все негативные последствия которого она испытывает на себе.
Свободное трудоустройство в условиях продолжающегося экономического спада оборачивается растущей безработицей молодежи, ее оттоком в непроизводственную сферу, полукриминальный бизнес.
Отсутствие обоснованного заказа на количество и качество подготавливаемых специалистов заставляет учебные заведения наряду с сокращением подготовки по базовым специальностям ориентироваться на сиюминутные потребности рынка, моду и престиж специальностей.
Со всей остротой встал вопрос социальной защиты преподавателей и студентов. Постоянный рост стоимости товаров и услуг делает практически невозможным надлежащее содержание и развитие учебно-материальной и социальной базы.
Нуждается в корректировке система регионального государственно-общественного управления профессиональной школой как образовательным конвейером, механизмом социализации молодежи и формой занятости в условиях растущей безработицы.
Основные проблемы системы профессионального образования:
- несоответствие направлений профессиональной подготовки потребностям экономики и социальной сферы, спроса населения;
- преобладание отраслевого характера структуры образования, ориентированного на государственные предприятия и производственные сферы экономики;
- высокая доля учебных заведений федеральной собственности;
- незаинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблем профессионального образования;
- несбалансированность структур начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования, их несоответствие НТП;
- отсутствие разнообразия специальностей и специализаций, слабая ориентация на новые рынки труда в соответствии с развитием города, региона (установление международных связей, сферы услуг, транспорта, торговли, бизнеса, фермерства, международного и российского туризма, международного и российского транспорта);
- экономическая неэффективность системы профессионального образования (слабая интеграция учебных заведений различных ступеней образования, дублирование образовательных программ.
6. Охрана здоровья детей и подростков,
коррекционное обучение
Одним из принципов государственной политики в области образования является охрана здоровья воспитанников дошкольных и учащихся образовательных учреждений. За последние годы в городе уменьшилось количество детей I группы здоровья на 6%. Возросло количество детей со II и III группами здоровья на 4%. За 1997 г. выросло количество детей, находящихся на диспансерном учете с хронической патологией с 18% до 20%. Среди школьников преобладают гастроэнтерологические заболевания - 19.7%, нарушение осанки и сколиозы - 34.1%, заболевания органов зрения - 36.6%, понижение слуха - 31%. Общая заболеваемость школьников в 1997 г. составила 410.9 на 1000 человек (41.0%). Увеличивается количество детей, функционально не готовых к школе. Анализ психологических особенностей детей, поступивших в 1 класс в 1997 г., показал, что из 5272 первоклассников 14.2% - часто болеющие дети, 21.3% - дети с дефектами речи, 1.6% - заикающиеся дети.
Расширился диапазон заболеваний нервной системы, растет число близоруких детей, страдает осанка.
Основной базой здоровья является полноценное горячее питание. Отсутствие его в большинстве семей, невозможность питания в школах послужили причиной роста желудочно-кишечных заболеваний. Горячим питанием за счет средств родителей охвачено 25.9% школьников 1 - 4 классов, 10.9% школьников 5 - 9 классов, 11.1% школьников - 10 - 11 классов.
В связи с этим основными и главными направлениями в работе по охране здоровья школьников являются:
- устранение факторов риска и создание благоприятных условий, влияющих на сохранение здоровья школьников;
- раннее выявление заболеваний и отклонений в состоянии здоровья;
- предупреждение рецидивов, своевременная коррекция отклонений;
- привитие гигиенических навыков, физическая культура.
Требует решения и ряд проблем, связанных с педагогическими факторами:
- интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и учебной нагрузки);
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья школьников;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Исследования, проведенные Центром человековедческой компетентности педагогов среди учащихся 5-6 классов школ города показали, что низкий интеллект имеют 37.5% учащихся, низкую познавательную потребность - 44%, низкую мотивацию к учебной деятельности - 56.3%. Подростки данного возраста испытывают затруднения при адаптации к учебному процессу, у них преобладает негативное отношение к школе, классу, учителю. Для этой группы подростков характерен высокий уровень внутреннего контроля (83%), высокий уровень социальной адаптивности (66%) и поэтому высокий показатель "принятия себя" (89%), т.е. можно отметить, что у этих детей в более явно выраженной форме проявляется уход из школы.
Все это подтверждает необходимость коренного изменения подходов в работе с такими детьми. Одним из таких подходов стало открытие на базе бывших вечерних школ классов педагогической реабилитации.
1993-94 гг. - 12 классов, 156 уч-ся
1994-95 гг. - 23 класса, 295 уч-ся
1995-96 гг. - 25 классов, 317 уч-ся
1996-97 гг. - 33 класса, 395 уч-ся
1997-98 гг. - 37 классов, 453 уч-ся
Наблюдается рост количества детей, нуждающихся в организации
компенсирующего обучения
1993-94 гг. - 143 класса, 2127 уч-ся
1994-95 гг. - 173 класса, 2368 уч-ся
1995-96 гг. - 211 классов, 3012 уч-ся
1996-97 гг. - 255 классов, 3444 уч-ся
1997-98 гг. - 299 классов, 4052 уч-ся
Растет число больных детей, требующих надомного обучения
1995-96 гг. - 1113 чел.
1996-97 гг. - 1198 чел.
1997-98 гг. - 1263 чел.
Увеличивается количество детей, освобожденных от итоговой
аттестации
1995-96 гг. - 215 чел. (9 кл.) 143 чел. (11 кл.)
1996-97 гг. - 245 чел. (9 кл.) 169 чел. (11 кл.)
1997-98 гг. - 299 чел. (9 кл.) 187 чел. (11 кл.)
Растет число детей с задержкой психического развития
1996 гг. - 110 детей
1997 гг. - 209 детей
1998 гг. - 269 детей
Нуждаются в обучении по программам:
для детей с нарушением слуха - 12 детей;
для детей с нарушением зрения (нач. кл.) - 154 ребенка;
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с
детским церебральным параличом (нач. кл.) - 4200 детей.
Отмечается рост аллергических реакций у 1500 детей дошкольников, наблюдается отклонение со стороны сердечно - сосудистой системы у 3500 детей-дошкольников.
Растет количество детей из малообеспеченных семей (15300 чел).
Муниципальная образовательная система должна оперативно решать сложные, комплексные задачи по совершенствованию коррекционно-развивающего обучения. Образовательным учреждениям в кооперации с учреждениями здравоохранения необходимо:
- открыть комплекс детский сад - школа для детей с нарушением слуха;
- развить ряд направлений деятельности ПМПК: коррекционно-диагностическое, психологическое, методическое, просветительское;
- создать банк данных о детях с проблемами в обучении и воспитании;
- улучшить кадровое обеспечение системы коррекционных учреждений.
Нестабильная социальная обстановка, снижение социальной безопасности и благосостояния населения, распад семейных отношений, рост алкоголизма, наркомании и токсикомании, кризис нравственного сознания и криминализации среды порождают проблему социальной адаптации детей, подростков и молодежи.
"Омолаживается" и приобретает все более жесткий характер детская преступность. В 1997 г. каждый третий подросток совершил преступление в нетрезвом состоянии.
Ситуацию усугубляет состояние образовательных учреждений и культурно-досуговых центров. Сокращается сеть городских и загородных лагерей для организации летнего отдыха и оздоровления детей.
Наибольшему влиянию отрицательных социальных факторов подвержены:
- дети "группы риска";
- лишившиеся попечения родителей;
- с отклонениями в психическом и физическом развитии;
- из неполных многодетных семей;
- из семей беженцев;
- дети с дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью, слабой адаптивностью к социальной среде;
- дети, ранее обучавшиеся в специнтернатах по медицинским показаниям.
В 1997 г. количество детей, лишившихся опеки родителей, возросло на 11%. 69 из них в течение года были переданы в семьи на воспитание, многие определены в детские дома. Возрастает число детей, ушедших из семьи и покинувших школу.
В сложившейся ситуации крайне необходимо:
- сохранить достаточное количество мест в ДОУ и специализированных детских садах для удовлетворения потребностей населения, включая при необходимости круглосуточное содержание детей в садике;
- осуществить постепенный переход части школ на режим полного дня, предусматривающий дополнительное образование и организацию ухода за детьми, их досуг;
- обеспечить доступность занятий спортом, посещение культурно - зрелищных мероприятий;
- организовать профилактическую оздоровительную работу и пропаганду здорового образа жизни;
- развить сеть государственных и негосударственных воспитательных учреждений: детдомов, в т.ч. семейных, интернатов для детей, нуждающихся в социальной поддержке и защите, приютов.
Особое внимание следует уделить социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, организации их надомного обучения.
В основу создания адаптивной среды должна быть положена система мониторинга детей, подростков и молодежи со специальными нуждами. Необходимо создание распределенных баз по всем учреждениям, занятым решением этих проблем: образовательным, медицинским, учреждениям социальной защиты и охраны правопорядка, спортивным и физкультурно-оздоровительным, службе занятости, учреждениям культуры и досуга, общественным организациям.
В городе необходимо создать систему профилактической и консультационной работы с родителями и опекунами детей со специальными нуждами, а также службу оперативной методической помощи педагогам, работающим с детьми данных категорий.
Более действенным и оперативным должно стать реагирование на случаи нарушения прав ребенка, угрозы его полноценному развитию и здоровью. Целесообразно поставить вопрос об организации в Астрахани службы социально-правовой охраны и защиты детства, о создании городской ассоциации практических психологов, работающих не только в сфере образования, но в других службах и отраслях города Астрахани.
7. Кадры, методическая работа, управление
Всего в г. Астрахани 6708 педагогических работников школ и дошкольных учреждений. В том числе педагогов школ - 4456, работников дошкольных учреждений - 2252, логопедов - 73, психологов - 115, 62.1% педагогов имеют высшее образование, незаконченное высшее - 24%, среднее специальное - 35%, общее среднее - 0.9%, 15.5% работников со стажем от 2 до 5 лет, 21.2% - со стажем от 5 до 10 лет, 63.2% - более 10 лет.
В 1996-97 гг. аттестованы 748 педагогов. Высшую категорию получили 146 человек, первую - 297, вторую - 305.
Эти данные говорят о том, что Астрахань в целом располагает опытными и высококвалифицированными учителями. Вместе с тем есть проблемы с кадровым обеспечением преподавания ряда учебных предметов, особенно новых (МХК, ОБЖ), имеется дефицит учителей иностранного языка, преподавателей профильных курсов в старших классах средней школы, не хватает педагогов дополнительного образования, недостаточна психолого-педагогическая подготовка преподавателей школ ОУ.
С другой стороны, обновление целей содержания, необходимость роста творческого потенциала педагогов, развитие опытно-экспериментальной деятельности требуют нового научно-методического обеспечения, совершенствования системы непрерывного повышения квалификации педкадров, изменения структуры и функций методической службы.
Основными задачами методической службы города являются:
1. Обеспечение научно-методического руководства системой учебных заведений.
2. Оказание методической помощи руководителям учебно-воспитательных учреждений в разработке индивидуальных планов образовательных стандартов гимназического и лицейского образования с учетом регионального компонента Базисного учебного плана.
3. Продолжение работы по совершенствованию сети образовательных учреждений нового типа. Систематическое изучение опыта работы инновационных учебных заведений и образовательных школ, работающих в режиме инноваций и педагогического эксперимента.
4. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
5. Отработка системы получения обновленной информации введение ее в электронную картотеку.
Проблема, над которой работает научно-методический Центр:
"Методическое обеспечение дифференциации, гуманизации образования в условиях социально-экономических реформ общества".
Сущность проблемы: Удовлетворение выявленных потребностей педагогов в методическом обеспечении через творческие группы и школы методического мастерства.
Организационные направления:
1. Создание школ передового опыта, педагогических мастерских, исследовательских площадок.
2. Работа экспертной комиссии.
3. Организация работы по аттестации.
4. Организация работы с электронной картотекой.
Современный этап развития образовательной системы города характеризуется ростом объема и интенсивности внутренних и внешних связей. Обновление образовательной системы становится итогом кооперации и умножения потенциалов развития всех заинтересованных субъектов образовательной деятельности.
Образовательная система "врастает" в социальную сферу настолько, что может опережать ее изменения и тем самым влиять на выбор направлений и способов социального развития. Тогда образование становится социальным приоритетом, естественным полем социального партнерства, эффективной, социальной технологией.
Задачи управления:
Первая стратегическая задача управления в режиме интенсивного развития адаптивной образовательной системы - оптимизация информационных, ассоциативных, координационных, кооперационных связей образовательных учреждений различных типов и видов между собой, а также с учреждениями науки, культуры, здравоохранения, другими учреждениями социальной и производственной сфер, с семьей и общественностью.
Критерием оптимизации выступает первенство возможностей выбора любым ребенком школьного возраста восходящих траекторий своего духовно - нравственного, интеллектуального, физического развития и профессионального становления в любой ситуации и в любое время.
Вторая стратегическая задача управления заключается в том, чтобы согласованно развивать инфраструктуру системы: ее научно - методический, кадровый, информационный, материально - технический, финансово - хозяйственный потенциалы.
Критерий согласованности потенциалов на этапе интенсивного развития - удовлетворение запросов территориального сообщества в качестве обучения и воспитания детей, охраны их здоровья, организации досуга, росте занятости и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений.
Третья стратегическая задача - придать самому управлению инновационный, прогностический характер. Это означает, что в управленческом цикле реализуется последовательность шагов, приводящая к обновлению системы:
1) диагностика состояния и выявление проблемных полей;
2) концептуализация и проектирование;
3) программирование деятельности;
4) натуральное моделирование и коррекция моделей;
5) адаптация и тиражирование результатов.
Вместе с тем, чтобы быть реалистичным, управление образовательной системой исходит из приоритетов развития, т.е. тех задач, которые не только насущны, но и могут быть решены на данном этапе с использованием наличных средств и ресурсов.
Важнейшая задача управления - обеспечить органическое взаимодействие городской и областной систем образования.
Ключевые области взаимодействия:
1. Социологические и социально-педагогические исследования, совместная систематизация и интерпретация их результатов.
В этой связи необходимо провести параллельные социологические исследования, "Образовательные потребности населения Астраханской области - социологический аспект", "Астраханские выпускники, 1998 год", "Исследование личностных свойств эффективных педагогов элитных школ г. Астрахани", "Удовлетворенность выпускников школ разных типов качеством образования".
2. Введение региональных стандартов, в т.ч. базисного плана, обеспечение органической взаимосвязи регионального, городского и школьного компонентов образования.
3. Совместная инновационная деятельность, создание общих экспериментальных площадок, отработка моделей новых образовательных учреждений, содержания образования и педагогических технологий, совместная адаптация и распространение результатов.
4. Создание системы информационного обеспечения: область - город - образовательное учреждение (единая информационная сеть).
5. Содействие интеграции образовательной среды г. Астрахани на основе кооперации учреждений образования и социальной сферы города и области.
6. Создание общей системы непрерывного педагогического образования (педклассы, педлицей, многопрофильный колледж).
7. Выработка общих подходов к аттестации педагогических кадров, передача отдельных функций от главной аттестационной комиссии - городской - комиссиям образовательных учреждений (создание территориальной системы аттестации и аккредитации образовательных учреждений).
8. Взаимодействие администрации города, областного департамента и городского Управления образования по комплексному обеспечению управления развитием образования г. Астрахани.
V. Принципы и приоритеты развития
Образовательная система Астрахани государственно-общественная и включает в себя сеть образовательных учреждений разных типов и видов (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности), объединенных многообразными связями - информационными, коррекционными, координационными, кооперационными и субординационными.
Образовательная система поддерживает развитие комплексных учреждений, которые создаются с другими социальными институтами города (образовательно-оздоровительных, образовательно-культурных, учреждений социальной защиты и поддержки детства и др.).
Образовательная система города включает также консолидированные инфраструктуры образовательных учреждений и органы управления.
Вступая во все более тесное взаимодействие с социальной средой, образовательная система Астрахани становится открытой системой, развивающимся социальным организмом. Она наращивает связи с образовательными системами области, Юга России, других регионов страны, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Управление развитием образовательной системы относится к компетенции администрации города и исходит из необходимости удовлетворения разнообразных образовательных и образовательно-культурных запросов населения Астрахани с учетом условий, историко-культурных традиций и перспектив.
Общественный характер системы состоит в том, что она открыта для образовательных инициатив личности, семьи, социальных групп, профессиональных сообществ Астрахани. Определение приоритетов развития, организационных и управленческих механизмов, обеспечение системы необходимыми ресурсами и внешняя оценка ее деятельности осуществляются на основе солидарной ответственности государственных, муниципальных органов управления и территориального сообщества.
При администрации города создается совет по образованию и подготовке кадров с экспертными и рекомендательными функциями. Администрация ежегодно публикует отчет о состоянии и перспективах развития образования в городе.
К общим принципам развития городской образовательной системы относятся:
- обеспечение равных образовательных возможностей для всех жителей города, включая социально менее защищенные слои населения, лица со специальными нуждами (молодежь до 18 лет, женщины, безработные, переселенцы, инвалиды);
- органическое сочетание общего, профессионального и дополнительного образования как основы непрерывного образования личности;
- опережающее развитие ресурсных потенциалов образовательной системы для концентрации ее деятельности на перспективных направлениях развития города и области.
Ключевой элемент стратегии развития образовательной системы Астрахани - обеспечить каждому учащемуся личностно-ориентированное образование, разнообразие выбора путей и средств получения общего, профессионального, дополнительного образования, организацию творческого труда и общения. Это и означает создать в городе единую образовательную среду.
Развитие общеобразовательной системы состоит в целенаправленном качественном изменении ее состояния, появлении новых образовательных институтов и поддерживающих инфраструктур, обретении системы новых функций.
В итоге система становится более сложной, способной решать определенный объем новых задач, но сохраняющей при этом ранее достигнутое. Растет социальная, образовательная, экономическая эффективность работы системы.
Развитие носит инновационный характер, что предполагает стимулирование потребности в конкретных новшествах, опережающую подготовку и повышение квалификации кадров, ориентированных на инновации.
Цикл нововведения содержит и обратную связь: регулярную информацию о том, каковы результаты внедрения новшеств. Это означает наличие у образовательной системы функции мониторинга внешней социальной среды города и мониторинга внутренней среды самой образовательной системы.
Субъектами инновационной деятельности являются образовательные учреждения, органы управления, учреждения науки и других отраслей социальной сферы, производство, снабжение (торговля), учреждения подготовки и повышения квалификации учителей, общественность.
Предшествующий анализ состояния образовательной системы показал, что в силу ограниченности ресурсов, которые имеются на данном этапе развития как у самой образовательной системы, так и у территориального сообщества, приоритетными на ближайшие два года должны стать следующие направления:
- муниципализация образовательной системы через преодоление ведомственной разобщенности, рационализацию сети образовательных учреждений города, формирование единой кадровой политики, создание единого информационного пространства;
- обновление содержания образования и воспитания, организация инновационной деятельности на всех уровнях образовательной системы;
- интеграция профессионального образования всех уровней в муниципальную образовательную систему;
- совершенствование управления и формирование многоканальной системы инвестиций в образовательную систему города;
- охрана здоровья, социальная защита и поддержка детства и всех участников образовательного процесса.
Структурно Программа представляет собой совокупность подпрограмм и содержащихся в них проектов, реализация которых рассчитана на 1998-2000 календарные годы. Такое построение Программы позволяет сосредоточить имеющиеся кадровые и финансовые ресурсы города на приоритетных направлениях деятельности.
Подпрограмма 1.
Муниципализация образовательной системы
Проект 1.1 "Образование и астраханское общество"
Цель: развитие связей учреждений образования с учреждениями науки, здравоохранения, культуры и досуга, внутренних дел, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, службой занятости, общественными организациями, консолидация астраханского общества вокруг проблем образования.
Проект 1.2. "Оптиматизация сети образовательных учреждений города"
Цель: реорганизация сети образовательных учреждений города на основе консолидации их материально-технического, кадрового и финансово - экономического потенциала с целью расширения спектра образовательных услуг.
Проект 1.3. "Экологизация системы образования"
Цель: Экологическое обучение и воспитание с учетом особенностей региона, формирование здорового образа жизни, воспитание нравственного отношения к природе родного края, к окружающей среде.
Проект 1.4. "Кадры астраханского образования"
Цель: модернизация педагогического образования, повышения квалификации и методической работы в целях подготовки педкадров, ориентированных на инновации, вовлечение интеллектуального потенциала г. Астрахани и области в активную образовательную деятельность; разработка и реализация модели кадрового обеспечения опережающего развития системы образования г. Астрахани (специальный научно-исследовательской проект).
Проект 1.5. "Образовательное информационное пространство города"
Цель: повышение эффективности работы образовательной системы города на основе использования современных информационных технологий, интеграции информационных ресурсов образования.
Подпрограмма 2. Обновление содержания образования и
организация инновационной деятельности
Проект 2.1. "Дифференциация образования"
Цель: предоставление учащимся возможностей для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с потребностями и особенностями личности, запросами территориального сообщества.
Проект 2.2. "Инновационные технологии в общем образовании"
Цель: Обновление педагогических технологий и методических систем для личностно-ориентированного образования с учетом требований образовательных стандартов.
Проект 2.3. "Интеграция системы дополнительного образования в образовательную систему города"
Цель: организация обучения, труда и общения учащихся, их профориентация и предпрофессиональная подготовка средствами дополнительного образования, включенного в работу сети образовательных учреждений города.
Проект 2.4. "Воспитательная система в развивающейся школе"
Цель: Разработка и внедрение новой воспитательной концепции, новых воспитательных технологий, соответствующих современным социально-экономическим условиям.
Подпрограмма 3. Интеграция профессионального
образования всех уровней в муниципальную
образовательную систему
Проект 3.1. "Астраханское образование и занятость"
Цель: переориентация образовательной системы города на обеспечение занятости населения в соответствии с актуальными и перспективными запросами местного рынка труда.
Проект 3.2. "Модели муниципального профессионального образования"
Цель: разработка моделей разноуровневого, многопрофильного и полифункционального образования, отвечающих планам социально-экономического развития города.
Подпрограмма 4. Совершенствование управления
образованием и формирование многоканальной
системы инвестирования
Проект 4.1. "Управление Астраханским образованием: режим развития"
Цель: использование в управлении муниципальной образовательной системой технологий педагогического проектирования, прогностического, программно-целевого управления.
Проект 4.2. "Система многоканального финансирования"
Цель: адаптация педагогически эффективных моделей финансово-экономической деятельности образовательной системы города и учреждений образования разных типов и видов в условиях децентрализации управления и становления рынка образовательных услуг.
Подпрограмма 5. Охрана здоровья и социальная защита
участников образовательного процесса
Проект 5.1. "Здоровье"
Цель: консолидация усилий органов образования, здравоохранения, физкультуры и спорта по реализации мер, направленных на укрепление здоровья детского населения г. Астрахани.
Проект 5.2. "Формирование адаптивной образовательной среды"
Цель: социальная адаптация и социально-правовая защита детей и молодежи.
Проект 5.3. "Социальная защита работников образования"
Цель: повышение социально-профессионального статуса работников образования, условий труда и быта.
VI. Механизм реализации Программы
Наивысшей компетенцией в управлении развитием территориальной образовательной системы обладает администрация города и городской Совет.
Администрация осуществляет все основные организационно-распорядительные и координационные функции в рамках данной Программы: выбор и коррекцию стратегических ориентиров и приоритетов развития исходя из образовательных запросов населения и планов социально-экономического развития города; обеспечение поддержки со стороны органов управления высших уровней; координацию межведомственных взаимодействий, консолидацию кадров, необходимых финансовых, информационных, хозяйственных ресурсов на приоритетных направлениях развития образовательной системы.
При администрации города создается Координационный совет Программы, которым руководит заместитель мэра города по социальным вопросам. В состав Совета входят руководители управлений администрации города, руководитель службы занятости, ректор (проректор) АГПУ, директор педколледжа, заведующий ГНМЦ, директор ЦЧКП, начальники РОО, заместитель начальника ДО и ПО Администрации области и депутаты городского Совета.
Координационный совет:
1. Утверждает содержание проектов Программы.
2. Назначает кураторов проектов.
3. Осуществляет контроль за ходом реализации основных направлений Программы.
4. Вносит необходимые изменения и дополнения в план реализации Программы.
Управление образования администрации города:
1. Осуществляет текущий контроль за реализацией проектов Программы.
2. По согласованию с Координационным советом осуществляет финансирование Программы.
3. Организует текущую работу по развитию инфраструктуры образовательной системы, в т.ч. и на межведомственном уровне в соответствии с целями Программы.
Астраханский государственный педагогический университет:
1. Организует реализацию подпрограмм развития среднего и высшего профессионального образования г. Астрахани.
2. Осуществляет подготовку и переподготовку кадров в плане реализации данной Программы.
3. Обеспечивает научное и методическое руководство кураторов проектов Программы.
ГНМЦ и ЦЧКП:
1. Оказывает информационно-методическую, консультационную поддержку всем участникам Программы.
2. Обеспечивает рост квалификации кадров по тематике приоритетных направлений Программы.
3. Осуществляют мониторинг образовательной системы города по ходу развертывания Программы.
Департамент общего и профессионального образования:
1. Оказывают поддержку развитию ресурсных потенциалов образовательной системы г. Астрахани.
2. Содействуют тиражированию полученных в городе положительных результатов в образовательных учреждениях области.
3. Содействуют интеграции развивающейся образовательной системы города в единое образовательное пространство Астраханской области.
Комитеты управления администрации города:
1. Обеспечивают межведомственное взаимодействие, консолидацию кадров, необходимых финансов, информационных, хозяйственных ресурсов;
2. Организуют сотрудничество подведомственных учреждений с учреждениями образования.
Таким образом, у каждой из ведущих структур Программы имеется своя центральная функция (становление образования как социальной технологии, внутрисистемная интеграция, межведомственная кооперация, развитие ресурсных потенциалов, определение зон перспективного развития), т.е. главный аспект работы, определяющий точки роста, существенно важные для всей образовательной системы города.
Районные отделы образования и образовательные учреждения города:
1. Разрабатывают и корректируют собственные программы развития в соответствии с приоритетными направлениями данной Программы;
2. Вносят в Координационный совет свои предложения по участию в реализации проектов;
3. Участвуют в реализации проектов.
Нормативно-правовые основы Программы:
1. Закон "Об образовании РФ";
2. Закон Астраханской области "Об образовании";
3. Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4. Закон Астраханской области "О местном самоуправлении в Астраханской области";
5. Планы социально-экономического развития г. Астрахани до 2001 г.;
6. Постановление мэра г. Астрахани "О программе развития муниципальной образовательной системы г. Астрахани до 2001 года";
7. Программа развития образовательной системы г. Астрахани до 2001 года;
8. Программа стабилизации и развития системы образования Астраханской области до 2001 года.
9. Решение городского Совета "О программе развития муниципальной образовательной системы г. Астрахани до 2001 года";
10. Решение коллегии ГУО "О программе развития образовательной системы г. Астрахани до 2001 года";
11. Поэтапные планы работ по Программе, утвержденные заместителем мэра г. Астрахани;
12. Программа развития учреждений образования, составленная с учетом регламентирующих документов пп. 1-11 и согласованная с Управлением образования администрации г. Астрахани.
VII. Оценка размеров финансовых затрат
Оценка размеров финансовых затрат на реализацию Программы производилась с использованием имеющихся сегодня методик и опыта экономических расчетов для образовательных систем аналогичного уровня (средний промышленный город), с учетом действующих нормативных документов, используемых в системе Министерства общего и профессионального образования РФ.
Основное внимание при расчетах уделено институциональному аспекту развития (создание новых учреждений, служб, инфраструктур), поскольку, как показывает отечественный и зарубежный опыт, институциональное развитие поглощает до 5/6 финансовых средств, выделяемых на развитие. Вместе с тем предполагается, что часть работ может быть выполнена за счет текущего финансирования и привлеченных средств.
Расчет приводился в масштабах цен, действующих на 01.01.98 г. При этом суммы взяты без учета расходов по эксплуатации помещений. Все расходы отнесены к периоду от января 1998 г. по декабрь 2000 года.
Полученная цифра 6 миллионов рублей является ориентировочной, но по порядку величины соответствует известному интервалу (1-2% от средств, выделяемых на функционирование отрасли), в котором сохраняются необходимые потенциалы развития.
Полученная цифра является минимальной и финансируется по мере поступления доходов в городской бюджет. Отсрочка инвестиций не дает кумулятивного системного эффекта, т.к. отложенные проблемы имеют неприятное свойство усложняться, теряется темп преобразований, инфляция быстро "съедает" экономию. В конечном счете решение "перезревших" проблем обходится, и не только в финансовом плане, дороже, чем решение проблем назревших.
Сводная таблица финансовых затрат по годам, по выделенным приоритетным направлениям приводится в следующем разделе.
VIII. Основные направления деятельности по
развитию муниципальной образовательной системы
г. Астрахани на 1998-2000 гг.
-----------------T---------T----------T-------------------------¬
¦ Наименование ¦Стоимость¦ Сроки ¦Ответственные исполнители¦
¦ подпрограмм ¦проекта ¦реализации¦ ¦
¦ и проектов ¦(тыс.р.),¦ проекта ¦ ¦
¦ ¦источник ¦ ¦ ¦
¦ ¦финанси- ¦ ¦ ¦
¦ ¦рования ¦ ¦ ¦
+----------------+---------+----------+-------------------------+
¦ Подпрограмма 1 ¦
¦ "Муниципализация образовательной системы" ¦
¦ ¦
¦1. Проект 1.1. 100.0 1998- Управление образования¦
¦"Образование и (бюджет) 2000 гг. совместно с управления-¦
¦астраханское ми и службами адм.¦
¦общество" г. Астрахани и¦
¦ Астраханской области ¦
¦2. Проект 1.2. 2320.0 1998- Управление образ-я,¦
¦"Оптимизация (бюджет) 1999 гг. Комитет по управлению¦
¦сети образова- имуществом г. Астрахани¦
¦тельных учреж- ¦
¦дений города" ¦
¦3. Проект 1.3. 50.0 1998- Управление образования,¦
¦"Экологизация (внебюд- 2000 гг. госкомитет по охране¦
¦системы обра- жетные окруж.среды г.Астрахани,¦
¦зования" средства) городской Центр СЭН ¦
¦4. Проект 1.4. 50.0 1998- Управление образования,¦
¦"Кадры астра- (бюджет) 2000 гг. ГНМЦ совместно с ДО и ПО¦
¦ханского обра- обл. ИУУ, АГПУ, педкол-¦
¦зования" леджем, учеными РАГС и¦
¦ МГСУ ¦
¦5. Проект 1.5. 1200.0 1999- Управление образования,¦
¦"Образователь- (бюджет) 2000 гг. ГНМЦ совместно с инфор-¦
¦ное информаци- мационно-аналитическим ¦
¦онное простра- Центром, отделом эксплу-¦
¦нство города" атации и развития ЭВС ¦
¦ ¦
¦ Подпрограмма 2 ¦
¦ "Обновление содержания образования и воспитания, ¦
¦ организация инновационной деятельности" ¦
¦ ¦
¦6. Проект 2.1. 25.0 1998- Управление образования,¦
¦"Дифференциа- (бюджет) 1999 гг. ГНМЦ, ОУ ¦
¦ция образова- ¦
¦ния" ¦
¦7. Проект 2.2. 20.0 2000 г. Управление образования,¦
¦"Инновационные (внебюд- городской экспертный¦
¦технологии в жетные Совет совместно с ДО и¦
¦общем образо- средства) ПО, АГПУ ¦
¦вании" ¦
¦8. Проект 2.3. 30.0 2000 г. Управления образования,¦
¦"Интеграция (бюджет) культуры, по молодежной¦
¦системы допол- политике,физич.культуре¦
¦нительного об- и спорту ¦
¦разования в ¦
¦образователь- ¦
¦ную систему ¦
¦города" ¦
¦9. Проект 2.4. 15.0 1999 г. Управление образования¦
¦"Воспитатель- (внебюд- совместно с Российской¦
¦ная система в жетные академией образования ¦
¦развивающейся средства) ¦
¦школе" ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ Подпрограмма 3 ¦
¦ "Интеграция профессионального образования ¦
¦ в муниципальную образовательную систему" ¦
¦ ¦
¦10. Проект 3.1. 20.0 2000 г. Управление образования,¦
¦"Астраханское (бюджет) ДО и ПО, Управление¦
¦образование и экономики, Управление¦
¦занятость" по молодежной политике,¦
¦ Управление федеральной¦
¦ службы занятости по¦
¦ г. Астрахани, Совет¦
¦ ректоров ВУЗов, Совет¦
¦ директоров ССУЗов ¦
¦11. Проект 3.2. 200.0 2000 г. Управление образования,¦
¦"Модели муници- (бюджет) управление экономики¦
¦пального профе- совместно с ДО и ПО,¦
¦ссионального ССУЗами и ВУЗами ¦
¦образования" ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ Подпрограмма 4 ¦
¦ "Совершенствование управления образованием ¦
¦ и формирование многоканальной системы инвестирования" ¦
¦ ¦
¦12. Проект 4.1. 60.0 1999- Управление образования,¦
¦"Управление Аст- (внебюд- 2000 гг. руководители ОУ ¦
¦раханским обра- жетные ¦
¦зованием: режим средства) ¦
¦развития" ¦
¦13. Проект 4.2. 10.0 2000 г. Управление образования,¦
¦"Система много- (внебюд- управление экономики,¦
¦канального фи- жетные финансовый отдел ¦
¦нансирования" средства) ¦
¦ ¦
¦ Подпрограмма 5 ¦
¦ "Охрана здоровья и социальная защита участников ¦
¦ образовательного процесса" ¦
¦ ¦
¦14. Проект 5.1. 500.0 1998- Управление образования,¦
¦"Здоровье" (бюджет) 2000 гг. здравоохранения, город-¦
¦ ской Центр СЭН ¦
¦15. Проект 5.2. 900.0 1998- Управление образования,¦
¦"Формирование (бюджет) 2000 гг. отдел семьи, Управление¦
¦адаптивной об- по молодежной политике ¦
¦разовательной ¦
¦среды" ¦
¦16. Проект 5.3. 500.0, в 1998- Управление образования,¦
¦"Социальная за- т.ч. 400 2000 гг. здравоохранения, социа-¦
¦щита работников (бюджет) льной защиты совместно¦
¦образования" и 100 с ГСПП ¦
¦ (внебюд- ¦
¦ жетные ¦
¦ средства ¦
¦ ГУО) ¦
+---------------------------------------------------------------+
¦ИТОГО: За счет бюджета - 5745 тыс.р. ¦
¦ За счет внебюджетных средств - 255 тыс.р. ¦
+---------------------------------------------------------------+
¦ВСЕГО: - 6.000 тыс.р. ¦
L----------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|