| |
Решение городского Совета города Астрахани от 26.06.2002 № 63
"Об утверждении городской целевой программы "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани на 2002-2005 годы"
Официальная публикация в СМИ:
"Горожанин"(Плюс четыре), № 6, 19.07.2002
ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ГОРОДА АСТРАХАНИ
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2002 г. № 63
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. АСТРАХАНИ
НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
На основании ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Устава муниципального образования "Город Астрахань", в соответствии с Решением постоянной комиссии по социальной политике от 20.06.2002 № 39 городской Совет решил:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани на 2002 - 2005 годы".
2. Пресс-секретарю городского Совета опубликовать настоящее Решение в газете "Горожанин".
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по социальной политике.
Председатель городского Совета
И.А.БЕЗРУКАВНИКОВ
Утверждена
Решением городского Совета
от 26 июня 2002 г. № 63
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. АСТРАХАНИ
НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
Паспорт
городской целевой программы "Обеспечение
санитарно - эпидемиологического благополучия
населения г. Астрахани
на 2002 - 2005 годы"
Наименование Программы - городская целевая программа
"Обеспечение санитарно -
эпидемиологического благополучия
населения г. Астрахани на 2002 -
2005 годы"
Основание для разработки - Основы законодательства
Программы Российской Федерации об охране
здоровья граждан;
- Федеральные законы "О внесении
изменений и дополнений в Основы
законодательства Российской
Федерации об охране здоровья
граждан";
- "О санитарно - эпидемиологическом
благополучии населения";
- "Об иммунопрофилактике
инфекционных болезней";
- Постановление Правительства РФ от
24.07.2000 № 554 "Об утверждении
Положения о государственной
санитарно - эпидемиологической
службе Российской Федерации и
Положения о государственном
санитарно - эпидемиологическом
нормировании";
- Постановление Правительства РФ от
01.06.2000 № 426 "Об утверждении
Положения о социально -
гигиеническом мониторинге"
Заказчик Программы - администрация г. Астрахани
Основные разработчики - ГУ "Центр государственного
Программы санитарно - эпидемиологического
надзора в г. Астрахани",
управление здравоохранения
администрации города
Цели и задачи Программы - обеспечение санитарно -
эпидемиологического благополучия
населения г. Астрахани
- изучение и оценка полученной
информации по инфекционной,
соматической заболеваемости
населения города, состоянию среды
обитания человека, социально -
экономическим и демографическим
показателям;
- установление, предупреждение,
устранение или уменьшение
факторов и условий вредного
влияния среды обитания на
здоровье человека на основе
современных технологий обработки
полученной информации;
- подготовка прогнозов по
инфекционной заболеваемости и
разработка мероприятий по ее
предупреждению или снижению;
- определение и оценка риска
здоровью населения и разработка
научно обоснованных мероприятий
для принятия управленческих
решений по устранению,
уменьшению, предупреждению риска
здоровью населения;
- обеспечение необходимых условий
для предупреждения, ограничения
распространения и ликвидации
инфекционных болезней в очагах
инфекционных заболеваний,
недопущение групповой и
вспышечной заболеваемости
массового характера
Основные исполнители - ГУ "Центр государственного
Программы санитарно - эпидемиологического
надзора в г. Астрахани",
управление
здравоохранения администрации
города
Сроки реализации - 2002 - 2005 годы
Программы
Перечень основных - формирование первичных баз данных
мероприятий Программы состояния здоровья населения
города, среды обитания человека;
- проведение ранжирования и
определение приоритетных
направлений в изучении состояния
здоровья населения в связи с
состоянием среды обитания;
- создание лабораторной базы ГУ
"Центр государственного санитарно
- эпидемиологического надзора в
г. Астрахани";
- проведение лабораторных и
инструментальных исследований
объектов окружающей среды по
вопросам обеспечения
доброкачественной питьевой водой,
продуктами питания, условий
труда, воспитания, обучения,
оздоровления населения, в т.ч.
детского;
- анализ и оценка результатов
наблюдений за состоянием здоровья
детского населения и среды его
пребывания;
- анализ и оценка результатов
исследования воды водоемов 1 и 2
категории, воды хозяйственно -
питьевого назначения и
определение влияния ее на
состояние здоровья населения;
- изучение причин заболеваемости
работающего населения в
зависимости от состояния условий
труда и быта;
- оценка безопасности основных
пищевых продуктов, реализуемых на
объектах торговли и общепита;
- определение риска здоровью
населения города;
- совершенствование
государственного контроля за
проведением профилактических и
противоэпидемических мероприятий
в очагах инфекционных
заболеваний;
- разработка предложений по
устранению, уменьшению или
предупреждению воздействия
имеющихся факторов риска на
здоровье населения города для
принятия решений в целях
обеспечения санэпидблагополучия
населения города
Источники и объемы финансирования
Городской бюджет и собственные средства
-------T------------------T-----------------T------------------T------------------¬
¦ Все- ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦
¦ го +-------T----------+--------T--------+--------T---------+--------T---------+
¦ ¦ Гор. ¦ Собст- ¦ Гор. ¦ Собст- ¦ Гор. ¦ Собст- ¦ Гор. ¦ Собст- ¦
¦ ¦ бюд- ¦ венные ¦ бюд- ¦ венные ¦ бюд- ¦ венные ¦ бюд- ¦ венные ¦
¦ млн. ¦ жет ¦ сред- ¦ жет ¦ сред- ¦ жет ¦ сред- ¦ жет ¦ сред- ¦
¦ руб. ¦ млн. ¦ ства ¦ млн. ¦ ства ¦ млн. ¦ ства ¦ млн. ¦ ства ¦
¦ ¦ руб. ¦ млн. ¦ руб. ¦ млн. ¦ руб. ¦ млн. ¦ руб. ¦ млн. ¦
¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦
¦ +-------+----------+--------+--------+--------+---------+--------+---------+
¦ ¦ 3.7 ¦ 1.1612 ¦ 3.9 ¦ 1.1612 ¦ 3.97 ¦ 1.1612 ¦ 4.01 ¦ 1.1612 ¦
L------+-------+----------+--------+--------+--------+---------+--------+----------
Ожидаемые результаты - стабилизация санитарно -
реализации Программы эпидемиологической обстановки
в городе;
- стабилизация уровней инфекционной
и неинфекционной заболеваемости
населения, в т.ч. детского;
- снижение общей смертности
населения;
- улучшение условий пребывания
детей в детских, подростковых,
образовательных учреждениях;
- улучшение условий труда, быта и
отдыха работающих на
промпредприятиях, снижение риска
возникновения профессиональной
заболеваемости;
- улучшение качества
продовольственного сырья и
пищевых продуктов, снижение риска
возникновения пищевых отравлений;
- увеличение ожидаемой
продолжительности жизни на 1 -
1.5 года;
- выявление основных загрязнителей
среды обитания человека и
снижение или устранение их
вредного воздействия на здоровье
населения;
- создание системы устойчивого
экономического развития города с
учетом рационального и целевого
использования бюджетных средств в
целях обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия
Система - контролирующие органы:
организации контроля городской Совет г. Астрахани,
за исполнением финансово - казначейское
Программы управление города Астрахани;
- формы контроля:
проверка выполнения разделов
Программы,
отчеты и доклады у мэра города,
в городском Совете г. Астрахани
1. Содержание проблемы
Проблема обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для нашего города является чрезвычайно актуальной. Свидетельством этого являются показатели.
Ухудшаются структура и качественные показатели питания населения, сохраняется дефицит белков, микроэлементов, витаминов у значительной части населения, в том числе детей. Недостатком таких важнейших элементов полноценного питания, как йод и железо, страдают от 20% до 60% детей.
Особенностью текущего момента в международной экологической стратегии является возведение в ранг основной задачи приоритета сохранения здоровья населения от вредного воздействия факторов среды обитания. В нашей стране эта позиция закреплена Конституцией Российской Федерации. Охрана здоровья населения рассматривается как важный аспект обеспечения национальной безопасности.
Проблема установления причинно - следственных связей между состоянием (качеством) среды обитания человека и здоровьем населения является одной из ведущих среди социальных задач. Опыт ее разрешения в развитых странах мира уже на протяжении более трех десятилетий доказывает ее актуальность и острую необходимость включения в систему государственного управления механизмов, регулирующих (определяющих) связь "среда - здоровье". Этот подход как элемент государственной политики закреплен международной Хартией по устойчивому развитию государств (Рио-де-Жанейро, 1993 год).
Обеспечение устойчивого развития г. Астрахани и Астраханской области неразрывно связано с построением инвестиционно-экономической политики и решением социальных, медико-профилактических и экологических задач.
Необходимость такого подхода иллюстрирует сегодняшняя ситуация в нашей стране, когда на фоне экономического спада углубляется кризис в состоянии здоровья населения. Причем если выход из экономического кризиса может быть спрогнозирован во времени при принятии радикальных мер, то кризис в состоянии здоровья будет продолжаться даже после оздоровления экономики в результате определенной инерции в нормализации качества среды обитания, условий проживания человека, его физиологических особенностях. Это обуславливает необходимость создания информационной системы о состоянии среды обитания населения и влиянии ее на здоровье уже сейчас.
Существующие методы и подходы к созданию такой системы базируются на "фотографировании" ситуации и требуют периодического обновления для определения динамики ситуации. Это обуславливает постоянный рост затрат и, главное, не дает возможности прогнозировать социальную ситуацию, состояние здоровья населения в результате проводимых или планируемых мероприятий (крупномасштабные инвестиции в промышленность, транспорт, здравоохранение и пр.).
Сам фактор "здоровье" определяется сегодня только показателями заболеваемости и демографии (результат) и затратами на органы здравоохранения (а не на здоровье населения). Практически не используются разработанные в последнее время у нас и за рубежом методологические подходы качественного и количественного прогнозирования влияния фактора на здоровье. Отсюда и остаточный принцип финансирования такой важной отрасли, как здравоохранение и профилактическая медицина (сохранение здоровья).
Используя механизм определения степени влияния факторов среды обитания на здоровье в качественном и количественном выражении, имеется возможность экономического исчисления здоровья населения, включая его в расчеты эффективности, экономичности, рентабельности и других показателей экономической политики.
Следовательно, создаются предпосылки обоснования расходов на сохранение здоровья населения и обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия за счет финансирования инвестиционных проектов. Это обстоятельство очень важно в условиях дефицита муниципальных бюджетов. При этом определяется комплекс системного подхода.
Городская целевая программа "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани на 2002 - 2005 годы" (далее именуется - Программа) разработана ГУ "Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в г. Астрахани" и управлением здравоохранения администрации города.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани, разработка и внедрение комплексной системы оценки риска здоровью населения, поддержание устойчивого экономического развития региона на основе медико-экологического благополучия.
Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
- правовое обеспечение мероприятий по организации и ведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга в г. Астрахани;
- формирование муниципального информационного фонда данных состояния условий труда, быта и отдыха населения, условий пребывания детей в детских, подростковых, образовательных учреждениях, качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, санитарного состояния территории и среды обитания;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов внешней среды;
- расчет риска здоровью населения от ведущих факторов среды;
- построение организационно-методической и правовой систем управления здоровьем населения;
- информирование государственных органов, организаций, граждан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и имеющихся рисках здоровью.
3. Система программных мероприятий
Правовое обеспечение мероприятий по организации выполнения Программы:
в связи с выходом новых нормативных правовых актов, других документов, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани, деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы, организации системы и проведения социально-гигиенического мониторинга, планируется проведение учреждениями госсанэпидслужбы систематической работы по их внедрению и координации деятельности уполномоченных служб и ведомств.
Программой предусматривается:
- пересмотр устаревших и разработка новых документов (решения городского Совета г. Астрахани, постановления мэра города, методические указания, приказы, инструкции т.п.), необходимых для реализации Программы;
- заключение совместных договоров с организациями, учреждениями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы госсанэпиднадзора могут разрабатывать и представлять на утверждение в исполнительные и законодательные органы муниципальных образований правила (требования) и другие нормативные правовые документы, мероприятия, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Построение организационно-методической
и правовой систем управления здоровьем населения
Использование системного подхода к организации, ведению санитарно-эпидемиологического надзора, социально-гигиенического мониторинга, определению приоритетных неблагоприятных факторов среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения, качественный и количественный анализ ситуации с последующим перспективным прогнозом позволит создать систему устойчивого экономического развития города на основе санитарно-эпидемиологического и медико-экологического благополучия.
При обосновании инвестиционных проектов на основе баз данных рассчитывается оценка риска здоровью и экономические компенсации этого риска, затем через систему муниципального (регионального) законодательства устанавливается правовое поле формирования предложений к инвестициям (отчисления на профилактическую медицину, здравоохранение и природоохранные мероприятия).
В случаях когда инвестор не в состоянии выполнить условия компенсации, риск здоровью остается неизменным, т.к. инвестиционный проект не реализуется. Более масштабные инвестиционные проекты, следовательно, позволяют расширить мероприятия по охране среды обитания человека и здоровья населения и восстановить баланс.
Программой предусматривается:
- формирование пакета муниципального нормирования и законопроектов;
- юридическая экспертиза, экономические расчеты оценки риска здоровью населения;
- внедрение и апробация системы управления здоровьем.
5. Информирование государственных органов,
организаций, граждан о результатах, полученных
в ходе государственного санитарно -
эпидемиологического надзора и социально -
гигиенического мониторинга
Полученные в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга результаты о состоянии здоровья населения, среды его обитания, проводимых мероприятий по уменьшению риска здоровью от влияния неблагоприятных факторов представляют большой интерес не только для органов управления.
Программой предусматривается:
- освещение задач и проводимых мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения города в средствах массовой информации (радио, телевидение, печать) и использование Интернет-ресурсов;
- информирование лиц, принимающих решения, о здоровье населения в связи с состоянием окружающей среды, в том числе подготовка и издание ежегодного регионального доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в г. Астрахани";
- подготовка и издание просветительной литературы по актуальным вопросам.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств городского и федерального бюджетов.
-----T---------------------T-------T---------T-------T---------T-------T---------T-------T----------¬
¦ № ¦ ¦ Гор. ¦ Собст- ¦ Гор. ¦ Собст- ¦ Гор. ¦ Собст- ¦ Гор. ¦ Собст- ¦
¦п/п ¦ Наименование ¦ бюд- ¦ венные ¦ бюд- ¦ венные ¦ бюд- ¦ венные ¦ бюд- ¦ венные ¦
¦ ¦ мероприятий ¦ жет ¦ сред- ¦ жет ¦ сред- ¦ жет ¦ сред- ¦ жет ¦ сред- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ства ¦ ¦ ства ¦ ¦ ства ¦ ¦ ства ¦
¦ ¦ +-------+---------+-------+---------+-------+---------+-------+----------+
¦ ¦ ¦ 2002г.¦ 2002г. ¦ 2003г.¦ 2003г. ¦ 2004г.¦ 2004г. ¦ 2005г.¦ 2005г. ¦
+----+---------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+-------+----------+
¦ 1. ¦Санитарно - эпидемио-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логическая экспертиза¦ 320.0 ¦ 257.0 ¦ 420.0 ¦ 257.0 ¦ 420.0 ¦ 257.0 ¦ 450.0 ¦ 257.0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2. ¦Оборудование лабора- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тории, лабораторные и¦ 810.0 ¦ 464.0 ¦ 830.0 ¦ 464.0 ¦ 830.0 ¦ 464.0 ¦ 830.0 ¦ 464.0 ¦
¦ ¦инструментальные ис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦следования, в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оплата труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3. ¦Создание банка данных¦ 130.0 ¦ 110.0 ¦ 140.0 ¦ 110.0 ¦ 140.0 ¦ 110.0 ¦ 140.0 ¦ 110.0 ¦
¦ ¦показателей программы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в т.ч. оплата дого- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ворных исследований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+-------+----------+
¦ 4. ¦Материально - техни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческое обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной техни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кой, транспортом, ¦ 150.0 ¦ 130.0 ¦ 160.0 ¦ 110.0 ¦ 170.0 ¦ 130.0 ¦ 180.0 ¦ 110.0 ¦
¦ ¦программными продук- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тами, средствами за- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щиты информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5. ¦Профилактические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦противоэпидемические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятия: дезин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фекция, дезинсекция, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дератизация ¦2100.0 ¦ - ¦ 2100.0¦ - ¦ 2100.0¦ - ¦ 2100.0¦ - ¦
+----+---------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+-------+----------+
¦ 6. ¦Прочие расходы, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.ч.: обучение специ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алистов, транспортные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходы, расходы на ¦ 190.0 ¦ 200.0 ¦ 290.0 ¦ 220.0 ¦ 310.0 ¦ 200.0 ¦ 310.0 ¦ 220.0 ¦
¦ ¦связь, направленные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на реализацию данной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+-------+----------+
¦ ¦ИТОГО ¦ 3700.0¦ 1161.0 ¦ 3940.0¦ 1161.0 ¦ 3970.0¦ 1161.0 ¦ 4010 ¦ 1161.0 ¦
+----+---------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+-------+----------+
¦ ¦ВСЕГО ¦ 4861.0 ¦ 5101.0 ¦ 5131.0 ¦ 5171.0 ¦
L----+---------------------+-----------------+-----------------+-----------------+-------------------
Ориентировочный объем финансирования на 2002-2005 годы из городского бюджета составляет:
На 2002 г. - 4861.0 тысяч рублей;
На 2003 г. - 5101.0 тысяч рублей;
На 2004 г. - 5131.0 тысяч рублей;
На 2005 г. - 5171.0 тысяч рублей.
Объемы финансирования уточняются ежегодно в установленном порядке.
Возможно использование прочих источников финансирования, не запрещенных законодательством, привлечение инвестиций.
7. Механизм реализации и организация
управления Программой
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляются руководителем ГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Астрахани".
Заказчик Программы с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
Механизм реализации Программы определяется заказчиком - администрацией города, исполнителями - ГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Астрахани", управлением здравоохранения администрации города. К участию в реализации Программы привлекаются организации, учреждения, управления, заинтересованные в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Механизмы реализации Программы включают в себя:
- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию, корректировку и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
- методические и информационные мероприятия.
8. Социально - экономическая
эффективность Программы
Реализация Программы позволит достигнуть следующих результатов:
- стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки;
- стабилизацию уровня общей неинфекционной заболеваемости населения, в том числе детского;
- снижение общей смертности населения;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 1 - 1.5 года;
- выявление приоритетных загрязнителей среды обитания человека и снижение или устранение их вредного воздействия на здоровье населения;
- создание системы устойчивого экономического развития города с учетом медико-экологического благополучия.
Таким образом, социально-экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь, возможности перераспределения финансовых средств на поддержание социальных программ (профилактическая медицина, здравоохранение и пр.) в условиях дефицита бюджета и тем самым приведет к улучшению состояния здоровья населения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|