Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Письмо УМНС РФ по Астраханской области от 08.06.2001 № 03-21/4102
"Обзор разъяснений по вопросам применения главы 21 части II Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 8 июня 2001 г. № 03-21/4102

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Астраханской области направляет для использования в практической работе обзор разъяснений по вопросам применения главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части II Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями.

Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы II ранга
Л.Г.КОЛПАКОВА





ОБЗОР РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 21 ЧАСТИ II
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 06.12.91
№ 1992-1 "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ",
С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ

Вопрос: С 1 апреля 2001 года налогоплательщик получил освобождение от уплаты НДС, но весь месяц выписывал счета - фактуры с НДС. Должен ли он уплатить этот налог в бюджет, и имеет ли он в этом случае право на возмещение из бюджета НДС по использованным в апреле ТМЦ?
Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и подлежит уплате налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со ст. 145, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
При этом у названных налогоплательщиков суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товарно-материальных ценностей (работ, услуг), к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 6 ст. 170 НК РФ.

Вопрос: ИМНС РФ, в связи с поступающими заявлениями на возврат суммы НДС, уплаченной в первые три месяца (1 кв. 2001 г.) от предпринимателей, получивших решение на освобождение от НДС, просит разъяснить правомерность данного возврата.
Ответ: В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Согласно пункту 1 статьи 145 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. На основании пункта 2.8 "Методических рекомендаций по применению Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога предоставляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь - март 2001 года.
В Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится положений, предусматривающих возврат налогоплательщикам, получившим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ, сумм НДС, уплаченных в период до получения указанного освобождения.

Вопрос: ООО по результатам производственной деятельности за первый квартал 2001 года имеет задолженности по налогам и убыточный баланс. Налоговая база за последние три месяца не превысила одного миллиона рублей. При таком финансовом положении можно ли получить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 установлено, что для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган по месту постановки на учет представляется соответствующее заявление и документы, в числе которых справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам рассматривается налоговым органом при проверке сведений и документов, представленных налогоплательщиком. По результатам проверки принимается решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 2.5 Методических рекомендаций решение об отсутствии права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость принимается при установлении недостоверности сведений в представленных налогоплательщиком документах, при предоставлении неполного пакета документов, несвоевременном представлении документов и сведений, а также при установлении несоответствия размера выручки требованиям статьи 145 НК РФ.
Статьей 145 Налогового кодекса РФ не установлено ограничений для получения освобождения от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщиками, имеющими задолженность перед бюджетом по налогам или сборам.
Наличие задолженности по уплате налогов и сборов не является достаточным основанием для отказа в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ.

Вопрос: Предприятие общественного питания в своей деятельности оказывает услуги общественного питания. Основная деятельность - организация питания школьников и студентов, питание которых частично финансируется из бюджета.
Применяется ли льгота по НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Ответ: В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ от налога на добавленную стоимость освобождается реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми перечисленных ниже учреждений при реализации этих продуктов питания в указанных учреждениях:
- студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;
- столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования.
Кроме того, не облагается НДС реализация организациями общественного питания продукции собственного производства перечисленным выше столовым.
При реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми освобождение от НДС не предоставляется. При отпуске перечисленными выше столовыми на сторону блюд собственного производства освобождение от НДС также не представляется.
Льгота в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ применяется только в случае полного или частичного финансирования указанных учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса РФ в случае, если предприятием осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с положениями статьи 149 НК РФ, предприятие обязано вести раздельный учет таких операций.

Вопрос: Облагаются ли услуги по сдаче в аренду земли, находящейся в государственной собственности? Должны ли налоговые агенты предъявлять к вычету сумму НДС по арендной плате за землю после получения права на освобождение?
Ответ: В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В пункте 3 статьи 29 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. В Законодательстве Астраханской области также не содержится норм, устанавливающих обязательность оказания услуг по сдаче в аренду муниципальных земель органами муниципальной власти.
Исходя из вышеизложенного, обязательность оказания услуг по сдаче в аренду муниципальных земель органами муниципальной власти не установлена ни законодательством России, ни законодательством субъекта Российской Федерации - Астраханской области, ни актами органов местного самоуправления. Таким образом, применение положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ к оказанию услуг по сдаче в аренду муниципальных земель органами муниципальной власти неправомерно.
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" (Приказ МНС РФ от 22.05.01 № БГ-3-03/156) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду земельных участков подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке.
Вместе с тем арендная плата, уплачиваемая арендаторами за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которая согласно Закону Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" является формой платы за землю, не подлежит налогообложению в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса как платеж в бюджет за право пользования природным ресурсом (землей).
Право на налоговые вычеты в соответствии с п. 3 ст. 171 имеют покупатели - налоговые агенты, исполняющие обязанности налогоплательщика. При освобождении от исполнения обязанностей в соответствии со ст. 145 право на налоговые вычеты не возникает.

Вопрос: Предприниматель занимается производством хлеба и реализует его через свои магазины, а также на сторону. По розничной торговле предприниматель уплачивает единый налог на вмененный доход и, следовательно, не является плательщиком НДС. По производственной деятельности он является плательщиком НДС. Возникает ли объект налогообложения при передаче хлеба в собственные магазины, выписывается ли в этом случае счет - фактура?
Ответ: Понятие розничной торговли определено ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор розничной купли - продажи), а также ГОСТом Р 51303-99, утвержденным Госстандартом России, в соответствии с которыми розничной признается торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) к розничной торговле относится только перепродажа новых и бывших в употреблении товаров личного потребления и домашнего использования. В арбитражной практике имеют место прецеденты судебных разбирательств по вопросу правомерности отнесения деятельности организаций, осуществляющих реализацию продукции собственного производства через структурные подразделения (магазины), к торговой для целей налогообложения. В частности, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 сентября 1998 г. № 2256/98 было указано, на то, что продажа собственной продукции через магазины является для целей налогообложения не чем иным, как способом реализации продукции, а не торговой деятельности. Все вышесказанное распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Порядок налогообложения видов деятельности, как подпадающих под налогообложение единым налогом на вмененный доход, так и не подпадающих, распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие виды деятельности. При этом в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
Согласно ст. 143 НК РФ и пп. 1.4 п. 1 "Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками налога на добавленную стоимость по этим видам деятельности.
Исчисление и уплата НДС производится в установленном порядке, при этом при реализации товаров (работ, услуг) в розницу счет-фактура не выписывается. Требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 ч. II НК РФ).

Вопрос: При освобождении организации или индивидуального предпринимателя от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется без учета авансовых платежей или с учетом их?
Ответ: Согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией признается, передача на возмездной и безвозмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица. Предоплата (авансовые платежи) не включаются в состав выручки от реализации товаров (работ, услуг), так как передача права собственности не произошла.

Вопрос: Предприятием получен импортный товар. Таможенные пошлины и НДС на таможне оплачены сторонними организациями согласно устной договоренности. В бухгалтерском учете предприятия указанная операция отражена по Дт. Сч. 76 (НДС, уплаченный на таможне) и Кр. Сч. 94 "Краткосрочные займы". Предприятие частично расплатилось со сторонними организациями, в том числе: импортным товаром и денежными средствами. Имеет ли право предприятие возмещать таможенный НДС, если да, то в какой части?
Ответ: В соответствии со ст. 171, 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных указанными статьями и при наличии соответствующих первичных документов.
В приведенной Вами ситуации к налоговым вычетам принимается сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком третьим лицам в погашение кредиторской задолженности.

Вопрос: Каким образом исчислялся налог на добавленную стоимость у арендатора, производившего ремонт в арендуемом помещении до введения гл. 21 ч. II НК РФ Можно ли возместить НДС по приобретенным материалам, израсходованным на ремонт арендованного помещения?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" с изменениями и дополнениями сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Таким образом, у арендатора налог исчисляется исходя из рыночной цены работы по ремонту арендуемого помещения (определенной сторонами сделки), увеличенной на сумму налога на добавленную стоимость. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, определяется за минусом сумм налога, уплаченных поставщикам при приобретении материальных ресурсов, стоимость которых включается в затраты по проведению ремонтных работ. Если предприятие арендует помещение в производственных целях и затраты по аренде этого помещения включаются в себестоимость облагаемой налогом на добавленную стоимость хозяйственной деятельности, то сумма налога, уплаченная по выполненным ремонтным работам (являющаяся оплатой за аренду помещения), также подлежит зачету.
Аналогичный порядок исчисления и уплаты НДС действует и с 1 января 2001 года.

Вопрос: Входят ли в перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, услуги по техническому надзору за строительством объектов капстроительства, выполняемых заказчиком - застройщиком?
Ответ: Статьей 149 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" ч. II Налогового кодекса Российской Федераций не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС услуг по техническому надзору за строительством объектов капстроительства, выполняемых заказчиком - застройщиком.

Вопрос: Облагается ли НДС сумма вознаграждения арбитражного управляющего?
Ответ: Главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено налогообложение НДС суммы вознаграждения арбитражного управляющего.

Вопрос: При возврате продукции как правильно оформить документы и какие (накладные, счета-фактуры)? Где следует отразить сумму НДС при возврате продукции (в книге покупок или в книге продаж)?
Ответ: В соответствии с действующим порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.00 № 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), итоговые показатели книг продаж, определяемые на основании счетов-фактур, оформленных продавцами по реализуемым товарам (работам, услугам), являются информацией для расчета суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет за отчетный период. При этом согласно п. 16 продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых машин, бланков строгой отчетности), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению. Согласно п. 7 указанного Постановления покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов - фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются покупателю соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Счет-фактура по товару, который возвращается покупателем, отражен в книге продаж у продавца. Следовательно, по данному товару продавцом должен быть уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость. Принимая во внимание, что товар покупателем не оплачен, в книге покупок у продавца операция по возврату товара не учитывается (поскольку возврат денежных средств продавцом не производится) независимо от наличия или отсутствия каких-либо документов (счета - фактуры или накладной), оформленных покупателем при возврате товара.
Что касается учета возвращенного товара в книге продаж у продавца, то продавцу следует произвести исправительную запись в книге продаж для целей уменьшения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет. Такая запись производится как на основании первичных документов, полученных от покупателя (например, накладных), так и на основании счета-фактуры, выписанного покупателем на возвращаемый товар. Кроме того, исправительная запись в книге продаж продавца может производиться на основании отметки о возврате товара, произведенной покупателем в счете-фактуре, полученном от продавца и возвращенном продавцу вместе с товаром.
Необходимо особо ответить, что возврат продавцу налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного в бюджет по отгруженному товару, производится только при условии оприходования в учете возвращенного товара.

Вопрос: Облагаются ли НДС услуги по предоставлению напрокат книг и доставке читателям печатной продукции из фондов библиотек?
Ответ: В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры (библиотеки, музеи, клубы и другие учреждения, перечисленные в настоящем подпункте) в сфере культуры, к которым отнесены и услуги по предоставлению напрокат книг и доставке читателям печатной продукции из фондов библиотек, подлежит освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Вопрос: Согласно п. 2 пп. 20 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства. Распространяется ли эта льгота на представление в аренду площадок коммерческим учреждениям культуры и если при этом
договор аренды составлен как договор на совместное проведение концерта, циркового представления и т.д. При этом за оказанные услуги (аренда, услуги осветителя и т.д.) выплачивается процент от выручки за билеты?
Ответ: Согласно пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок только бюджетным учреждениям культуры и искусства.
Понятия, условия, сроки договора аренды предусмотрены главой 34 "Аренда" ГК РФ. При этом гражданским законодательством не предусмотрена замена договора аренды на договор о совместной деятельности. Следовательно, при отсутствии договора аренды, оформленного в соответствии с гражданским законодательством, льгота по НДС не предоставляется.

Вопрос: Согласно п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов и без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества.
Какую сумму НДС налогоплательщик должен указать в счете-фактуре - с полной стоимости или с разницы? Возникает ли объект налогообложения при реализации имущества по ценам остаточной стоимости или ниже остаточной стоимости?
Ответ: Согласно подпункту 11 пункта 5 статьи 169 в счете-фактуре указывается сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. Сумма НДС в данном случае определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 154 и пунктом 4 статьи 164 НК РФ, т. е. с разницы между ценой реализуемого имущества, с учетом НДС, акцизов и без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества.
Таким образом, исходя из изложенного, в счете-фактуре указывается сумма НДС с разницы между ценой реализуемого имущества, с учетом НДС, акцизов и без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества.
Объект налогообложения возникает в любом случае. Однако налоговая база может равняться нулю в том случае, если цена реализуемого имущества, определяемая с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов и без включения в нее налога с продаж меньше либо равна стоимости реализуемого имущества.

Вопрос: Облагаются ли услуги отдела вневедомственной охраны органа внутренних дел по охране объектов предприятия? До вступления в силу главы 21 НК РФ эти услуги НДС не облагались.
Ответ: Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не признается реализацией выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
При применении порядка этой нормы следует иметь в виду, что указанный порядок применяется исключительно в тех случаях, когда в федеральных законах или законах субъектов Российской Федерации, а также в актах, принимаемых органами местного самоуправления, предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию услуг или выполнению работ с возложением на эти государственные органы (или органы местного самоуправления) исключительных полномочий в этой сфере деятельности.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О милиции" основной задачей подразделений милиции, вневедомственной охраны при органах внутренних дел в том числе является охрана собственности. На основании 10 статьи этого Закона такая охрана осуществляется на основе договоров, заключенных с физическими или юридическими лицами.
На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 услуги по обеспечению безопасности имущества приведены под кодовым обозначением 7492000. При этом под кодовым обозначением 7490000 перечисляются услуги в области коммерческой деятельности.
Вместе с тем согласно общесоюзному классификатору данные услуги на основании классификатора могут оказываться любыми организациями и лицами, осуществляющими частный сыск. Таким образом, услуги вневедомственной охраны по охране имущества собственников не относятся к услугам, возложенным на государственные органы (или органы местного самоуправления), исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, в связи с чем услуги вневедомственной охраны по охране имущества собственников подлежат налогообложению на основании пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом налогообложение указанных услуг производится по налоговой ставке 20 процентов согласно подпункту 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Комиссионер заключил договор с комитентом - юридическим лицом на поставку его продукции различным организациям. Часть организаций перечисляет денежные средства на расчетный счет комиссионера до получения товара (т. е. авансом). Кто будет являться плательщиком налога на добавленную стоимость с полной суммы поступивших авансовых платежей - комиссионер или комитент? Следует ли комиссионеру исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость с авансовых платежей в части своего комиссионного вознаграждения?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 156 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
В соответствии с п. 34 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации при применении ст. 156 необходимо учитывать, что суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от покупателей товаров (работ, услуг) (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются.

Начальник отдела косвенных налогов,
Советник налоговой службы I ранга
Е.А.СИДОРЫЧЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru