| |
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 05.07.1999 № 233
"Об утверждении Программы содействия развитию персонала на производстве на 1999-2000 годы"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Астраханской области от 23.03.2007 № 120.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 1999 г. № 233
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ
ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ НА
1999-2000 ГОДЫ
В целях рационального использования профессионального потенциала экономики области, его качественного развития, формирования подходов для создания системы развития персонала на производстве постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия развитию персонала на производстве на 1999 - 2000 годы.
2. Управлению труда Администрации области (Абдуллаев) совместно с комитетом экономики и инвестиционной политики Администрации области (Максимова), отраслевыми комитетами, департаментами, управлениями и отделами Администрации области организовать работу по реализации Программы по курируемым направлениям.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А. и заместителя Главы Администрации области Родненко И.В.
Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН
Утверждена
Постановлением Главы Администрации
области от 5 июля 1999 г. № 233
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ
НА 1999-2000 гг.
Паспорт программы
Наименование Программы Областная Программа содействия
развитию персонала на
производстве
Основания для принятия
решения о разработке Постановление Правительства
Программы Российской Федерации от 06.07.94
№ 796 "О мерах по содействию
предприятиям в подготовке
персонала на производстве",
Поручение Правительства
Российской Федерации от 24.04.97
№ СО-П12-12685, Поручение
Правительства Российской
Федерации от 13.01.98
№ БН-П12-00792
Заказчик Программы Министерство труда и социального
развития Российской Федерации,
Администрация Астраханской
области
Основной разработчик
Программы Управление труда Администрации
области
Исполнители и соисполнители Управление труда Администрации
Программы области, комитет экономики и
инвестиционной политики
Администрации области,
департамент федеральной
государственной службы занятости
населения по Астраханской
области, департамент общего и
профессионального образования
Администрации области, совет
федерации профсоюзов Астраханской
области, торгово-промышленная
палата Астраханской области, союз
промышленников и предпринимателей
Астраханской области, филиал
Волгоградской академии
государственной службы
Направления основных
мероприятий - приоритетная поддержка
организаций и предприятий,
осуществляющих обучение работников
под будущее развитие производства,
- развитие системы
консультационных и образовательных
услуг по вопросам развития
кадрового потенциала,
- регулирование вопросов
профессионального обучения на
производстве через систему
трудовых соглашений и коллективных
договоров,
- создание механизма регулирования
рынка профессий на региональном
уровне
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы Сохранение и обеспечение
воспроизводства профессионального
потенциала организаций и
предприятий, улучшение кадрового
обеспечения инновационных
процессов на производстве,
повышение конкурентоспособности
работников на рынке труда,
создание и сохранение новых
рабочих мест, снижение социальной
напряженности на предприятиях и в
организациях
Контроль за реализацией
Программы Администрация Астраханской области
Сроки реализации Программы 1999-2000 годы
1. Введение
Региональная Программа содействия развитию персонала на производстве на 1999-2000 гг. (далее именуемая - Программа) подготовлена управлением труда Администрации области с участием заинтересованных органов исполнительной власти региона в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. № 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ", Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 796 "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве", Поручением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1997 г. № СО-П12-12685, Поручением Правительства Российской Федерации от 13 января 1998 г. № БН-П12-00792.
Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на реализацию государственной политики в области содействия организациям в развитии персонала, создании внутрифирменных служб развития персонала, отвечающих по своим функциям требованиям рыночной экономики.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Кадровый потенциал Астраханской области является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимых экономических реформ. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможность реализации программы структурной перестройки экономики, диверсификации, расширения производства, повышения качества продукции, ее конкурентоспособности и роста производительности труда, эффективной реализации инвестиционных проектов.
Анализ положения дел показывает, что недостаточная квалификация персонала в организациях является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ, препятствует оживлению экономики, повышению конкурентоспособности товаров и услуг, их проникновению на мировой рынок, снижает уровень социальной защищенности населения и во многом не соответствует требованиям рыночной экономики. Именно эти обстоятельства в значительной степени создают социальную напряженность в обществе.
Сложное положение сложилось в настоящее время с квалификацией руководителей и специалистов организаций и предприятий. Не все руководители в полной мере владеют управленческой рыночной культурой, умением работать в ситуациях, формируемых рыночной конъюнктурой, что в значительной степени влияет на устойчивость работы и вызывает банкротство предприятий и организаций.
Качество персонала предприятий и организаций не соответствует европейским и международным стандартам и квалификационным требованиям и делает региональные организации малопривлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов.
В то же время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Практически перестали действовать различные формы дополнительного профессионального образования, включая переподготовку и повышение квалификации. Средний уровень затрат на подготовку и повышение квалификации кадров на производстве по данным управления труда Администрации области составляет только 0.5 - 0.7% от фонда оплаты труда (данные 1997 г.), хотя для поддержания простого воспроизводства профессионального потенциала необходимы затраты на уровне не менее 1.5%. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы, в основном, на получение первичной квалификации.
С другой стороны, несмотря на рост подготовки специалистов и квалифицированных рабочих, рынок учебных услуг и рынок профессий региона находятся в состоянии разбалансировки.
Отсутствие в организациях опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует организационной, методической, информационной, законодательной государственной поддержки в создании принципиально новой системы управления персоналом, построенной с учетом мировой практики, имеющей целью непосредственное вовлечение работников в осуществление экономических реформ. Баланс потребности экономики региона в квалифицированных кадрах и рынка учебных услуг, создание системы внутрипроизводственного обучения кадров обеспечит расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с текущей ситуацией на рынке труда, требованиями рыночной экономики и перспективами научно - технического прогресса.
Система развития персонала на производстве, являясь составной частью системы развития человеческих ресурсов, должна стать своеобразным корректором государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех ступенях профессионального образования.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой (Германия, Франция, Япония, США и др.) показывает целесообразность, высокую эффективность мер государственной поддержки внутрифирменной подготовки персонала, реализуемых в нормативно-правовой, финансовой, организационной и материальной сферах деятельности предприятий, организаций и учреждений. Комплексность государственного регулирования процессов воспроизводства кадрового потенциала возможна лишь при программном подходе к решению проблемы.
3. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Программа предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки организаций и предприятий в области развития персонала, разработку механизма государственного регулирования рынка профессий и рынка учебных услуг региона. Программа ставит своей главной целью создание и рациональное использование профессионального потенциала экономики региона, обеспечение его эффективной деятельности на основе распространения знаний и опыта применения современных технологий, эффективных методов организации труда и управления производством.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение устойчивого развития экономики региона в условиях рыночной экономики на основе организации системы внутрифирменной подготовки персонала в соответствии с целями и задачами обеспечения конкурентоспособности продукции региональных предприятий и организаций, их реструктуризации, решения проблем качества, продуктивности, реализации программ инновационных мероприятий;
- создание условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников на российском и международном рынке труда, как основы их высокого благосостояния и социальной защищенности;
- создание условий для организации системы развития персонала на производстве, отвечающей требованиям организаций, работающих в рыночных условиях, и соответствующей рекомендациям МОТ;
- сохранение в организациях имеющихся рабочих мест, создание новых, уменьшение числа безработных на рынке труда.
Для достижения этих целей необходимы:
- совершенствование нормативно-правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения системы внутрифирменного развития персонала;
- интеграция интересов работников, работодателей и государства в обеспечении конкурентоспособности организаций и предприятий на основе высокой квалификации персонала, его мотивации и вовлеченности в решение проблем развития производства;
- оказание приоритетной поддержки организациям, осуществляющим под будущее развитие (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
- оздоровление финансового положения системы развития персонала за счет установления соответствующих финансово-экономических норм и привлечения внебюджетных источников финансирования;
- подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего развитие и профессиональное обучение персонала непосредственно в организациях;
- формирование структур управления развитием персонала, соответствующих требованиям рыночной экономики, в организациях и на предприятиях всех организационно-правовых форм, обеспечение их координации и взаимодействия.
4. Система программных мероприятий
Программой предусматривается создание на региональном уровне системы методической и организационной помощи организациям и предприятиям, нацеленной на:
- распространение отечественного и зарубежного передового опыта в области эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития;
- организацию труда, управления, применение новых технологий и реорганизацию производства через обучение руководителей и работников, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики на основе полученной базовой профессиональной подготовки в учреждениях профессионального и дополнительного образования.
Система программных мероприятий состоит из четырех разделов.
4.1. Приоритетная поддержка организаций, осуществляющих под будущее развитие производства обучение работников без прекращения с ними трудовых отношений.
В настоящий раздел включены мероприятия, реализация которых позволит создать организационную основу комплексного решения вопросов адаптации организаций, предприятий и работников к условиям рынка. Предусматривается разработка системы приоритетной поддержки предприятий и организаций всех организационно-правовых форм в развитии кадрового потенциала, в том числе формирование государственного заказа на подготовку специалистов для ведущих отраслей экономики области.
4.2. Развитие системы консультационных и образовательных услуг для предприятий всех организационно-правовых форм по вопросам развития кадрового потенциала.
Мероприятия данного раздела нацелены прежде всего на мобилизацию и эффективное использование существующих интеллектуальных ресурсов региона для оказания услуг предприятиям и организациям в части:
- управленческого консультирования;
- информированности о наличии типовых учебных программ краткосрочной подготовки персонала, их адаптации в соответствии с запросами предприятий;
- информированности о возможностях организаций в подготовке кадров в классической системе профессионального образования;
- подготовки инструкторов и преподавателей для организации обучения и развития персонала непосредственно в организациях.
Программой предусмотрено изучение вопроса возможности и целесообразности создания областной Ассоциации развития персонала, основные функции которой предусматривают организацию обучения руководителей и работников кадровых служб предприятий вопросам кадрового менеджмента путем проведения постоянно действующих семинаров, оказание посреднических, организационных и информационных услуг по вопросам формирования на предприятиях и организациях служб управления персоналом, отвечающих требованиям рыночной экономики.
4.3. Регулирование вопросов профессионального обучения на производстве через систему трудовых соглашений и коллективных договоров.
Мероприятия данного раздела предусматривают реализацию государственной кадровой политики через систему трудовых соглашений, коллективных договоров. Предусматривается введение в практику консультаций по вопросам трудовых отношений, коллективных договоров, вопросам, связанным с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников предприятий и организаций области.
4.4. Создание механизма регулирования рынка профессий на региональном уровне.
Мероприятия данного раздела предусматривают создание на региональном уровне взаимоувязанной по целям, задачам и методам системы определения потребности региональной экономики в профессионально подготовленном персонале по профессиям, объемам, структуре и содержанию их обучения. Разработка и реализация подобного механизма включают в себя:
- изучение процессов формирования спроса и предложения по различным профессиям и специальностям;
- прогнозирование спроса организаций на рабочую силу в ее профессионально - квалификационном разрезе с учетом технико-технологического и организационного развития;
- разработку механизмов сдерживания перепроизводства работников по профессиям, не имеющим спроса на региональном рынке;
- изучение формирования спроса населения на учебные услуги в профессиональном разрезе.
В настоящее время, когда инфраструктура регионального рынка находится в стадии становления и по ряду объективных причин невозможно прогнозировать развитие экономики на долгосрочную перспективу, а следовательно, не может быть долгосрочного прогноза востребованности экономикой области кадров в профессионально-квалификационном разрезе, регулирование рынка профессий и рынка учебных услуг может носить лишь опосредованный и рекомендательный характер. Программой предусмотрен выпуск информационного бюллетеня, который призван сыграть роль основного рычага косвенного регулирования рынка учебных услуг и потребности населения в них.
5. Ресурсное обеспечение Программы
При реализации Программы предусматривается максимальное использование сети существующих учреждений профессионального образования всех уровней и профилей подготовки, действующей управленческой, образовательной и информационной инфраструктуры.
Финансирование мероприятий Программы (в том числе создание Ассоциации развития персонала) предусматривается из следующих источников: собственные средства предприятий и организаций, другие внебюджетные источники финансирования.
6. Механизм реализации Программы
В рамках Программы в течение 1999-2000 гг. предусмотрено подготовить информационно-правовую базу развития персонала, научно-методическое и информационное обеспечение, разработать механизм государственного регулирования процессов формирования рынка профессий и рынка учебных услуг области.
7. Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляется управлением труда Администрации области.
Отчет о расходовании привлеченных денежных средств организациями осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
8. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы
Разработанная Программа соответствует общей стратегии Правительства РФ по оздоровлению экономики, основным целям и приоритетам социальной политики государства.
Реализация Программы позволит:
- сохранить и обеспечить воспроизводство профессионального потенциала организаций;
- создать и улучшить кадровое обеспечение инновационных процессов на производстве;
- повысить конкурентоспособность работников на рынке труда за счет повышения квалификационных требований и профессионального уровня работников;
- повысить конкурентоспособность товаров и услуг как на внешнем, так и на внутреннем рынке, и на этой основе увеличить отчисления в бюджеты всех уровней для решения социальных проблем;
- сохранить рабочие места в организациях и создавать новые, снизить социальное напряжение на предприятиях и в организациях и нагрузку на свободный рынок труда.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|