Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Распоряжение Администрации Астраханской области от 09.01.2004 № 1/5-Р
"О разработке областной целевой программы "Развитие мировой юстиции на территории Астраханской области на 2005-2009 годы"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 января 2004 г. № 1/5-р

О РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ
ЮСТИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005-2009 ГОДЫ"

В целях реализации Федерального закона от 17.12.98 № 188-ФЗ "О мировых судьях" и протокола координационного совещания при первом заместителе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от 01.08.2003 "Проблемы развития и функционирования института мировых судей в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа":
1. Одобрить и утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие мировой юстиции на территории Астраханской области на 2005-2009 годы" (прилагается).
2. На основании данной концепции государственно-правовому управлению аппарата Губернатора области (Неронов) в срок до 1 июня 2004 года разработать областную целевую программу "Развитие мировой юстиции на территории Астраханской области на 2005-2009 годы" и внести на утверждение Администрации Астраханской области в установленном порядке.
3. Определить государственным заказчиком-координатором программы "Развитие мировой юстиции на территории Астраханской области на 2005-2009 годы" управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Астраханской области.

И.о. Губернатора Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Распоряжением
Администрации
Астраханской области
от 9 января 2004 г. № 1/5-р

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005-2009 годы"

1. Обоснование проблемы и анализ причин
ее возникновения

Задача построения в России правового государства потребовала коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти.
Одним из аспектов проводимой в стране судебной реформы является становление и развитие института мировой юстиции на территории субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.99 № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Астраханской области определено 46 судебных участков.
Законом Астраханской области от 27.10.2000 № 48/2000-ОЗ "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Астраханской области" созданы судебные участки во всех районах города и области, в том числе в городе Астрахани - 23.
Согласно Федеральному закону от 17.12.98 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и Закону Астраханской области от 27.10.2000 № 49/2000-ОЗ "О мировых судьях в Астраханской области" на территории области с июня 2001 года начали действовать мировые судьи, был сформирован их аппарат.
В настоящее время создан 41 судебный участок, осуществляют правосудие 40 мировых судей.
Материально-техническое обеспечение их деятельности в соответствии с федеральным и областным законодательством возложено на Администрацию области.
Итоги двухлетней деятельности мировых судей свидетельствуют о том, что развитие института мировой юстиции в области могло бы идти более быстрыми темпами при условии достаточного финансирования.
На сегодняшний день судебные участки не обеспечены в должной мере материально-техническими ресурсами и ежегодно выделяемых областным бюджетом средств явно недостаточно для эффективного развития мировой юстиции.
В результате мировые судьи не имеют помещений, соответствующих требованиям, предъявляемым к зданиям судов, лишены возможности использовать современные автоматизированные системы ведения делопроизводства, информационные технологии. Это приводит к задержке осуществления судопроизводства, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировой юстиции.
В соответствии со статьей 10 Закона Астраханской области "О мировых судьях в Астраханской области" мировой судья должен размещаться в удобном для осуществления правосудия и доступном для населения помещении судебного участка в границах административно-территориального деления, определяемом главой муниципального образования.
На сегодняшний день размещено вне зданий районных судов только 34 судебных участка. Однако состояние занимаемых ими 22 помещений настолько неудовлетворительно, что это не может не компрометировать правосудие.
Так, при установленной Сводом правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов (СП-31-104-2000) норме потребности рабочей площади для одного судебного участка 150 кв. м этому требованию соответствуют лишь 16 помещений. При этом все они нуждаются в проведении ремонтных работ, в 12 требуется капитальный ремонт, в том числе связанный с перепланировкой помещений и приспособлением их к нуждам правосудия, 5 находятся практически в аварийном состоянии, 11 судебных участков вообще не имеют помещений, из них 7 временно размещаются в зданиях районных судов.
Существующее положение с финансированием текущего и капитального ремонта зданий (помещений) для размещения судебных участков не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.
В 2002 - 2003 годах на проведение капитальных и текущих ремонтов помещений судебных участков было выделено всего 3070.0 тыс. рублей, что составляет 40.8 процента от расчетной потребности.
Кроме того, половина помещений (11 для 17 судебных участков), где размещены мировые судьи, предоставлена на правах аренды. Причем стоимость арендной платы достаточно высока и постоянно изменяется в сторону увеличения.
Так, арендная плата за размещение судебного участка № 3 Трусовского района г. Астрахани (УМП "Уют") в 2003 году составляет 211680 рублей, судебного участка № 3 Советского района г. Астрахани (ОАО "АЗХО") - 136447 рублей.
Проведение капитального ремонта, связанного с перепланировкой, в котором нуждаются все арендованные помещения, оснащение их тревожной, охранной, пожарной сигнализацией, установка в них металлических дверей и решеток и так далее, требующие больших денежных затрат, нецелесообразны, поскольку договоры аренды заключаются на год. Гарантии, что арендодатели заключат их вновь, отсутствуют.
Кроме того, размещение судебных участков в помещениях, не находящихся в государственной собственности, приводит к несоблюдению принципа независимости судебной власти.
Тем не менее при достаточном объеме финансирования имеется возможность разрешения назревшей проблемы путем приобретения в государственную собственность Астраханской области зданий (помещений) для размещения судебных участков либо их строительства.
Особую озабоченность вызывает также положение дел с обеспечением безопасности мировых судей, зданий судебных участков.
Географическое положение Астраханской области, близость "неспокойных" регионов Северного Кавказа и республик Средней Азии стали причиной активных миграционных процессов. Следствиями происходящих изменений явились обострение криминогенной обстановки, угроза террористических актов.
В этой сложной ситуации вызывает тревогу то, что ни один из судебных участков не оснащен тревожной, охранной, пожарной сигнализацией, а многие из них не имеют элементарных средств защиты, таких, как надежные двери и замки, металлические решетки на окнах.
За 2002-2003 годы в федеральных районных судах и судебных участках области произошло 28 чрезвычайных происшествий, из них 13 - в отношении мировых судей. Это чрезвычайные происшествия, связанные с сообщениями о ложном минировании судебных участков, угрозами и оскорблениями в адрес мирового судьи при осуществлении правосудия, хищениями государственного имущества либо повреждением имущества судебных участков, похищениями личного имущества мировых судей и работников их аппарата.
Однако существующий уровень финансирования не позволяет осуществить комплекс мер по обеспечению безопасности мировых судей, их аппарата, охране зданий (помещений) судебных участков.
Одним из условий повышения эффективности и улучшения качества работы мировой юстиции является внедрение в судопроизводство современных информационных технологий. В связи с этим обращает на себя внимание низкий уровень информатизации судебных участков, существенно отличающийся от уровня информатизации федеральных судов.
Имеющееся в судебных участках минимальное количество средств компьютерной техники не дает возможности организовать оперативный обмен информацией. На сегодняшний день мировые судьи и работники их аппарата не имеют полноценного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике, а также возможности ввести автоматизированную систему судебного делопроизводства. Причина этого - отсутствие необходимого целевого финансирования информатизации мировой юстиции области.
Целевое финансирование информатизации мировой юстиции позволит решить следующие проблемы:
- осуществить информационно-правовое обеспечение мировых судей;
- предоставить информационно-коммуникационные услуги (открытие электронных почтовых ящиков);
- установить на каждом судебном участке локально-вычислительные сети (ЛВС) в целях эффективного использования всего информационно-правового и программного обеспечения.
Кроме того, для осуществления оперативной связи с судебными участками, особенно находящимися в сельской местности, с учетом расположения органов государственной власти области, вышестоящих судов, управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Астраханской области, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, криминалистической, автотехнической и других экспертиз в областном центре (г. Астрахани), для исключения возможных фактов утраты дел при пересылке в указанные органы почтой, а также для связи между судебными участками, участия в мероприятиях системы повышения квалификации и так далее судебные участки должны быть обеспечены автотранспортом.
Целесообразно решить вопрос о выделении средств для приобретения автотранспорта из расчета для одного района - 1 автомашина: автомобиль "ГАЗель" для 4 судебных участков Ахтубинского района и 15 автомобилей ВАЗ (всего 16 единиц).
Значительные средства (около 130000 руб. в год) расходуются отделом по организационному и материально-техническому обеспечению мировых судей и аппаратов мировых судей управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Астраханской области на аренду грузовых автомобилей, перевозку грузов, поскольку судебные участки постоянно нуждаются в снабжении материально-техническими ресурсами, зачастую громоздкими и дорогостоящими. В связи с этим имеется необходимость в обеспечении этого отдела грузовым автомобилем "ГАЗель".
Решение вопроса о сохранности парка автотранспорта потребует приобретения 13 и строительства 4 гаражей.
Из вышеизложенного следует, что без решения проблем материально-технического обеспечения мировой юстиции Астраханской области невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия в целом. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Целесообразность разработки областной целевой программы "Развитие мировой юстиции на территории Астраханской области на 2005 - 2009 годы" (далее - программа) определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на намечающийся кризис в деятельности мировой юстиции, а также привлечь дополнительные ресурсы для надлежащего обеспечения работы судебных участков.

2. Способы решения проблемы, предполагаемый перечень
мероприятий, сроки их реализации

Проблемы развития мировой юстиции на территории Астраханской области предполагается решить путем:
- обеспечения надлежащих условий для осуществления правосудия мировыми судьями (строительство или приобретение помещений судебных участков и гаражей; проведение ремонта в помещениях судебных участков; приобретение автомобилей);
- обеспечения безопасности мировых судей, работников их аппарата, зданий (помещений) судебных участков (установка и обслуживание охранной, тревожной и пожарной сигнализации);
- информатизации деятельности мировых судей (приобретение, установка и сопровождение полного пакета справочно-информационной системы до 2008 года; замена полного пакета справочно-информационной системы на сетевую версию в 2008 году; создание локальных компьютерных сетей; открытие электронных почтовых ящиков и их обслуживание).
Реализовать программные мероприятия планируется в период с 2005 по 2009 год включительно.

3. Источники финансирования

Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств областного бюджета. Средства, выделенные на реализацию программы, будут направлены на:
- строительство помещений судебных участков и гаражей;
- приобретение помещений судебных участков и гаражей;
- проведение ремонта в помещениях судебных участков;
- приобретение автомобилей;
- установку и обслуживание охранной, тревожной и пожарной сигнализации;
- приобретение, установку и сопровождение полного пакета справочно-информационной системы до 2008 года;
- замену полного пакета справочно-информационной системы на сетевую версию в 2008 году;
- создание локальных компьютерных сетей;
- открытие электронных почтовых ящиков и их обслуживание.

4. Результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит значительно улучшить материально-техническое обеспечение деятельности мировой юстиции Астраханской области, укрепить независимость мировых судей, создать надлежащие условия для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также эффективную информационно-коммуникационную систему мировой юстиции Астраханской области.
Реализация мероприятий программы обеспечит:
- оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности мировых судей;
- открытость работы мировой юстиции;
- повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел, а также в судебной статистике;
- сокращение сроков рассмотрения дел;
- формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации;
- доступность для мировых судей и работников их аппарата всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru