Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Главы Администрации Астраханской области от 30.08.2002 № 437А
"О Концепции перехода на единое социальное пособие в Астраханской области"

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 47, 21.11.2002


Вступил в силу с 30 августа 2002 года (пункт 4 данного
документа).



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2002 г. № 437А

О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА
НА ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях формирования единой системы адресной социальной помощи населению Астраханской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию перехода на единое социальное пособие в Астраханской области.
2. Департаменту труда и социального развития Администрации области (Володин) в месячный срок разработать и представить на утверждение порядок оказания адресной социальной помощи гражданам в Астраханской области.
3. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Администрации области (Блиер) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента подписания.
5. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А.

Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН





Утверждена
Постановлением Главы
Администрации области
от 30 августа 2002 г. № 437А

КОНЦЕПЦИЯ
ПЕРЕХОДА НА ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ
ПОСОБИЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Социально - экономическая ситуация в области

За последние три года рост экономики в области позволил продолжить реализацию основной цели экономического развития - повышение уровня жизни населения. Заметные тенденции роста темпов производства наблюдаются в строительстве, розничной торговле, предоставлении платных услуг населению. Значительное увеличение объемов достигнуто в сельском хозяйстве.
Развитие экономики области обеспечило рост занятости населения. Впервые за последнее десятилетие на предприятиях и в организациях численность принятых на работу более чем на три тысячи человек превысила численность выбывших. К началу 2002 года на 0.3 тыс. человек сократилась численность зарегистрированных безработных.
Вместе с тем численность населения области продолжает снижаться. Естественная его убыль в 2001 году составила 4.1 тыс. человек, а за 5 месяцев текущего года - 1.95 тыс. человек и выросла на 3.6% по сравнению с тем же периодом 2001 года. Миграционный прирост перестал быть фактором роста численности населения. В 2001 году он составил лишь 59 человек. При этом анализ составляющих миграционных потоков показывает, что из области идет отток самого "квалификационного" трудоспособного возраста (40 - 49 лет) и приток детей до 5 лет. Отсутствие действенной правовой базы по вопросам регулирования миграционных процессов привело к значительному росту неконтролируемой миграции, что негативно отражается на состоянии общественной безопасности, влечет дисбаланс исторически сложившихся в регионе этнических групп, наводнение области неквалифицированной рабочей силой, т.е. происходит снижение качества трудовых ресурсов и обострение ситуации на рынке труда.
Основной проблемой демографической ситуации в области остается высокий уровень смертности и рост смертности населения в трудоспособном возрасте. В 2001 году общий уровень смертности составил 14.4%, а за 6 месяцев 2002 года - 15.5% (14.6% - в январе - июне 2001 года). Основными причинами смерти населения остаются заболевания системы органов кровообращения (52.8%), новообразования (12.8%) и неестественные причины смерти (13.7%). По количеству трудопотерь в человеко - годах в связи с преждевременной смертностью на первое место вышли несчастные случаи, отравления, травмы. При этом у мужчин их в 4.2 раза больше, чем у женщин.
В области существует ряд серьезных проблем, связанных с уровнем жизни населения. За последние 10 лет население области потеряло в реальном исчислении около 27.0% денежных доходов, в том числе 23.0% заработной платы. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составил за 2001 год 35,3%, а покупательская способность составила в 2001 году всего 0.35 набора прожиточного минимума (25% от средней покупательской способности), пенсионеров - соответственно 0.96 набора, или 68.6% от средней покупательской способности.
Поляризации возможностей населения способствуют резкие перепады заработной платы по отраслям экономики. Так, средняя заработная плата работников геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб составляет 11336 руб., кредитования, финансов и пенсионного обеспечения - 8243.0 руб., промышленности - 5083.4 руб., транспорта - 4297.9 руб., науки и научного обслуживания - 3951.6 руб., наименьшая в отраслях "заготовки" - 1158.8 руб., сельского хозяйства - 1252.1 руб., торговли и общественного питания - 1313.0 руб.
Величина средней заработной платы в сельском хозяйстве более чем в 4 раза ниже средней заработной платы в промышленности и в 3 раза ниже, чем в строительстве.
Покупательская способность заработной платы снижается из-за несвоевременной ее выплаты. По состоянию на 01.07.2002 общая сумма задолженности составила 105.3 млн. руб., что выше, чем на начало года на 8 млн. руб. Количество предприятий - должников за первое полугодие текущего года составило 227 (на 01.01.2002 - 158). Численность работников, перед которыми организации имеют задолженность, по сравнению с началом года увеличилась на 5.0 тыс. человек.
Суммарная задолженность по заработной плате составляет 1.7 месячного фонда заработной платы предприятий, имеющих задолженность, при этом более чем на половине предприятий - должников (102 ед.) заработная плата не выплачивалась два и более месяца, из них основные должники - частной (72%), муниципальной (18.0%) и смешанной (3.0%) форм собственности.
Продолжительность отпусков без сохранения заработной платы по инициативе администрации и численность работников, которым они были предоставлены, возросли соответственно на 5% и 22.8% к уровню прошлого года.
В целом ситуацию в социально - экономической жизни области можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и сказываются на социально - экономической стабильности общества.
Таким образом, существующее положение в области требует соответствующего подхода к вопросам предоставления социальной помощи населению и поддержки особо нуждающихся лиц и семей.

2. Действующая система социальной защиты населения

Действующая система социальной защиты предоставляет льготы и выплаты различным профессиональным и социально - демографическим группам населения, а также гражданам с особыми заслугами перед государством на основе отнесения их к определенной категории, а не на основе реального прожиточного уровня, который рассматривается и оценивается не как социальная помощь, а как социальное содержание. Средства на выплату социальных льгот и пособий распределяются неэффективно.
Распределительный и даже обязательный характер категориальных льгот и выплат стимулирует социальное иждивенчество, усиливает пассивный характер социальной защиты и ее негативное влияние на социально - экономическое поведение.
При сравнении систем социальной защиты населения восточно - европейских стран и стран ближнего зарубежья выясняется, что только Россия и Белоруссия предоставляют населению своих стран наиболее объемный пакет социальных льгот и выплат.
В России в дополнение к масштабному субсидированию жилищно - коммунального хозяйства федеральным законодательством предусмотрены различные виды социальных выплат, льгот и пособий, которые предоставляются без учета нуждаемости тем или иным категориям населения. Региональными нормативными правовыми актами установлены к тому же дополнительные выплаты и льготы. Таким образом, льготами охвачено около 66% населения России.
Кроме непомерных расходов бюджетов всех уровней по возмещению издержек на предоставление льгот имеют место значительные административные издержки на оказание социальной помощи населению, с одной стороны, и неоправданные затраты времени получателей помощи, с другой, особенно если учесть, что размер выплат мал. При этом основная тяжесть реализации федеральных законов ложится на местные бюджеты - региональные и муниципальные. Существующая система межбюджетных отношений не осуществляет функции выравнивания. Кроме того, выполнение всех социальных обязательств, предусмотренных федеральными и региональными законодательными актами, нереально, так как потребовало бы роста бюджетных доходов в 2 - 3 раза.
В настоящее время понятия помощи населению с доходами ниже прожиточного минимума и помощи гражданам с особыми заслугами смешаны, подменяются одно другим.
Необходимо четко указать в соответствующих нормативных документах, что ветераны Великой Отечественной войны, Афганистана и Чечни, участники ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы получают социальные привилегии, потому что они воевали, утратили здоровье, защищая Отечество, а не потому, что относятся к малообеспеченным слоям населения.
С одной стороны, формы социальных привилегий для лиц с особыми заслугами могут быть иными, чем используемые сегодня льготы. С другой стороны, механизм адресности далек от совершенства в части определения уровня дохода малообеспеченных слоев населения и уровня их нуждаемости.
Ограничения, такие, как условия получения помощи, толкают людей к обману и представлению заниженных данных о доходах в надежде попасть в категорию нуждающихся. Проверка достоверности информации часто требует увеличения расходов на содержание дорогостоящего аппарата, и здесь необходимо искать баланс, чтобы система назначения выплат не работала сама на себя.

3. Цель, задачи и принципы введения
единого социального пособия

Система социальной защиты, как показывает современная действительность, оказалась неадекватной новым социально - экономическим реалиям (становление рыночных отношений).
Содержание и характер проводимых реформ диктуют необходимость разработки и реализации новых подходов в области социальной защиты населения, интегрирующих все сильные стороны существующей системы и в то же время учитывающих изменения, произошедшие в обществе за последние годы. Накопленный опыт в сфере оказания государством социальной помощи позволяет говорить о том, что наступает время проведения целенаправленной социальной политики, в рамках которой системе социальной защиты, опирающейся на принципы адресности и эффективности, должно принадлежать одно из ведущих мест. Имеются несовершенства действующего федерального законодательства в части, регулирующей принципы определения объекта социальной помощи и порядок ее оказания. Заданная действующим законодательством конструкция системы социальной защиты, основанная на выделении категорий населения, имеющих право на получение помощи в виде льгот без учета их реальной нуждаемости, не может считаться эталоном эффективности в реализации политики социальной справедливости. Последнее обстоятельство в настоящее время является одним из важных препятствий для позитивного преобразования социальной политики в регионах.
Неблагоприятные социальные последствия проводимых в стране реформ, выражающиеся в резком падении уровня жизни значительной части населения, являются характерной чертой всех регионов.
В то же время сложившаяся в каждом отдельном субъекте Российской Федерации экономическая и социально - демографическая ситуация имеет ряд отличительных черт. Из этого следует целесообразность и рациональность разработки региональных версий системы социальной помощи, исходящих, с одной стороны, из единой общенациональной стратегии и, с другой стороны, учитывающих территориальные особенности.
Основная проблема - это проблема бедности, поэтому необходимо сосредоточить ограниченные ресурсы на помощи самым нуждающимся.
Реформа системы социальной защиты должна предполагать переход от социальной помощи категориям населения к системе адресной социальной поддержки нуждающихся и уважать реальный уровень среднедушевого дохода.
Отмена всех льгот, установленных федеральными и региональными нормативно - правовыми актами, субсидий, дотаций, пособий, компенсаций сопровождается выплатой малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам единого социального пособия в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, целью введения единого социального пособия является приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем упразднения социально неоправданных льгот (отказ от предоставления льгот по категориальному принципу без учета нуждаемости), сокращения бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, перераспределения средств в пользу наиболее нуждающихся граждан.
Адресная социальная помощь оказывается в виде:
материальной помощи (в денежной или натуральной форме);
социальных услуг;
социальных льгот.
Для перехода к единому социальному пособию необходимо перевести в денежный эквивалент все вышеперечисленные виды социальной помощи.

4. Этапы введения единого социального пособия

Переход к единому социальному пособию будет осуществляться поэтапно.
I этап (2002 - 2004 годы):
- формирование системы персонифицированного учета льготной категории граждан;
- определение объемов финансирования льгот, установленных на уровне региона;
- формирование системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной помощи, доходы которых ниже уровня прожиточного минимума в регионе;
- формирование системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в оказании социальных услуг;
- формирование системы персонифицированного учета граждан - получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- оценка финансовых затрат на оказание различных видов адресной социальной помощи по созданным базам учета;
- совершенствование организационной структуры и подготовка кадров системы адресной социальной помощи для перехода к назначению и выплате единого социального пособия;
- оценка затрат на обеспечение функционирования структуры, осуществляющей назначение и выплату единого социального пособия;
- разработка распорядительного документа, устанавливающего максимальный размер адресной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, на текущий финансовый год;
- разработка нормативно - правовой документации по замене льгот на единое социальное пособие и порядка перечисления средств на лицевые счета граждан, определение финансовых затрат для замены льгот установленными выплатами;
- предоставление субсидий и возмещение расходов предприятий по представлению льгот на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам путем открытия социальных счетов.
II этап (2005 - 2007 годы);
- замена социальных льгот, установленных нормативно - правовыми актами Астраханской области, денежными выплатами с учетом среднедушевого дохода граждан и финансовых возможностей областного бюджета;
- реализация мероприятий по оказанию адресной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам в соответствии с порядком, утвержденным нормативно - правовым документом на I этапе.
III этап (2006 - 2010 годы):
- замена социальных льгот, установленных федеральным законодательством по категориальному признаку, денежными выплатами гражданам, имеющим доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
Этот переход должен осуществляться по мере принятия законов о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство;
- создание единой информационной базы по оказанию социальной помощи всех видов и форм (льготы, малообеспеченные граждане, социальные услуги, жилищно - коммунальные субсидии, государственные ежемесячные детские пособия);
- создание персонального социального счета, на который будут перечисляться все социальные платежи, получаемые каждым жителем региона из регионального и местных бюджетов, территориальных внебюджетных фондов;
- внедрение единого социального пособия.

5. Социально - экономический эффект
введения единого социального пособия

Внедрение системы единого социального пособия приведет к ряду важных социально - экономических результатов:
- достижение правовой и организационной сбалансированности системы социальной защиты населения;
- упорядочение критериев оценки нуждаемости населения в государственной социальной помощи;
- обеспечение социальной защищенности тех групп населения и отдельных граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии себе помочь самостоятельно;
- устранение социального иждивенчества и стимулирование активного самообеспечения жизнедеятельности;
- эффективное использование средств бюджетов, предусмотренных на оказание социальной помощи.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru