Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Главы Администрации Астраханской области от 05.07.1999 № 233
"Об утверждении Программы содействия развитию персонала на производстве на 1999-2000 годы"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Астраханской области от 23.03.2007 № 120.



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 1999 г. № 233

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ
ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ НА
1999-2000 ГОДЫ

В целях рационального использования профессионального потенциала экономики области, его качественного развития, формирования подходов для создания системы развития персонала на производстве постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия развитию персонала на производстве на 1999 - 2000 годы.
2. Управлению труда Администрации области (Абдуллаев) совместно с комитетом экономики и инвестиционной политики Администрации области (Максимова), отраслевыми комитетами, департаментами, управлениями и отделами Администрации области организовать работу по реализации Программы по курируемым направлениям.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А. и заместителя Главы Администрации области Родненко И.В.

Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН





Утверждена
Постановлением Главы Администрации
области от 5 июля 1999 г. № 233

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ
НА 1999-2000 гг.

Паспорт программы

Наименование Программы Областная Программа содействия
развитию персонала на
производстве

Основания для принятия
решения о разработке Постановление Правительства
Программы Российской Федерации от 06.07.94
№ 796 "О мерах по содействию
предприятиям в подготовке
персонала на производстве",
Поручение Правительства
Российской Федерации от 24.04.97
№ СО-П12-12685, Поручение
Правительства Российской
Федерации от 13.01.98
№ БН-П12-00792

Заказчик Программы Министерство труда и социального
развития Российской Федерации,
Администрация Астраханской
области

Основной разработчик
Программы Управление труда Администрации
области

Исполнители и соисполнители Управление труда Администрации
Программы области, комитет экономики и
инвестиционной политики
Администрации области,
департамент федеральной
государственной службы занятости
населения по Астраханской
области, департамент общего и
профессионального образования
Администрации области, совет
федерации профсоюзов Астраханской
области, торгово-промышленная
палата Астраханской области, союз
промышленников и предпринимателей
Астраханской области, филиал
Волгоградской академии
государственной службы

Направления основных
мероприятий - приоритетная поддержка
организаций и предприятий,
осуществляющих обучение работников
под будущее развитие производства,
- развитие системы
консультационных и образовательных
услуг по вопросам развития
кадрового потенциала,
- регулирование вопросов
профессионального обучения на
производстве через систему
трудовых соглашений и коллективных
договоров,
- создание механизма регулирования
рынка профессий на региональном
уровне

Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы Сохранение и обеспечение
воспроизводства профессионального
потенциала организаций и
предприятий, улучшение кадрового
обеспечения инновационных
процессов на производстве,
повышение конкурентоспособности
работников на рынке труда,
создание и сохранение новых
рабочих мест, снижение социальной
напряженности на предприятиях и в
организациях

Контроль за реализацией
Программы Администрация Астраханской области

Сроки реализации Программы 1999-2000 годы

1. Введение

Региональная Программа содействия развитию персонала на производстве на 1999-2000 гг. (далее именуемая - Программа) подготовлена управлением труда Администрации области с участием заинтересованных органов исполнительной власти региона в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. № 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ", Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 796 "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве", Поручением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1997 г. № СО-П12-12685, Поручением Правительства Российской Федерации от 13 января 1998 г. № БН-П12-00792.
Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на реализацию государственной политики в области содействия организациям в развитии персонала, создании внутрифирменных служб развития персонала, отвечающих по своим функциям требованиям рыночной экономики.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Кадровый потенциал Астраханской области является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимых экономических реформ. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможность реализации программы структурной перестройки экономики, диверсификации, расширения производства, повышения качества продукции, ее конкурентоспособности и роста производительности труда, эффективной реализации инвестиционных проектов.
Анализ положения дел показывает, что недостаточная квалификация персонала в организациях является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ, препятствует оживлению экономики, повышению конкурентоспособности товаров и услуг, их проникновению на мировой рынок, снижает уровень социальной защищенности населения и во многом не соответствует требованиям рыночной экономики. Именно эти обстоятельства в значительной степени создают социальную напряженность в обществе.
Сложное положение сложилось в настоящее время с квалификацией руководителей и специалистов организаций и предприятий. Не все руководители в полной мере владеют управленческой рыночной культурой, умением работать в ситуациях, формируемых рыночной конъюнктурой, что в значительной степени влияет на устойчивость работы и вызывает банкротство предприятий и организаций.
Качество персонала предприятий и организаций не соответствует европейским и международным стандартам и квалификационным требованиям и делает региональные организации малопривлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов.
В то же время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Практически перестали действовать различные формы дополнительного профессионального образования, включая переподготовку и повышение квалификации. Средний уровень затрат на подготовку и повышение квалификации кадров на производстве по данным управления труда Администрации области составляет только 0.5 - 0.7% от фонда оплаты труда (данные 1997 г.), хотя для поддержания простого воспроизводства профессионального потенциала необходимы затраты на уровне не менее 1.5%. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы, в основном, на получение первичной квалификации.
С другой стороны, несмотря на рост подготовки специалистов и квалифицированных рабочих, рынок учебных услуг и рынок профессий региона находятся в состоянии разбалансировки.
Отсутствие в организациях опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует организационной, методической, информационной, законодательной государственной поддержки в создании принципиально новой системы управления персоналом, построенной с учетом мировой практики, имеющей целью непосредственное вовлечение работников в осуществление экономических реформ. Баланс потребности экономики региона в квалифицированных кадрах и рынка учебных услуг, создание системы внутрипроизводственного обучения кадров обеспечит расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с текущей ситуацией на рынке труда, требованиями рыночной экономики и перспективами научно - технического прогресса.
Система развития персонала на производстве, являясь составной частью системы развития человеческих ресурсов, должна стать своеобразным корректором государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех ступенях профессионального образования.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой (Германия, Франция, Япония, США и др.) показывает целесообразность, высокую эффективность мер государственной поддержки внутрифирменной подготовки персонала, реализуемых в нормативно-правовой, финансовой, организационной и материальной сферах деятельности предприятий, организаций и учреждений. Комплексность государственного регулирования процессов воспроизводства кадрового потенциала возможна лишь при программном подходе к решению проблемы.

3. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы

Программа предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки организаций и предприятий в области развития персонала, разработку механизма государственного регулирования рынка профессий и рынка учебных услуг региона. Программа ставит своей главной целью создание и рациональное использование профессионального потенциала экономики региона, обеспечение его эффективной деятельности на основе распространения знаний и опыта применения современных технологий, эффективных методов организации труда и управления производством.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение устойчивого развития экономики региона в условиях рыночной экономики на основе организации системы внутрифирменной подготовки персонала в соответствии с целями и задачами обеспечения конкурентоспособности продукции региональных предприятий и организаций, их реструктуризации, решения проблем качества, продуктивности, реализации программ инновационных мероприятий;
- создание условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников на российском и международном рынке труда, как основы их высокого благосостояния и социальной защищенности;
- создание условий для организации системы развития персонала на производстве, отвечающей требованиям организаций, работающих в рыночных условиях, и соответствующей рекомендациям МОТ;
- сохранение в организациях имеющихся рабочих мест, создание новых, уменьшение числа безработных на рынке труда.
Для достижения этих целей необходимы:
- совершенствование нормативно-правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения системы внутрифирменного развития персонала;
- интеграция интересов работников, работодателей и государства в обеспечении конкурентоспособности организаций и предприятий на основе высокой квалификации персонала, его мотивации и вовлеченности в решение проблем развития производства;
- оказание приоритетной поддержки организациям, осуществляющим под будущее развитие (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
- оздоровление финансового положения системы развития персонала за счет установления соответствующих финансово-экономических норм и привлечения внебюджетных источников финансирования;
- подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего развитие и профессиональное обучение персонала непосредственно в организациях;
- формирование структур управления развитием персонала, соответствующих требованиям рыночной экономики, в организациях и на предприятиях всех организационно-правовых форм, обеспечение их координации и взаимодействия.

4. Система программных мероприятий

Программой предусматривается создание на региональном уровне системы методической и организационной помощи организациям и предприятиям, нацеленной на:
- распространение отечественного и зарубежного передового опыта в области эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития;
- организацию труда, управления, применение новых технологий и реорганизацию производства через обучение руководителей и работников, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики на основе полученной базовой профессиональной подготовки в учреждениях профессионального и дополнительного образования.
Система программных мероприятий состоит из четырех разделов.
4.1. Приоритетная поддержка организаций, осуществляющих под будущее развитие производства обучение работников без прекращения с ними трудовых отношений.
В настоящий раздел включены мероприятия, реализация которых позволит создать организационную основу комплексного решения вопросов адаптации организаций, предприятий и работников к условиям рынка. Предусматривается разработка системы приоритетной поддержки предприятий и организаций всех организационно-правовых форм в развитии кадрового потенциала, в том числе формирование государственного заказа на подготовку специалистов для ведущих отраслей экономики области.
4.2. Развитие системы консультационных и образовательных услуг для предприятий всех организационно-правовых форм по вопросам развития кадрового потенциала.
Мероприятия данного раздела нацелены прежде всего на мобилизацию и эффективное использование существующих интеллектуальных ресурсов региона для оказания услуг предприятиям и организациям в части:
- управленческого консультирования;
- информированности о наличии типовых учебных программ краткосрочной подготовки персонала, их адаптации в соответствии с запросами предприятий;
- информированности о возможностях организаций в подготовке кадров в классической системе профессионального образования;
- подготовки инструкторов и преподавателей для организации обучения и развития персонала непосредственно в организациях.
Программой предусмотрено изучение вопроса возможности и целесообразности создания областной Ассоциации развития персонала, основные функции которой предусматривают организацию обучения руководителей и работников кадровых служб предприятий вопросам кадрового менеджмента путем проведения постоянно действующих семинаров, оказание посреднических, организационных и информационных услуг по вопросам формирования на предприятиях и организациях служб управления персоналом, отвечающих требованиям рыночной экономики.
4.3. Регулирование вопросов профессионального обучения на производстве через систему трудовых соглашений и коллективных договоров.
Мероприятия данного раздела предусматривают реализацию государственной кадровой политики через систему трудовых соглашений, коллективных договоров. Предусматривается введение в практику консультаций по вопросам трудовых отношений, коллективных договоров, вопросам, связанным с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников предприятий и организаций области.
4.4. Создание механизма регулирования рынка профессий на региональном уровне.
Мероприятия данного раздела предусматривают создание на региональном уровне взаимоувязанной по целям, задачам и методам системы определения потребности региональной экономики в профессионально подготовленном персонале по профессиям, объемам, структуре и содержанию их обучения. Разработка и реализация подобного механизма включают в себя:
- изучение процессов формирования спроса и предложения по различным профессиям и специальностям;
- прогнозирование спроса организаций на рабочую силу в ее профессионально - квалификационном разрезе с учетом технико-технологического и организационного развития;
- разработку механизмов сдерживания перепроизводства работников по профессиям, не имеющим спроса на региональном рынке;
- изучение формирования спроса населения на учебные услуги в профессиональном разрезе.
В настоящее время, когда инфраструктура регионального рынка находится в стадии становления и по ряду объективных причин невозможно прогнозировать развитие экономики на долгосрочную перспективу, а следовательно, не может быть долгосрочного прогноза востребованности экономикой области кадров в профессионально-квалификационном разрезе, регулирование рынка профессий и рынка учебных услуг может носить лишь опосредованный и рекомендательный характер. Программой предусмотрен выпуск информационного бюллетеня, который призван сыграть роль основного рычага косвенного регулирования рынка учебных услуг и потребности населения в них.

5. Ресурсное обеспечение Программы

При реализации Программы предусматривается максимальное использование сети существующих учреждений профессионального образования всех уровней и профилей подготовки, действующей управленческой, образовательной и информационной инфраструктуры.
Финансирование мероприятий Программы (в том числе создание Ассоциации развития персонала) предусматривается из следующих источников: собственные средства предприятий и организаций, другие внебюджетные источники финансирования.

6. Механизм реализации Программы

В рамках Программы в течение 1999-2000 гг. предусмотрено подготовить информационно-правовую базу развития персонала, научно-методическое и информационное обеспечение, разработать механизм государственного регулирования процессов формирования рынка профессий и рынка учебных услуг области.

7. Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации

Управление реализацией Программы осуществляется управлением труда Администрации области.
Отчет о расходовании привлеченных денежных средств организациями осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

8. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы

Разработанная Программа соответствует общей стратегии Правительства РФ по оздоровлению экономики, основным целям и приоритетам социальной политики государства.
Реализация Программы позволит:
- сохранить и обеспечить воспроизводство профессионального потенциала организаций;
- создать и улучшить кадровое обеспечение инновационных процессов на производстве;
- повысить конкурентоспособность работников на рынке труда за счет повышения квалификационных требований и профессионального уровня работников;
- повысить конкурентоспособность товаров и услуг как на внешнем, так и на внутреннем рынке, и на этой основе увеличить отчисления в бюджеты всех уровней для решения социальных проблем;
- сохранить рабочие места в организациях и создавать новые, снизить социальное напряжение на предприятиях и в организациях и нагрузку на свободный рынок труда.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru