Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Главы Администрации Астраханской области от 30.08.2002 № 432А
"О Концепции перехода на казначейскую систему исполнения областного бюджета"

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 50, 11.12.2002






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2002 г. 432А

О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА НА
КАЗНАЧЕЙСКУЮ СИСТЕМУ
ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

В целях реализации Постановления Главы Администрации области от 14.08.2002 № 399 "О переходе на казначейскую систему исполнения бюджета" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию перехода на казначейскую систему исполнения областного бюджета.
2. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Администрации области (Блиер) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А.

Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН





Утверждена
Постановлением Главы
Администрации области
от 30 августа 2002 г. № 432А

КОНЦЕПЦИЯ
ПЕРЕХОДА НА КАЗНАЧЕЙСКУЮ СИСТЕМУ
ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

1. Обоснование необходимости перехода
на казначейское исполнение
бюджета Астраханской области

В условиях недостаточного поступления доходов в бюджеты Астраханской области и расположенных в ней муниципальных образований (консолидированный бюджет Астраханской области, см. рис. 1) и существующего бюджетного дефицита возникает необходимость в жестком упреждающем оперативном контроле за прохождением и использованием бюджетных средств, в обеспечении "прозрачности" регионального и муниципальных бюджетов, в создании структурно независимой системы управления бюджетом.

Рис. 1. Структура консолидированного бюджета Астраханской области.

   ------------------------------------------------¬

¦ Консолидированный бюджет Астраханской области ¦
L----T----------------T--------------------T-----

   -------                ¦                    L----¬

   --------+---¬
   ---------------+-------------¬  ---------+------¬

¦ Областной ¦ ¦ Бюджеты городов областного ¦ ¦ Бюджеты райо- ¦
¦ бюджет ¦ ¦ подчинения, в т.ч. област- ¦ ¦ нов области ¦
L------------ ¦ ного центра ¦ L--T--T-----T----

L---T------T------------------ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
   -------------  ¦     ¦

   ---------      ¦   
   -----+-----¬        ¦     ¦

   -----+------¬       ¦      ¦ Районные ¦        ¦     ¦

¦ Городские ¦ ¦ ¦ бюджеты ¦ ¦ ¦
¦ бюджеты ¦ ¦ L----------- ¦ ¦
L------------ ¦
   -------------+--¬  ¦

   -------+----¬        ¦ Бюджеты горо- ¦  ¦

¦ Бюджеты ¦ ¦ дов районного ¦ ¦
¦ городских ¦ ¦ подчинения ¦ ¦
¦ районов ¦ L---------------- ¦
L------------
   ------------+---¬

¦ Сельские, по- ¦
¦ селковые и др.¦
¦ бюджеты ¦
L----------------


Радикальным способом решения подобных проблем является перевод системы исполнения регионального бюджета на казначейскую основу.
Основными целями перехода на новый механизм исполнения бюджета являются:
- установление более эффективного контроля (предварительного, текущего, последующего) за исполнением бюджета. Этот контроль осуществляется до непосредственного перечисления денежных средств бюджетополучателям, а не на этапе последующих отчетов и ревизий, как это происходит при существующей системе, что позволит исключить нецелевое использование бюджетных средств;
- повышение управляемости финансовых ресурсов за счет более гибкого перераспределения бюджетных средств между участниками бюджетного процесса в ходе управления экономикой соответствующей территории;
- сокращение сроков прохождения бюджетных средств от налогоплательщиков до конечных получателей.

2. Существующая система исполнения бюджета
Астраханской области

2.1. Планирование бюджета
Исполнение бюджета Астраханской области осуществляется на основании Закона Астраханской области "Об областном бюджете". Этот Закон является стратегическим планом по исполнению областного бюджета по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита на текущий бюджетный год (рис. 2).
Планирование предстоящих доходов бюджета осуществляется отделом доходов финансового управления Администрации области на 1, 3 и 5 лет. Для этого используются специальные алгоритмы, учитывающие изменение налоговой базы.
Стратегическое планирование расходной части бюджета осуществляется путем сбора бюджетных заявок <*> от получателей бюджетных средств (ПБС) на предстоящий бюджетный год, агрегирования их (главными) распорядителями бюджетных средств (ГРБС, РБС) и свода консолидированных заявок в проект бюджета бюджетным отделом финансового управления Администрации области. При этом осуществляется итерационный процесс, уточняющий бюджетные показатели, приводящий их в соответствие с нормативами и планируемыми доходами бюджета. Производится поквартальная разбивка бюджета.
В качестве оперативного плана по доходам используется прогноз поступления доходов на предстоящий месяц, который составляется в отделе доходов.
На основании этого прогноза и квартальных показателей бюджета бюджетным отделом финансового управления Администрации области составляются ежемесячные "лимиты" для прямых получателей бюджетных средств, в том числе для департаментов. Эти "лимиты" представляют собой разбивку бюджетных назначений по бюджетной классификации, скорректированную в соответствии с прогнозом поступления доходов. При этом не производится классификация по видам и целевым статьям расходов, ведомствам и конечным бюджетополучателям.
Отдельно ведется работа по планированию расходования денежных средств на выдачу заработной платы.
Возможно использование коммерческих займов (данная статья бюджетом не предусмотрена) для реструктуризации кредиторской задолженности.

Рис. 2. Планирование бюджета Астраханской области.

   -----T-----------¬
   ------¬  ------¬                  
   -----T-------------¬ 
   -------¬

¦ НБ ¦ Налоговая ¦ ¦ РБС ¦ ¦ ПБС +-- Бюджетные -¬ ¦ НС ¦ Нормативные ¦ ¦ ГРБС ¦
¦ ¦ база ¦ L--T--- L------ заявки ¦ ¦ ¦ справочники ¦ L---T---

L----+--T--------- ¦ /\ ¦ L----+------T------- ¦
Алгоритмы ¦ ¦ \/ ¦ ¦
¦ Изменения Замечания -T---------------¬ Отраслевые Изменения
\/ ¦ ¦ П2 ¦ нормативы ¦
   ---------------¬        ¦                  +---------------+<----------               ¦

¦ П1 ¦ L----------------> ¦ Уточнение ¦<--------------------------

+--------------+ ¦ показателей ¦
¦ Планирование +- Планируемые -¬ +---------------+-- Согласованные --¬
¦ доходов ¦ показатели ¦
   ------>¦   РБС, ГРБС   ¦     показатели    ¦

+--------------+ ¦ ¦ L---------------- \/
¦ ФУ ¦ ¦ Ограничения /\
   -----T-------------------¬

L--------------- \/ ¦ L-- Изменения ---+ КЗ ¦ Консолидированные ¦
   -----T-------+---¬                            ¦    ¦      заявки       ¦

¦ ПД ¦ Прогноз +-- Ограничения --¬ L----+-----T--------------

¦ ¦ доходов ¦ ¦ ¦ /\
L----+------------ \/ Согласованные ¦
   ---------------¬          показатели   ¦

Согласованные ¦ ПЗ ¦ ¦ ¦
   ---- показатели ---+--------------+<--------------        ¦

¦ - Уточнения -> ¦ Формирование ¦ ¦
\/ ¦ ¦ проекта +------ Изменения -----

   -----+----------¬   ¦    бюджета   ¦

¦ ПБ ¦ Проект ¦ +--------------+<-----------¬
¦ ¦ бюджета ¦ ¦ ФУ ¦ ¦
L-T--+----------- L-----------T--- Бюджетные
¦ /\ ¦ заявки
¦ L-- Уточнения --¬ Замечания ¦
Согласованный ¦ ¦
   --------+------¬

документ
   -------+-------¬  L------>¦    Прямые    ¦

¦ ¦ П4 ¦ ¦ получатели ¦
L---------->+--------------+ L---------------

¦ Утверждение ¦
¦ бюджета ¦
   ----T--------¬

+--------------+- Закон ------>¦ Б ¦ Бюджет ¦
¦ Законодатель-¦ L-T-+----T----

¦ ное собрание ¦ ¦ ¦
L--------------- ¦ ¦
¦ ¦
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ¦ ¦
   -----------------------------------------------------+------+----

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ¦ ¦
¦ ¦
   -----T----------¬                                          ¦      ¦

¦ ПД ¦ Прогноз +----¬ Квартальные ¦
¦ ¦ доходов ¦ ¦ показатели ¦
L-T--+----------- ¦ ¦ ¦
¦ Прогноз
   ---------------¬              ¦      ¦

¦ на месяц ¦ П5 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +--------------+ ¦ Квартальные
¦ L------>¦ Формирование ¦ ¦ показатели
¦ Плановые ¦ "лимитов" ¦ ¦ ¦
¦ - показатели ----+--------------+<-------------- ¦
Прогноз ¦ ¦ ФУ ¦ ¦
на месяц ¦ L--------------- ¦
¦ \/ ¦
¦
   ----T----------¬                 
   ---------------¬     ¦

¦ ¦ Л ¦ "Лимиты" ¦<----- Плановые ----+ П6 ¦ ¦
¦ L---+----------- показатели +--------------+ ¦
¦ ¦ Формирование ¦ ¦
L----------------------------------------->¦ "лимитов" по ¦<-----

¦ зарплате ¦
+--------------+
¦ ФУ ¦
L---------------

2.2 Исполнение бюджета по доходам
Все доходы бюджета поступают на счета управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области, открытые в расчетно-кассовом центре (РКЦ), откуда ежедневно перебрасываются на бюджетный счет финансового управления Администрации области, открытый в том же РКЦ.
В управлении федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области поступившие денежные средства классифицируются по кодам бюджетной классификации (рис. 3). Расположение счетов управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области и финансового управления Администрации области в одном кредитном учреждении позволяет оперативно получать информацию о величине предстоящих на следующий день поступлений в бюджет. Одновременно с переводом денежных средств из управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области поступает документ, в котором переведенные в этот день средства разбиты в соответствии с бюджетной классификацией (могут присутствовать как положительные, так и отрицательные суммы). В дальнейшем на основании этой информации управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области формирует реестры для передачи в инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по району и финансовые отчеты.

Рис. 3. Исполнение бюджета Астраханской области по доходам.

   ---------------------¬     Трансферты,                   
   ------T--------------------¬

¦ Федеральный бюджет +---- субсидии ----¬ ¦ КДС ¦ Классифицированные ¦
L--------------------- и т.д. ¦ ¦ ¦ денежные средства ¦
\/ L-----+---------------T-----

   ----------------¬                     /\        ¦

¦ Д1 ¦ ¦ Доходы
+---------------+ Классифицированные ¦ бюджета
¦ Классификация +------- доходы -------- ¦
   ---------------------->¦  поступивших  ¦                               ¦

¦ ¦ средств ¦ \/
Налоговые +---------------+
   ---------------¬

платежи ¦ УФК ¦ ¦ Д2 ¦
¦ L---------------- +--------------+
   -----------+--------¬                /\               Предстоящие          ¦ Перечисление ¦

¦ Налогоплательщики +- Неналоговые --- -------------- поступления ---------+ бюджетных +-- Доходы -----¬
L-------------------- поступления ¦ ¦ средств ¦ бюджета ¦
¦
   ---- Реестр -----+--------------+               ¦

¦ ¦ поступлений ¦ УФК ¦ ¦
\/ \/ L--------------- \/
   ----T-------------¬ 
   -----T-------------¬                   
   -----T----------------¬

¦ У ¦ Уведомления ¦ ¦ КД ¦ Реестры УФК ¦ ¦ ДС ¦ Денежные сред- ¦
L---+-------------- L----+---T---------- ¦ ¦ ства бюджета ¦
¦ L----+------T----------

¦ ¦
Реестр ¦
поступлений
   ----------------¬   Банковская выписка,

¦ ¦ Д3 ¦ первичные
L------------->+---------------+ документы
   -----T------------¬                            ¦ Оприходование ¦             ¦

¦ ДБ ¦ Доходы ¦<---- Классифицированные ---+ бюджетных ¦<-------------

¦ ¦ бюджета ¦ доходы ¦ средств ¦
L----+----T-------- +---------------+
¦ ¦ ФУ ¦
Классифицированные L----------------

доходы
   ---------------¬

¦ ¦ Д4 ¦
L------------>+--------------+
¦ Формирование ¦
¦ отчетности ¦
+--------------+
¦ ФУ ¦
L---------------


Учет по отдельным налогоплательщикам не ведется, за исключением самого крупного плательщика в бюджет - ООО "Астраханьгазпром".
Все операции по возврату переплаты по налогам, перезачету переплаты по одному виду налогов в счет уплаты недоимки по другому виду налогов производятся в управлении федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области. В финансовое управление Администрации области представляется только агрегированная итоговая информация.
2.3 Исполнение бюджета по расходам
При существующей системе исполнения бюджета по расходам денежные средства, проходя до конечного получателя, минуют несколько этапов (рис. 4).
Согласно реестру на финансирование поступившие на расчетные счета финансового управления Администрации области денежные средства переводятся на расчетные счета ГРБС. Данная операция осуществляется в соответствии с утвержденными лимитами и имеющейся информацией о поступивших в данный день доходах.
На следующий день (в общем случае) ГРБС (РБС) переводят денежные средства своим бюджетополучателям. При этом ответственность за своевременное доведение финансирования до ПБС и целевое расходование бюджетных средств подведомственными учреждениями полностью лежит на ГРБС (РБС), и финансовое управление Администрации области влиять на этот процесс не может. ГРБС (РБС) также ведут учет и контролируют договорную деятельность ПБС, ведут кредиторскую задолженность ПБС, организуют конкурсы и тендеры по госзакупкам.

Рис. 4. Исполнение бюджета Астраханской области по расходам.

   ----T-------------¬     
   ----T----------¬                            
   ----T--------¬

¦ У ¦ Уведомления ¦ ¦ Л ¦ "Лимиты" ¦ ¦ Б ¦ Бюджет ¦
L---+----------T--- L---+----------- L---+---------

¦ /\
   -----------------¬               /\     /\

   --------------¬       Информация о       L-Уменьшение---+      Р2        +---Исполнение---       ¦

¦ РУ ¦ наличии +----------------+ ¦
+-------------+ денежных средств ¦ Финансирование ¦ ¦
¦ Подготовка ¦ ¦ ¦ распорядителей ¦ ¦
¦ предложений ¦ ¦
   ---------->+----------------+<-----------¬          ¦

+-------------+ \/ Решение о ¦ ФУ ¦ ¦ ¦
¦ ФУ ¦
   --------------¬   финансировании    L----------T------        Денежные       ¦

L-----T-------- -->¦ Руководство +----------- ¦ ¦ средства ¦
¦ ¦ L-------------- ¦ Денежные ¦ ¦
¦ Нужды ¦ средства -----T-------+--------¬ ¦
Реестр бюджета ¦ ¦ ¦ ДС ¦ Денежные сред- ¦ ¦
финансирования ¦ Реестр ¦ ¦ ¦ ¦ ства бюджета ¦ ¦
¦ ¦ --------- финансирования --------------- ¦ L----+----------------- ¦
\/ ¦ ¦ \/ ¦
   -----T-----------+--+-¬                                
   ------T-------------------¬            ¦

¦ ПФ ¦ Предложения о ¦ ¦ ДС1 ¦ Денежные средства ¦ ¦
¦ ¦ финансировании ¦ ¦ ¦ ГРБС, РБС ¦ ¦
L----+----------------- L-----+--T----------------- ¦
   ---------¬        Решение о   
   -----------------¬          ¦                             ¦

   ----+  ГРБС  +---- финансировании -->¦       Р3       ¦     Денежные                           ¦

¦ L--------- +----------------+ средства ¦
¦ ¦ Финансирование ¦ ¦ ¦
¦
   --------¬     Решение о      ¦      ПБС       ¦<---------- 
   ------T----------------¬ ¦

¦ --+ РБС +- финансировании -->+----------------+-- Денежные -->¦ ДС2 ¦ Денежные сред- ¦ ¦
¦ ¦ L-------- ¦ ГРБС, РБС ¦ средства ¦ ¦ ства ПБС ¦ ¦
¦ ¦ L----------------- L-----+-----T----------- ¦
¦ ¦
   --------¬            Решение о        
   ----------------¬           ¦            ¦

¦ ¦ --+ ПБС +-------- финансировании ------->¦ Р4 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L-------- +---------------+ Денежные ¦
\/ \/ \/ ¦ Осуществление ¦ средства ¦
   -----T----------------------¬                           ¦   кассового   ¦           ¦            ¦

¦ ОР ¦ Отчет о расходовании ¦ -----------¬ Денежные ¦ расхода ¦ ¦ ¦
¦ ¦ бюджетных средств ¦ ¦Поставщик ¦<- средства --+---------------+<----------- ¦
L----+---T------------------- L----------- ¦ ПБС ¦ ¦
¦ L---------------- ¦
L---------------------------------- Исполнение ------------------------------------------


ПБС, получив бюджетные средства на свой расчетный счет, расходуют их для оплаты потребленной ими продукции (работ, услуг) или на выплату заработной платы.
Таким образом, поставщик товаров (услуг) получает денежные средства на свой расчетный счет на 4-й день после поступления этих средств в бюджет Астраханской области.
Например, строительная организация произвела ремонт дома - интерната. При действующей сейчас системе средства для расчета за выполненные работы из бюджета сначала направляются в департамент труда и социального развития Администрации Астраханской области, затем перечисляются дому - интернату, и только после этого они попадают строительной организации - подрядчику.
При исполнении бюджета финансовое управление Администрации области не осуществляет предварительный и оперативный контроль за целевым расходованием бюджетных средств каждым бюджетополучателем. Контроль осуществляется только на основании финансовой отчетности, поступающей по итогам работы в прошедшем месяце.

3. Казначейская система исполнения бюджета

3.1. Основополагающие принципы
Казначейская система исполнения бюджета Астраханской области должна основываться на следующих основополагающих принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который предусматривает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов и ведения бухгалтерского учета (Бюджетный кодекс РФ, ст. 29).
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, который означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (Бюджетный кодекс РФ, ст. 30).
3. Принцип самостоятельности бюджета, который предусматривает право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицита (Бюджетный кодекс РФ, ст. 31).
4. Принцип сбалансированности бюджета, который предусматривает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (Бюджетный кодекс РФ, ст. 33).
5. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который предусматривает достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (Бюджетный кодекс, ст. 34).
6. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов, который предусматривает покрытие всех расходов бюджета общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ, ст. 35).
7. Принцип гласности, который предусматривает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (Бюджетный кодекс РФ, ст. 36).
8. Принцип достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально - экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (Бюджетный кодекс РФ, ст. 37).
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предусматривает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ, ст. 38).
3.2. Общие положения
Казначейская система исполнения бюджета подразумевает возложение на органы исполнительной власти (финансовое управление Администрации Астраханской области) организацию исполнения и исполнение бюджета, управление счетами бюджета и бюджетными средствами. Финансовое управление Администрации области является кассиром всех (главных) распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета зачисляются на единый счет бюджета (ЕСБ). Все предусмотренные бюджетом расходы осуществляются на ЕСБ.
Исполнение бюджета осуществляется финансовым управлением Администрации области на основании бюджетной росписи, составленной по (главным) распорядителям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов РФ с поквартальной разбивкой, и лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств определяются и утверждаются для ГРБС, РБС и ПБС финансовым управлением Администрации области на период, не превышающий 3 месяца, с учетом прогноза предстоящих доходов.
ПБС принимают денежные обязательства по осуществлению бюджетных расходов путем заключения договоров на приобретение товаров (оказание услуг) в пределах доведенных до них лимитов и своей сметы. Данные документы подлежат обязательному утверждению со стороны вышестоящего распорядителя и/или финансового управления. По документально подтвержденному факту получения товаров (выполнения работ) ПБС оформляет заявку на финансирование своих расходов, которая после проверки на соответствие указанной в них бюджетной классификации целевому характеру направления денежных средств становится бюджетным обязательством <**>.
Бюджет по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с ЕСБ в пользу физических и юридических лиц.
Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового управления Администрации области в случае невыполнения ПБС условий, на которых бюджетные средства должны быть выданы, или выявления факта нецелевого использования бюджетных средств.
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов.
3.3. Планирование бюджета
Бюджетополучатели составляют бюджетную заявку на предстоящий бюджетный год, исходя из определенных им заданий на предоставление государственных или муниципальных услуг и с учетом нормативов финансовых затрат (рис. 5). Заявка составляется в строго определенной форме по ведомственной, функциональной и экономической бюджетным классификациям с разбивкой по кварталам.
Эту заявку бюджетополучатели представляют своему распорядителю, который проверяет ее и в случае необходимости требует внести в нее коррективы. Вносятся также изменения, связанные с прогнозом суммы бюджетных ассигнований.
После согласования бюджетных заявок всех своих подведомственных учреждений распорядитель консолидирует находящуюся в них информацию и составляет сводную бюджетную заявку. Таким образом, сводная бюджетная заявка отражает объективную согласованную потребность данного распорядителя и его подведомственных учреждений в бюджетных средствах.
Далее сводная бюджетная заявка поступает к главному распорядителю бюджетных средств, где проходит стадию согласования и в случае необходимости возвращается распорядителю на доработку. Доработка заключается в уточнении показателей бюджетных заявок конечных бюджетополучателей. Уточненная сводная заявка снова проходит стадию согласования у главного распорядителя бюджетных средств. Подобная работа проводится главным распорядителем со всеми своими подотчетными распорядителями до тех пор, пока не будет достигнута установленная прогнозом сумма предстоящего в следующем году финансирования. Результатом этого итерационного процесса становится сводная бюджетная заявка главного распорядителя, полученная консолидацией заявок всех его распорядителей и бюджетополучателей. На этом этапе формируется полностью обоснованная сводная заявка, каждый показатель которой отражает конкретную потребность в бюджетных финансах.
Сводные бюджетные заявки главных распорядителей и других прямых получателей бюджетных средств представляются в бюджетный отдел финансового управления Администрации области, который формирует из них расходную часть проекта бюджета.
Показатели доходной и расходной частей сводятся, уточняются источники финансирования дефицита бюджета. В случае необходимости показатели корректируются (при этом раскручиваются все изменения до последнего бюджетополучателя). В результате получаются 2 важных документа: проект бюджетной росписи и, как обобщающий его документ, проект бюджета.
Проект бюджета выносится на утверждение Государственной Думы Астраханской области. После утверждения закона о бюджете на предстоящий (или текущий, если закон принимается уже после начала бюджетного года) год все изменения, внесенные в него в процессе утверждения, находят свое отражение в бюджетной росписи, которая составляется по имеющемуся в распоряжении проекту.
Полагающиеся по принятому закону о бюджете суммы предстоящего бюджетного финансирования доводятся до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях.

Рис. 5. Планирование бюджета при казначейском исполнении.

   -------------T--------------------------------------------------------T-------------¬

¦ ¦ ¦ ¦
\/ \/ \/ ¦
   -----T-----------¬  
   --------¬ 
   --------¬                
   -----T-------------¬     
   ---------¬         ¦

¦ НБ ¦ Налоговая ¦ ¦ РБС ¦ ¦ ПБС +--Бюджетные--¬ ¦ НС ¦ Нормативные ¦ ¦ ГРБС ¦ ¦
¦ ¦ база ¦ L---T---- L-------- заявки ¦ ¦ ¦ справочники ¦ L----T---- ¦
L----+--T--------- ¦ /\ \/ L----+------T------- ¦ ¦
¦ Изменения ¦
   --------------¬    Отраслевые                ¦             ¦

Алгоритмы ¦ ¦ ¦ П2 ¦ нормативы Изменения ¦
¦ ¦ Замечания---+-------------+ ¦ ¦ ¦
\/ L----------------------->¦ Уточнение ¦<--------- ¦ ¦
   ---------------¬                                    ¦ показателей ¦<------------------------------             ¦

¦ П1 ¦
   ---------->+-------------+   Согласованные                            ¦

+--------------+ Планируемые ¦ ¦ РБС, ГРБС +---- показатели --------¬ ¦
¦ Планирование +--- показатели---¬ Ограничения L-------------- ¦ ¦
¦ доходов ¦ ¦ ¦ /\ \/ ¦
+--------------+ ¦ ¦ ¦
   -----T---------------¬    Уведомление

¦ ФУ ¦ \/ ¦ L-- Изменения--+ КЗ ¦ Консолидиро- ¦ о бюджетных
L---------------
   -----T-------+--¬                                  ¦    ¦ ванные заявки ¦   ассигнованиях

¦ ПД ¦ Прогноз +---- Ограничения-¬ L----+--T------------- ¦
¦ ¦ доходов ¦ ¦ ¦ /\ ¦
L----+----------- ¦ Согласованные ¦ ¦
¦ показатели ¦ ¦
   ---------------¬                ¦         ¦             ¦

¦ П3 ¦ ¦ ¦ ¦
   ----- Согласованные ------+--------------+<----------------         ¦             ¦

¦ показатели ¦ Формирование ¦ ¦ ¦
¦ - Уточнения ----->¦ проекта +--------- Изменения ------- ¦
\/ ¦ ¦ бюджета ¦ ¦
   -----T---+--------------¬  +--------------+<-------------¬                         ¦

¦ ПР ¦ Проект бюджетной ¦ ¦ ФУ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ росписи ¦ L-----------T--- Бюджетные ¦
L-T--+------------------- ¦ заявки ¦
¦ /\ Замечания ¦ ¦
Согласованный L--Уточнения---¬ ¦
   -------+------¬                  ¦

документ ¦ L--------->¦ Прямые ¦ ¦
¦
   ---------+--------¬           ¦ получатели  ¦                  ¦

¦ ¦ П4 ¦ L-------------- ¦
L---------------->+-----------------+ ¦
¦ Утверждение ¦ ¦
   -----T----------¬                     ¦     бюджета     ¦        
   -----T-------------¬             ¦

¦ Б ¦ Бюджет ¦<---- Закон ---------+-----------------+- Закон -->¦ БР ¦ Бюджетная ¦ ¦
L----+----------- ¦ Законодательное ¦ ¦ ¦ роспись +--------------

¦ собрание ¦ L--T-+----------T---

L------------------ ¦ ¦
¦ ¦
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ¦ ¦
   ----------------------------------------------------------------------------+------------+-----------------

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ¦ ¦
¦ ¦
   -----T-------------¬                                           Квартальные       ¦

¦ ПД ¦ Прогноз +-------¬ показатели ¦
¦ ¦ доходов ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-T------------ Прогноз
   ---------------¬                  ¦            ¦

¦ на месяц ¦ П5 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +--------------+ ¦ ¦
¦ L----->¦ Формирование ¦ ¦ ¦
¦ ¦ "лимитов" ¦ ¦ Квартальные
¦
   --- Плановые -----+--------------+<------------------       показатели

¦ ¦ показатели ¦ ФУ ¦ ¦
Прогноз ¦ L--------------- ¦
на месяц ¦ ¦
¦ \/
   ---------------¬      ¦

¦
   ----T------------------¬        Плановые       ¦      П6      ¦      ¦

¦ ¦ Л ¦ Лимиты бюджетных ¦<----- показатели -----+--------------+ ¦
¦ ¦ ¦ обязательств ¦ ¦ Формирование ¦ ¦
¦ L---+-T----T----T------- ¦ "лимитов" по ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зарплате ¦ ¦
L----------+----+----+----------------------------->+--------------+<------

Уведомление о лимите ¦ ФУ ¦
   --- бюджетных обязательств --¬                     L---------------

¦ ¦ ¦
\/ \/ \/
   ---------¬   
   --------¬  
   --------¬

¦ ГРБС ¦ ¦ РБС ¦ ¦ ПБС ¦
L--------- L-------- L--------


Перед началом каждого месяца главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств сообщают о предельных суммах расходования бюджетных средств в предстоящем месяце в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств, которое является основанием для заключения ими необходимых договоров. Лимиты составляются исходя из прогноза поступления доходов в предстоящем месяце.
3.4. Исполнение бюджета по доходам
При казначейском исполнении бюджета по доходам предусматривается решение четырех основных задач (рис. 6):
1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета. Данная задача полностью передана в ведение управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области, которое оприходует поступившие в бюджет Астраханской области доходы, классифицирует их и переводит на счета финансового управления Администрации области вместе с информацией о принадлежности той или иной суммы к определенному коду бюджетной классификации.

Рис. 6. Казначейское исполнение бюджета по доходам.

   ---------------------¬      Трансферты,                            
   ------T--------------------¬
   -----T----------------------¬

¦ Федеральный бюджет +------ субсидии --------¬ ¦ КДС ¦ Классифицированные ¦ ¦ РН ¦ Реестр ¦
L--------------------- и т.д. ¦ ¦ ¦ денежные средства ¦ ¦ ¦ налогоплательщиков ¦
¦ L-----+-------------T------- L----+-----------------------

\/ /\ ¦ /\
   ----------------¬                      ¦        Доходы                         ¦

¦ Д1 ¦ Классифицированные ¦ бюджета ¦
+---------------+------ доходы --------- ¦ ¦
¦ Классификация ¦ ¦ ¦
   --------------------------->¦  поступивших  ¦                                  ¦                           ¦

¦ ¦ средств ¦ ¦ ¦
Налоговые +---------------+ \/ ¦
платежи ¦ УФК ¦
   ---------------¬                    ¦

¦ L---------------- ¦ Д2 ¦ Реестр ¦
¦ /\ +--------------+------ поступлений---

¦ ¦ ---------------- Предстоящие ---------+ Перечисление ¦
   -----------+--------¬    Неналоговые     ¦  ¦                поступления          ¦   бюджетных  ¦

¦ Налогоплательщики +--- поступления ----- ¦ ¦ средств ¦
L----------T--------- ¦
   ----- Реестр --+--------------+------- Доходы------¬

¦ ¦ ¦ поступлений¦ УФК ¦ бюджета ¦
¦ ¦ ¦ L--------------- ¦
¦ \/ \/ \/
¦
   ----T-------------¬   
   -----T-------------¬             
   -----T-------------------¬

¦ ¦ У ¦ Уведомления ¦ ¦ КД ¦ Реестры УФК ¦ ¦ ДС ¦ Денежные средства ¦
¦ L---+-------------- L----+-T------------ ¦ ¦ бюджета ¦
¦ ¦ L----+-----T--------------

¦ Реестр ¦ /\
¦ поступлений
   ----------------¬   Банковская выписка, ¦

¦ ¦ ¦ Д3 ¦ первичные ¦
¦ L---------->+---------------+ документы ¦
¦ ¦ Оприходование ¦ ¦ ¦
¦
   -----T----------------¬<------- Классифицированные ---+   бюджетных   ¦<----------+           ¦

¦ ¦ ДБ ¦ Доходы бюджета ¦<------------- доходы --¬ ¦ средств ¦ ¦ ¦
¦ L----+------T---------- ¦ +---------------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ФУ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L---------------- ¦ ¦
¦ Классифицированные ¦ ¦ ¦
¦ доходы
   ---------------¬      ¦   
   ----------------¬           ¦           ¦

¦ ¦ ¦ Д4 ¦ ¦ ¦ Д5 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +--------------+ ¦ +---------------+ ¦ ¦
¦ L----------->¦ Формирование ¦ L------+ Классификация ¦<----------- ¦
¦ ¦ отчетности ¦ ¦ доходов ¦ ¦
¦ +--------------+ +---------------+ ¦
¦ ¦ ФУ ¦ ¦ ФУ ¦ ¦
¦ L--------------- L---------------- ¦
¦ ¦
L-------------------------------------------- Доходы бюджета ------------------------------------------------


