| |
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 15.06.1998 № 241
"О концепции развития образования в Астраханской области"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 1998 г. № 241
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
С целью дальнейшего развития образовательного комплекса области, создания новых организационно-экономических механизмов развития системы образования, на основании Распоряжения Главы Администрации области от 01.09.97 № 1576-р "О создании постоянно действующей комиссии по проведению социальной реформы в Астраханской области", решения комиссии от 17.02.97 и решения коллегии департамента общего и профессионального образования Администрации области от 29.01.98 № 1/2 постановляю:
1. Принять концепцию развития образования в Астраханской области (приложение).
2. Поручить постоянно действующей комиссии по проведению социальной реформы в Астраханской области (Родненко), департаменту общего и профессионального образования Администрации области (Шитов), ассоциации сторонников развития образования (Лунев) на основании данной концепции подготовить до 1 января 1999 года программу развития образования в Астраханской области на 1999-2005 годы.
3. Финансовому управлению Администрации области (Евлашев) по заявке департамента общего и профессионального образования Администрации области выделить финансовые средства в размере, необходимом для разработки программы, за счет резервного фонда Администрации области.
4. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителей Главы Администрации области Родненко И.В., Юшкова В.А.
Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН
Приложение
к Постановлению Главы Администрации
области от 15 июня 1998 г. № 241
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция развития образования в Астраханской области (далее - концепция) является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебных заведений, входящих в образовательную систему региона, и позволяющим получить намеченные результаты.
Новые понятия, применяемые в настоящей концепции:
Адресное финансирование в образовании - субсидирование отдельных образовательных проектов или оказание безвозмездной материальной помощи определенным категориям учащихся с целью выравнивания условий в получении образования (стипендия, пособия).
Академическая мобильность - возможность учащихся и студентов в ходе получения общего и профессионального образования выбирать образовательную траекторию, в том числе через обучение в различных учебных заведениях региона, страны, за рубежом. Предполагает законы и соглашения о взаимном признании сертификатов, экзаменов и зачетов.
Вторичная занятость учащихся - в соответствии с Законом "Об образовании" учебные заведения и региональные органы управления образованием должны предоставлять учащимся (студентам) возможность для работы неполный рабочий день с оплатой их труда.
Диверсификация в образовании. В регионе - наличие разнообразия образовательных программ, по которым осуществляется подготовка специалистов для нужд экономики и социальной сферы. В учебном заведении - расширение предметов, специальностей и специализаций, по которым ведется подготовка.
Дополнительное образование детей - термин, вошедший в оборот в последние годы в условиях перехода детских внешкольных учебно-воспитательных учреждений на частично коммерческие условия работы, означает внешкольное образование и обучение.
Дополнительное профессиональное образование - образование, которое получает работник на базе имеющегося ранее. Сертификат о дополнительном образовании выдается на основании документа о полученном основном образовании.
Индивидуальная образовательная траектория - современные государственные образовательные стандарты делят изучаемые дисциплины на основные и элективные (по выбору). Это позволяет обучающимся выбирать некоторые предметы, специализированные классы и школы в соответствии со своими склонностями - определять траекторию получения образования.
Карьерное образование - все виды образования, способствующие повышению профессионального положения работника на производстве, повышению его социального статуса.
Консолидированный бюджет - бюджет учебного заведения, включающий различные источники поступлений на содержание и развитие учебного процесса (федеральное, региональное финансирование, плата за обучение, спонсорские средства и др.).
Нормативное финансирование - расчетные суммы денег на обучение одного учащегося (студента), установленные официально и выделяемые в обязательном порядке.
Образовательные сертификаты - документы, выдаваемые по окончании обучения (аттестаты об окончании средней школы, дипломы об окончании профессиональных учебных заведений).
Одаренные дети - академически и творчески способные дети. К ним обычно относятся 3-5% школьников, показывающих высокие способности в обучении. Более широкая трактовка к этой категории относит первые 25% детей школьного возраста по результатам национального тестирования.
Продвинутое образование - учебным заведениям, осуществляющим подготовку на более низких уровнях и ступенях образования, в некоторых случаях дается право осуществления образования за пределами его статуса, как правило, на основании соглашения между учебными заведениями. Школы и техникумы могут вести с вузами совместную образовательную деятельность по реализации программ первой ступени высшего образования.
Технополисы, технопарки, техноцентры - одна из форм свободных экономических зон. Локализованная среда (территория, город), ориентированная на развитие сети научных учреждений, средств обмена информацией, подготовку кадров, которая непрерывно генерирует новые технологии, высококвалифицированных специалистов, предпринимателей. Условием получения статуса является наличие университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура.
Образовательные кредиты - предоставление государственных денежных займов студентам на получение высшего образования (на оплату обучения, покупку книг, одежду, питание). Погашение кредита осуществляется с началом трудовой деятельности в течение нескольких лет равными долями, не превышающими 4-5% от общего годового дохода заемщика.
I. Основные проблемы российского образования
В общем образовании:
- неопределенность целей и приоритетов образования и воспитания;
- недостаток средств на поддержание и развитие учебного процесса, особенно в сельской школе;
- низкая оплата труда работников образования и нерегулярность выплат;
- перегруженность учебной недели;
- устаревшее содержание образования;
- отсутствие условий для дифференцированного обучения в массовой школе;
- недостаточные школьные знания по экономике и праву, экологии, основам безопасности жизнедеятельности;
- отсутствие доступа молодежи к современным каналам информации.
В профессиональном образовании:
- несоответствие направлений профессиональной подготовки потребностям экономики и социальной сферы, спросу населения;
- преобладание отраслевого характера структуры образования, ориентированного на государственные предприятия и производственные сферы экономики;
- высокая доля учебных заведений федеральной собственности;
- незаинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблем профессионального образования;
- несбалансированность структур начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, их несоответствие научно-техническому прогрессу;
- отсутствие разнообразия специальностей и специализаций, слабая ориентация на новые рынки труда в соответствии с развитием региона (сфера услуг, торговля, бизнес, фермерство, международные связи, международный и российский туризм, международный и российский транспорт);
- экономическая неэффективность системы профессионального образования (слабая интеграция учебных заведений различных ступеней образования, дублирование образовательных программ).
II. Общая характеристика регионального образования
Совершенствование образования в регионе является необходимым условием экономического роста, структурных изменений экономики региона, повышения качества жизни населения.
Региональная система образования включает 395 дошкольных учреждений, 415 учреждений общего образования, из которых большая часть находится в сельских районах области. Профессиональное образование включает 20 вузов, в том числе 10 негосударственных, 22 средних учебных заведения, 34 профессиональных училища. В учебных заведениях Астраханской области учатся и работают 262 тыс. человек, или более 1/4 трудоспособного населения. Доступность высшего образования составляет 173 человека на 10000 населения при нормативе в 170 человек на 10000 населения.
III. Задачи по стабилизации деятельности
образовательных учреждений Астраханской области
За счет финансирования из средств консолидированного бюджета обеспечить нормативное содержание образовательного процесса в учебных заведениях.
Установить региональные надбавки работникам образования, доведя их до средней оплаты труда в сфере материального производства.
Установить региональные надбавки к пенсиям работникам образования - до 75% от совокупной зарплаты за последние три года работы.
Восстановить полноценную работу системы повышения квалификации учителей, преподавателей, предусматривающую их переподготовку один раз в пять лет.
Восстановить материальную базу, лучшие формы и методы воспитательной работы российской школы, способствующие развитию таких личностных качеств детей, как общечеловеческие ценности, российский патриотизм, дружба между народами, образцы гражданского поведения.
IV. Структурные изменения системы образования
В последние годы в системе образования Астраханской области наметились и происходят важные структурные изменения. В общем образовании появились и набирают силу новые типы учебных заведений: детские сады-школы и учреждения дополнительного образования; лицеи, гимназии, школа одаренных детей, российско-турецкий лицей. В профессиональном образовании идет перепрофилирование, изменение статуса, появление учебных заведений негосударственной формы собственности. Открываются колледжи, академии, университеты, филиалы крупных престижных вузов России. В государственных и негосударственных учебных заведениях растет доля приема на возмездной основе. Появляются программы дополнительного профессионального образования.
Проделанная работа позволяет определить перспективы и темпы реформирования структуры образования:
- создание условий для получения качественного образования населением Астраханской области в учебных заведениях города и области, центральных вузах страны, за рубежом;
- оптимизация размещения учебных заведений всех уровней и ступеней на территории области, разнообразие предложенных образовательных программ, специальностей и специализаций, дифференциация и диверсификация образования;
- выявление перспективных направлений образования на основе программирования и планирования развития рынка, перепрофилирование и создание новых видов образования и типов учебных заведений, отвечающих потребностям экономики, социальной сферы, образовательным запросам астраханцев;
- ориентация системы образования на удовлетворение спроса со стороны личности, различных социальных, профессиональных, этнических групп населения;
- развитие сети дополнительного образования и коммерциализация дополнительного профессионального образования. Развитие внутрифирменной подготовки и переподготовки специалистов;
- внедрение модульной структуры образовательных программ, позволяющих получать образование по частям, чередуя очное образование с работой и дистантным образованием и выходить на получение сертификата в течение длительного времени.
V. Обновление содержания образования
Переход с обучения по единым государственным планам на образовательные программы, основой которых являются государственные стандарты, позволяет регионам и учебным заведениям самостоятельно изменять содержание образования, разнообразить специальности и специализации в соответствии с рыночными условиями.
Повышение качества образовательных услуг, адаптивность образования к рыночному спросу предполагает:
- реальное уменьшение учебной нагрузки школьников и студентов, учителей и преподавателей с учетом самостоятельной работы до нормативов, установленных госстандартами и КЗоТ;
- повышение фундаментальности начального, общего среднего и базового высшего профессионального образования;
- гуманитаризация, гуманизация технического и естественнонаучного образования, интеграция, диверсификация программ технического, естественнонаучного и гуманитарного образования;
- совершенствование обучения в сельской малокомплектной и национальной школах путем улучшения кадрового и учебно-методического обеспечения;
- поэтапная компьютеризация всех уровней и ступеней образования, обеспечение учебных заведений вычислительной техникой и программами;
- внедрение образовательных технологий и траекторий индивидуального обучения, в том числе:
в начальном образовании - использование различных по срокам и методам вариантов обучения с учетом психофизических особенностей и здоровья детей;
в среднем полном образовании - установление траекторий поступления в профессиональные учебные заведения через подготовительные классы, продвинутые программы с учетом академических успехов школьников и рекомендаций учителей;
в среднем и высшем профессиональном образовании - обучение по индивидуальным учебным планам и траекториям через выбор курсов и специализаций;
- постепенный переход массовой школы на изучение английского языка с младших классов, стимулирование изучения второго языка стран, установивших прочные экономические и культурные отношения с Астраханской областью;
- интеграция содержания образования в средних и высших профессиональных учреждениях, углубление их организационных связей посредством признания и взаимозачетов академической успеваемости;
- укрепление связи образования с производством через развитие системы стажировок и практики студентов, создание гуманитарных и естественнонаучных центров, научно-образовательных производственных комплексов, технопарков и техноцентров, превращение региона в технополис;
- создание крупных многопрофильных колледжей, реализующих программы общего, начального профессионального, среднего и продвинутого профессионального образования.
VI. Улучшение воспитательной работы и здоровья детей
В настоящее время не разработана теория воспитательной работы, соответствующая этапу реформирования общества, тенденциям становления демократического гражданского общества, формированию свободной личности. Обновление воспитательной работы должно способствовать формированию общечеловеческих ценностей, национальной гордости и образцов гражданского поведения. Важнейшей задачей школы и общества должно стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и полноценного питания. В этих целях необходимо обеспечить:
- подготовку специальных кадров по воспитательной работе (психологов, социальных педагогов, классных воспитателей) и переподготовку действующего педперсонала;
- разработку и внедрение новой модели демократического уклада жизнедеятельности учебных заведений, соответствующей модели гражданского общества;
- совершенствование сети внешкольных и оздоровительных учреждений, укрепление материальной базы и улучшение их финансирования;
- введение региональных нормативов питания детей начальной школы и обеспечение их выполнения;
- создание службы психоаналитической помощи и бытовой детской реабилитации в крупных школах и межшкольных объединениях;
- введение общественной экспертизы проектов строящихся и действующих микрорайонов, предусматривающей пропорциональное создание детских рекреаций для занятий спортом; повышение ответственности руководителей учебных заведений, руководителей государственных служб за поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы.
VIII. Совершенствование экономических отношений
и социальных гарантий участников образования
В целях совершенствования экономики образования и приведения ее в соответствие с социально-экономическими реалиями в стране и регионе, формирования рынка образовательных услуг необходимо:
- разработать региональные, реально обеспеченные нормативы финансирования содержания и развития деятельности образовательных учреждений Астраханской области;
- внедрить механизм многоканального финансирования каждого учебного заведения, включающий в себя следующие основные источники: федеральное и региональное финансирование, плата за обучение, доходы от аренды образовательной собственности, реализация собственной продукции, спонсорские и попечительские средства;
- передать в общем образовании права бюджетополучателя образовательным учреждениям;
- разработать простую и понятную систему финансирования учебных заведений по уровням и источникам финансирования;
- разработать эффективный механизм налогообложения для местного бизнеса, способствующий инвестициям в образование;
- развивать адресное финансирование и целевое кредитование в образовании в следующих направлениях;
образовательные пособия для сельской молодежи из отдаленных районов для обучения по дефицитным и престижным специальностям в учебных заведениях города Астрахани;
целевые кредиты студентам, в том числе из малообеспеченных семей, под государственный региональный заказ;
целевые гранты талантливым учащимся, студентам, аспирантам, учителям, преподавателям для учебы за пределами области и за рубежом;
ежегодные гранты студентам, обучающимся на коммерческой основе, за успехи в спорте, художественной самодеятельности, искусстве из региональных фондов развития этой деятельности;
- создать экономически эффективную систему дополнительного профессионального образования и подготовки управленческих кадров, способную обеспечить непрерывный профессиональный рост квалифицированных специалистов;
- стимулировать создание рабочих мест для вторичной занятости учащихся с неполной рабочей неделей;
- создать систему обслуживания материальной, учебной, научной базы образовательных учреждений;
- развивать экспорт образования за пределы области, стимулировать учебные заведения в создании условий для обучения учащихся и студентов из других регионов России и других стран, особенно Востока и прикаспийского бассейна.
VIII. Кадровое и научное обеспечение развития
регионального образования
Кадровое обеспечение совершенствования образования предполагает изменение работы по повышению квалификации, аттестации и подготовке новых специалистов, усиление научной работы. Повышение квалификации выполняет две основные функции - обновление содержания образования и обеспечение профессионального роста работников. В этих целях необходимо:
- разработать механизм обновления содержания и методов преподавания учебных дисциплин, включающих в себя изучение учителями и преподавателями современных достижений науки, образования и передового опыта;
- ввести систему карьерного образования (получение дополнительной специальности, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре), увязывающую должностные перемещения учителей, преподавателей, оплату их труда с уровнем полученного образования;
- разработать критерии аттестации кадров, способствующие профессиональному росту и выстраиванию школьной карьеры работников образования;
- перенести центр профессионального конкурсного отбора по педагогическим специальностям с довузовского на вузовский и послевузовский уровни (вторая ступень высшего образования, практики, стажировки бакалавра);
- разработать модель прогнозирования, планирования и целевой подготовки педагогических кадров по специальностям и специализациям с реальной привязкой студентов старших курсов к вакансиям в учебных заведениях и других учреждениях социальной сферы;
- привести тематику научных исследований в образовании в соответствие с Федеральной программой социально - экономического развития Астраханской области до 2000 года. Продолжить практику финансирования научных исследований через систему грантов. Обеспечить доступ преподавателям к системе ИНТЕРНЕТ;
- разработать и издать учебную литературу, обеспечивающую реализацию региональных компонентов образовательных программ. Разработать модель интеграции и повышения эффективности работы учреждений образования различных уровней и типов;
- развивать научные исследования и разработки по экономике образования, управлению образованием, образовательной статистике, рациональному размещению сети учреждений образования, образовательному праву, экономическому и образовательному прогнозированию и планированию.
IX. Участие в международной деятельности
Астраханская область является важнейшим геополитическим центром и южным форпостом России. Интенсивное развитие международных связей региона диктует их активизацию и в образовательной сфере. В последние годы большое количество школьников и студентов Астрахани выигрывают международные гранты на учебу за рубеж. Стало практикой проведение международных конференций. На базе АГТУ создана Ассоциация университетов прикаспийских государств. Дальнейшее совершенствование международной деятельности в сфере образования предполагает:
- стимулирование и оказание поддержки со стороны региональных лидеров и бизнеса образовательным заведениям в установлении и развитии международных контактов и обмене учащимися, студентами, учителями и преподавателями;
- открытие школ с углубленным изучением английского, французского, немецкого и восточных языков;
- создание условий для привлечения и обучения иностранных студентов из восточных стран и стран прикаспийского региона;
- приглашение специалистов для внедрения новых образовательных программ, передовых специальностей и специализаций;
- создание центра по изучению и распространению русского языка, российской культуры;
- развитие научных контактов, проведение международных конференций в Астрахани;
- установление контактов и связей с международными образовательными организациями, ассоциациями и открытие их представительств в Астрахани.
X. Совершенствование управления
и правового регулирования
В образовании осуществляется переход от централизованного управления к государственно-общественному регулированию, демократизации, децентрализации. Усиливается региональная и муниципальная составляющие управления. Создан единый орган управления образованием, функционируют общественные и профессиональные ассоциации. Для эффективной реализации данной концепции необходимо:
- включить в состав учредителей учебных заведений основных заказчиков, органы региональной и муниципальной власти;
- инициировать создание общественных структур управления в образовании (движения, объединения, ассоциации, советы по образованию);
- разработать долгосрочные и среднесрочные программы развития регионального и муниципального образования и их нормативно - правовое и финансовое обеспечение;
- создать единую региональную систему оценки и контроля качества образования на основе государственного тестирования;
- внедрить правовой механизм общественного регулирования сферы образования, создать службу государственно-общественного лицензирования, аккредитации учреждений и аттестации педагогических кадров;
- принять пакет основных нормативных документов, регулирующих правовые отношения в сфере образования, развивать региональное законодательство;
- внести изменения в региональные нормативные документы, регулирующие отношения в сфере образования, в соответствие с данной концепцией.
XI. Ожидаемый результат
Приведение структуры образования и номенклатуры специальностей в соответствии с профилем регионального рынка труда.
Создание новых организационно-экономических механизмов развития системы образования в рыночных условиях, гарантирующих конституционное право на равное получение государственного образования астраханцев и право на выбор индивидуальных траекторий образования в соответствии с их предпочтениями, возможностями, в том числе и через платное обучение.
Создание условий для дальнейшего совершенствования и углубления фундаментального образования, усиление правовой, экономической и экологической подготовки.
Улучшение материальной базы образовательных учреждений, обеспечение повышения квалификации учителей и преподавателей, развитие информационных ресурсов в образовании, обновление содержания и технологий образования, гарантирующих качественное и конкурентное образование на внутреннем, внешнем и международном рынках труда выпускникам астраханских учебных заведений.
Создание эффективной системы непрерывного образования, обеспечивающего переподготовку высвобождающейся рабочей силы и занятость населения.
Руководители группы по разработке концепции развития образования в Астраханской области:
Родненко И.В., Шитов В.А.
Концептуальная разработка проекта (ведущие разработчики):
Шитов В.А., Мухамедова Л.И., Лунев А.П., Ажалиев Р.Х., Гутман В.А.
Координаторы разработки направлений концепции:
Гутман В.А., Ажалиев Р.Х., Муравьева Н.П., Разуваев В.В., Бугреева Т.М., Шевкунов А.Ф., Еремина Т.А., Кучер Н.И.
Состав рабочей группы: Лунев А.П. - руководитель; Лендова Т.В., Карезин П.А., Поперняк Я.Н., Теплый Д.Л., Майоров В.И., Житкова Е.И., Меланьина Н.И., Афанасьева Н.А., Никифорова В.Г., Андрюшина Н.Е., Марисова Н.Д., Головенко Е.Г., Серова Т.И., Гоглова М.Н., Бакова О.В., Ерофеев В.К., Латыпова Ж.И., Плотникова Е.Н., Аглеева З.Р., Храмова А.В., Миронова Г.С., Винокуров Я.Я., Курылев А.С., Зиннуров Э.Ф., Исаева Л.Х., Стефанова Г.П., Адамян Л.Т., Алябьева Е.В., Гневина Н.А., Глинина А.Г., Гурина В.И., Динискина А.А., Степаненко В.И., Карпунина Г.А., Щукина О.Э., Карасева В.Г., Цветкова Н.Н., Сверкунов А.Б, Бердиева А.А.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|