Кроме этого, необходимо получать из управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области полную информацию о налогоплательщиках, заплативших налоги в бюджет. Это позволит вести целенаправленную работу с налогоплательщиками, направленную на увеличение поступлений денежных средств в бюджет и при планировании инвестиционной политики.
2. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов. В соответствии с действующим законодательством все операции по расщеплению регулирующих доходов осуществляются в управлении федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области.
3. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Поскольку все доходы бюджета поступают сейчас на счета управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области, то и возврат денежных средств выполняется там же.
4. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Данная задача в настоящее время решена.
3.5. Исполнение бюджета по расходам
Казначейское исполнение бюджета по расходам осуществляется строго в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. Оперативным планом при этом являются лимиты бюджетных обязательств, составляемые на 1 месяц. Остатки лимитов, не исполненные в течение месяца, автоматически переходят на следующий месяц и подлежат исполнению в общем порядке.
Существующие расчетные счета всех распорядителей и получателей бюджетных средств закрываются, а вместо них на счете финансового управления Администрации области открываются лицевые счета, на которые производится финансирование и с которых оплачиваются все подтвержденные бюджетные обязательства.
Лицевые счета открываются в едином учетном регистре финансового управления Администрации области для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. На лицевом счете отражаются объем бюджетных ассигнований, выделенных владельцу счета на год, лимиты бюджетных обязательств, сумма бюджетных обязательств (в том числе находящиеся на картотеке), сумма финансирования (кассовых расходов). Вся информация ведется с учетом бюджетной классификации.
Для формирования бюджетных обязательств бюджетополучатели представляют в финансовое управление заявки на финансирование (получение наличных средств) и документы, подтверждающие получение товара (оказание услуг, проведение работ). На заявке на финансирование полностью указывается бюджетная классификация, в соответствии с которой будет осуществлено расходование бюджетных средств.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджета являются:
- составление и утверждение бюджетной росписи, осуществляемые на стадии планирования бюджета;
- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. При казначейском исполнении бюджета финансирование бюджетополучателей и кассовый расход бюджетных средств совпадают по времени.

Рис. 6. Казначейское исполнение бюджета по расходам.

   --------¬

¦ ПБС +----- Заявка -------¬
L-------- \/
   -------¬          
   ----T------------------¬       /\          
   -----T----------------¬

¦ ГРБС ¦ ¦ Л ¦ Лимиты бюджетных ¦ L--- Статус -- ¦ ЗФ ¦ Заявки на ¦
L---T--- ¦ ¦ обязательств ¦ ¦ ¦ финансирование ¦
¦ L---+------------------- L----+----------T------

¦ /\ /\ ¦
L-- Приоритет---¬ ¦ ¦ ¦
¦ L--- Изменение ¬ - Отвергнуто -- ¦
\/ ¦ ¦ Заявка
   -----T---------------¬             ¦           ¦                      ¦

Реестр ¦ БО ¦ Бюджетные ¦
   ----+-----------+--¬                   ¦

   ---- бюджетных ------+    ¦ обязательства ¦         ¦        Р2        ¦                   ¦

¦ обязательств L----+---------------- +------------------+<-------------------

¦ /\ /\ ¦ Санкционирование ¦<------------¬
¦ ¦ L--- Принято ---+------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ФУ ¦ Состояние
¦ ¦ L------------------- договора
¦ Информация о ¦ ¦
¦ --- наличии
   ----¬    ¦                         
   --------¬          
   -----T+----------¬

¦ ¦денежных средств ¦ L------- Приоритет ----------+ РБС ¦ ¦ РЕ ¦ Реестр ¦
¦ ¦ ¦ L-------- ¦ ¦ договоров ¦
¦ ¦
   ----+T-------------------¬                                  L----+------------

\/ \/ ¦ ДС ¦ Денежные средства ¦
   --------------¬     ¦    ¦      бюджета      ¦

¦ Р1 ¦ L----+----T---------------
   -----------Исполнение------¬

+-------------+ ¦ ¦ ¦
¦ Подготовка ¦ Денежные
   ---------+-------¬                  ¦

¦ предложений ¦ средства ¦ Р3 ¦ \/
+-------------+ ¦ +----------------+
   -----T-------------¬

¦ ФУ ¦ L--------------------->¦ Финансирование ¦ ¦ БР ¦ Бюджетная ¦
L-----T--------
   -------------¬     Решение о     +----------------+      ¦    ¦   роспись   ¦

¦ -->¦ Руководство+- финансировании ->¦ ФУ ¦ L----+--------------

¦ ¦ L------------- L----------T------

Распоряжение на ¦ /\ ¦
финансирование ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Реестр ¦ ¦
¦ Нужды
   --------- финансирования----------    Денежные

¦ бюджета ¦ средства
¦ ¦ ¦ ¦
\/ ¦ ¦ \/
   -----T--------+-----+--¬                            
   ------------¬

¦ РФ ¦ Распоряжение на ¦ ¦ Поставщик ¦
¦ ¦ финансирование ¦ L------------

L----+------------------


Финансирование осуществляется на основании реестра на финансирование, в котором перечисляются все платежи текущего дня с указанием бюджетной классификации и конечного получателя денежных средств.
При окончательном переходе на казначейское исполнение бюджета на счете управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Астраханской области открываются лицевые счета по предпринимательской деятельности, которые будут работать аналогично основным лицевым счетам.
Прочие бюджетные операции, осуществляемые в настоящее время при исполнении бюджета по расходам, мало отличаются от проводимых при казначейской системе.

4. Этапы перехода на казначейское
исполнение областного бюджета

4.1. Основные мероприятия
Существующий процесс исполнения бюджета Астраханской области должен быть существенным образом доработан с точки зрения соблюдения основополагающих принципов казначейского исполнения.
В соответствии с принципом единства бюджетной системы необходимо:
- привести в соответствие нормативно - правовую базу;
- разработать и утвердить необходимые нормативы, положения и инструкции, регламентирующие казначейское исполнение бюджета, действия участников бюджетного процесса и сотрудников финансовых органов;
- разработать, утвердить и внедрить единые регламенты исполнения бюджета по казначейскому принципу на всех уровнях областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области;
- принять единые стандарты внутреннего документооборота (виды документов, маршруты их движения, технология обработки, ответственные сотрудники и т.д.) на всех стадиях исполнения бюджета, включая планирование и последующий контроль;
- провести ревизию принятой системы отчетности всех уровней бюджета и скорректировать ее в соответствии с требованиями казначейской системы.
В соответствии с принципом разграничения доходов и расходов:
- произвести ревизию доходной базы и источников ее формирования;
- провести анализ делегированных полномочий на предмет их целевого использования;
- при разработке проекта бюджета тщательно обосновывать и учитывать взаимные расчеты с бюджетами других уровней (по доходам - с вышестоящим, по расходам - с нижестоящим).
В соответствии с принципом самостоятельности бюджета:
- перевести исполнение всех бюджетов Астраханской области на казначейский принцип;
- провести реструктуризацию организационно - штатной структуры финансового управления Администрации области и органов исполнительной власти муниципальных образований, расположенных на территории Астраханской области, в соответствии с потребностями казначейского исполнения бюджетов; организовать в каждом финоргане отдел казначейского исполнения бюджета;
- организовать оперативный контроль за исполнением бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории Астраханской области и за целевым расходованием выделяемых им средств.
В соответствии с принципом сбалансированности бюджета:
- организовать строгий контроль при составлении, утверждении и исполнении бюджета за соответствием объема предстоящих расходов суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета;
- повышенное внимание уделять минимизации размера дефицита бюджета.
В соответствии с принципом эффективности и экономности использования бюджетных средств:
- при планировании бюджета повышенное внимание уделять обоснованности составления бюджетных смет, соответствию их отраслевым нормативам;
- организовать работу по определению направления наиболее эффективного использования бюджетных средств;
- широко проводить государственные тендеры и конкурсы среди потенциальных подрядчиков на получение наиболее выгодных условий на поставку товаров (оказание услуг);
- в целях сокращения бюджетного дефицита всячески использовать централизованные расчеты и закупки;
- с целью экономии бюджетных средств развивать институт централизованных бухгалтерий.
В соответствии с принципом (совокупного) покрытия расходов:
- в целях успешного выполнения бюджета области планировать расходы исходя из реальных сумм доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета; никакие конъюнктурные требования не могут быть оправданием для целенаправленного внесения дисбаланса в бюджет;
- не допускать на всех стадиях исполнения бюджета увязку поступающих доходов с определенными расходами бюджета (за исключением оговоренных законом случаев).
В соответствии с принципом гласности:
- сделать максимально открытым процесс исполнения бюджета;
- каждый бюджетополучатель, распорядитель и главный распорядитель бюджетных средств должен знать согласованные показатели бюджетных заявок (сводных бюджетных заявок) в любой момент планирования бюджета;
- после утверждения бюджета обязательно составляется бюджетная роспись на год, а по мере исполнения бюджета - лимиты бюджетных обязательств на месяц; уведомления об этом доводятся до ПБС в обязательном порядке;
- каждое сокращение планируемых расходов должно оперативно доводиться до бюджетополучателя с указанием причины этого сокращения;
- каждый бюджетополучатель, распорядитель и главный распорядитель бюджетных средств должен знать утвержденные для него бюджетом суммы бюджетных ассигнований на год с разбивкой по кварталам;
- каждый бюджетополучатель, распорядитель и главный распорядитель бюджетных средств должен знать назначенные ему на предстоящий месяц лимиты бюджетных обязательств.
В соответствии с принципом достоверности бюджета:
- обязательно формировать показатели прогноза социально - экономического развития Астраханской области с указанием приоритетных направлений развития экономики;
- при планировании бюджета использовать проверенные алгоритмы расчета прогноза доходов;
- расходная часть бюджета должна формироваться из реальных бюджетных заявок ПБС; любая цифра, попадающая в проект бюджета, должна иметь конкретное обоснование, детализированное до конечного бюджетополучателя.
В соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств:
- должна быть проведена ревизия бюджетной сети, обоснована необходимость и цель получения бюджетных средств бюджетополучателями;
- все показатели бюджета должны иметь адресное и целевое назначение, избегать в тексте бюджета формулировок "в том числе", создающих впечатление безадресности оставшейся части.
4.2. 1-й этап перехода на казначейское исполнение бюджета
На 1-м этапе осуществляется перевод на казначейскую систему процесса планирования бюджета. С этой целью планируются следующие мероприятия:
- разрабатываются и утверждаются необходимые законодательно - нормативные документы, должностные инструкции, положения об отделах;
- проводится ревизия бюджетной сети. Результатом этой работы является полный перечень прямых получателей, главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств с указанием их кодов ИНН, взаимной подчиненности, наличие счетов в кредитных и банковских учреждениях (остатки, обороты, движение документов по этим счетам), предполагаемый объем финансирования в 2003 году;
- разрабатывается и утверждается регламент составления и согласования бюджетных заявок;
- принимается решение об обязательном составлении бюджетной заявки на 2003 год всеми получателями бюджетных средств (ПБС) с указанием ведомственной, функциональной, экономической, бюджетной классификаций в строгом соответствии с отраслевыми нормативами;
- разрабатываются и утверждаются бумажная и электронная формы представления бюджетной заявки вышестоящему распорядителю и в финансовое управление Администрации области;
- для автоматизации процесса планирования бюджетной росписи в финансовом управлении Администрации области, у главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств устанавливается специализированное программное обеспечение, позволяющее всем участникам процесса согласования параметров формируемой бюджетной росписи, сводных бюджетных заявок и бюджетных заявок ПБС иметь у себя объективное состояние этих документов с указанием размера рассогласования или остатка нераспределенных средств;
- сформированные бюджетные заявки предоставляются на согласование в бумажной и электронной формах. После загрузки электронной формы на бумажном носителе ставится отметка о приеме документа. После окончательного согласования показателей бюджетной заявки на бумажном носителе ставится отметка о согласовании документа в целом;
- распорядители принимают заявки у своих подведомственных учреждений, главные распорядители принимают заявки у подведомственных распорядителей и бюджетополучателей, находящихся в их непосредственном подчинении, финансовое управление Администрации области принимает заявки от всех прямых получателей бюджетных средств;
- проект бюджета формируется исходя из имеющихся согласованных бюджетных заявок от всей бюджетной сети;
- после принятия закона о бюджете формируется бюджетная роспись; уведомлениями о бюджетных ассигнованиях до бюджетополучателей доводятся суммы бюджетного финансирования на 2003 бюджетный год;
- ежемесячно, исходя из прогноза поступления доходов предстоящего месяца, составляются лимиты бюджетных обязательств с указанием ведомственной, функциональной, экономической, бюджетной классификаций, которые доводятся до бюджетополучателей уведомлением.
Результатом этого этапа является наличие у бюджетополучателей полного набора документов, подтверждающих обязательства бюджета провести ассигнования в течение года и на предстоящий месяц конкретно. Исходя из этих документов, бюджетополучатель может строить свою повседневную деятельность.
4.3. 2-й этап перехода на казначейское исполнение бюджета
На этом этапе осуществляется постепенный переход к тотальному предварительному контролю расходования бюджетных средств:
- выпускается постановление Главы Администрации области о контроле договорной деятельности всех получателей бюджетных средств;
- переход осуществляется постепенно: сначала проверяются только крупные договоры, затем суммовая планка постепенно опускается;
- в финансовом управлении Администрации области организуется договорной отдел, в функции которого входит контроль всех заключаемых договоров на соответствие выделенным бюджетным ассигнованиям, проведение единой ценовой политики, проверки обоснованности выставленных требований к бюджету, организация и проведение тендеров и конкурсов среди поставщиков товаров (услуг) на лучшие условия и качество предлагаемых товаров (услуг). В отделе должна вестись единая база цен и реестр поставщиков;
- к работе в договорном отделе привлекаются сотрудники департаментов, занятые в настоящее время аналогичной работой;
- все бюджетополучатели, прежде чем приступить к выполнению договора, должны пройти экспертизу в договорном отделе и получить разрешающую подпись. Регистрации подлежат также и другие документы (счета), подтверждающие выполнение работ, оказание услуг;
- для облегчения работы сотрудников договорного отдела в финансовом управлении Администрации области и райфинотделах ставится программное обеспечение, позволяющее вести работу со всеми договорами в единой базе.
В результате этого этапа на территории Астраханской области формируется система предварительного казначейского контроля расходования бюджетных средств, позволяющая значительно уменьшить возможность нецелевого использования.
4.4. 3-й этап перехода на казначейское исполнение бюджета
На этом этапе осуществляется перевод бюджетополучателей на лицевые счета, открытые на счете финансового управления Администрации Астраханской области:
- выпускается распоряжение Главы Администрации Астраханской области о переводе бюджетополучателей на обслуживание через лицевые счета в финансовое управление Администрации области;
- в структуре финансового управления области создается казначейский отдел, функции которого заключаются во взаимодействии с клиентами: прием от них заявок, чеков на выдачу наличных, выдача им выписок с лицевого счета, доведение до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях и уведомлений о лимите бюджетных обязательств, прием различного рода отчетности. Казначейский отдел является своего рода фронт - офисом в отличие от бухгалтерии, которая является бэк - офисом и с клиентами не контактирует;
- сначала на казначейское обслуживание переводится один департамент Администрации области (здравоохранения). Для этого он закрывает свои бюджетные счета, открытые в банковских и кредитных учреждениях, и открывает лицевой счет в финансовом управлении Администрации области. Об этом уведомляется соответствующая налоговая инспекция;
- департамент осуществляет функции планирования (бюджетная роспись, лимиты, очередность исполнения заявок на финансирование) и контроля (через договорный отдел, через отчетность);
- финансирование осуществляется со счета финансового управления Администрации области непосредственно на счета поставщиков товаров (услуг);
- бюджетополучатели начинают работать через финансовое управление Администрации области для оплаты своих счетов и получения наличных денежных средств. По окончании отчетного периода формируется необходимая финансовая и бухгалтерская отчетность;
- составляется график постепенного перехода всех бюджетополучателей на казначейское исполнение бюджета;
- в связи с большой территориальной разобщенностью всех бюджетополучателей Астраханской области на базе райфинотделов организуются филиалы казначейского отдела;
- для обслуживания всех клиентов и составления необходимой отчетности в условиях казначейского исполнения бюджета в финансовом управлении Администрации области, у главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств устанавливается заказное программное обеспечение;
- финансовое управление Администрации области ведет учет финансирования (которое совпадает с кассовым расходом) по лицевым счетам всех главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
В результате этого этапа в Астраханской области формируется казначейская система исполнения бюджета через лицевые счета.
4.5. 4-й этап перехода на казначейское исполнение бюджета
На этом этапе на казначейскую систему исполнения бюджета переводятся все оставшиеся части бюджета:
- учет предпринимательской деятельности. Средства от предпринимательской деятельности проходят транзитом через счета казначейства и попадают на расчетные счета бюджетополучателей, открытые ими в банковских и кредитных учреждениях;
- исполнение бюджета по внебюджетным средствам (предпринимательской деятельности). Попадают на лицевые счета по предпринимательской деятельности, открытые бюджетополучателям в финансовом управлении Администрации области, откуда происходит оплата услуг (товаров) поставщикам и выдача заработной платы в соответствии с утвержденным бюджетом и лимитами по внебюджетным средствам. Предполагается наличие бюджетной росписи по внебюджетным средствам, которая формируется аналогично бюджетным средствам;
- выдача ссуд и кредитов бюджетным учреждениям и другим организациям;
- проведение взаиморасчетов с вышестоящим и нижестоящими бюджетами;
- перевод бюджетов всех муниципальных образований, расположенных на территории Астраханской области, на казначейскую систему исполнения. Открытие всем муниципальным образованиям лицевых счетов для исполнения бюджета;
- прочие мероприятия.
Предполагается, что по окончании этого этапа на территории Астраханской области будет сформирована единая бюджетная инфраструктура, позволяющая прозрачно осуществлять исполнение бюджета на любом уровне.

5. Глоссарий

Блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств (Бюджетный кодекс РФ, ст. 231, п. 1).
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (Бюджетный кодекс РФ, ст. 6).
Бюджетная классификация Российской Федерации - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ, ст. 18).
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ, ст. 6).
Бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование бюджетных средств, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (Бюджетный кодекс РФ, ст. 222).
Бюджетное учреждение - организация, созданная органом государственной власти Российской Федерации для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов.
Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (Бюджетный кодекс РФ, ст. 6).
Единый счет бюджета (ЕСБ) - бюджетный (расчетный) счет, открытый казначейством или другим органом, уполномоченным исполнять бюджет, в уполномоченном банке (расчетном центре), на который зачисляются все поступающие доходы бюджета, привлекаются и погашаются источники финансирования дефицита бюджета и осуществляются все расходы бюджета.
Кассовый расход - операция по списанию средств со счета казначейства в оплату принятых в установленном порядке получателем средств денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета.
Клиент - распорядитель или получатель бюджетных средств, которым в установленном порядке открыт в казначействе соответствующий лицевой счет.
Лимит бюджетных обязательств (лимит) - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяца (Бюджетный кодекс РФ, ст. 223, п. 1). Лимиты утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств (Бюджетный кодекс РФ, ст. 223, п. 2).
Лимит бюджетных обязательств - предельный объем прав получателя бюджетных средств на принятие им денежных обязательств в финансовом году, оплачиваемых за счет средств бюджета.
Лицевой бюджетный счет (ЛБС) - регистр аналитического учета казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств и органами казначейства.
Объем финансирования расходов - объем прав получателя средств бюджета на оплату принятых в установленном порядке денежных и иных обязательств за счет средств бюджета, в пределах которых казначейство осуществляет кассовые расходы по поручению получателя бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (ПБС) - бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (Бюджетный кодекс РФ, ст. 162).
Принцип единства кассы - предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета (Бюджетный кодекс РФ, ст. 216).
Распорядитель бюджетных средств (РБС) - орган власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Функции РБС:
- составление бюджетной росписи;
- распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;
- доведение лимитов бюджетных обязательств до органа, исполняющего бюджет;
- определение задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств (Бюджетный кодекс РФ, ст. 159).
Смета доходов и расходов (смета) - документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

   --------------------------------

<*> Бюджетная заявка представляет собой проект сметы расходов и доходов бюджетных учреждений.
<**> Бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru