Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Астраханского областного суда от 14.05.2004
<О признании постановления Губернатора Астраханской области от 08.07.03 № 318 "О минимальном размере месячных выплат опекунам (попечителям)" недействующим и не подлежащим применению>

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 23, 03.06.2004






АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2004 года

Именем Российской Федерации

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего - Маштачковой Л.Ф.
при секретаре - Айназаровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-62/04 по заявлению прокурора Астраханской области о признании Постановления Губернатора Астраханской области от 08.07.03 № 318 "О минимальном размере месячных выплат опекунам (попечителям)" недействующим и не подлежащим применению,

установил:

Прокурор Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании Постановления Губернатора Астраханской области от 08.07.03 № 318 "О минимальном размере ежемесячных выплат опекунам (попечителям)" не действующим и не подлежащим применению ввиду противоречия его федеральному законодательству, указав в обоснование своих требований, что установленный данным Постановлением минимальный размер выплат опекунам (попечителям) с 01.01.04 средств на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь в сумме 1775 рублей в месяц на одного ребенка определен в нарушение норм федерального законодательства, предусматривающего определение размера таких выплат исходя из установленных Постановлением Правительства от 20.06.92 № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием по фактическим ценам данного региона.
Согласно представленному комитетом по делам семьи, детства и молодежи Администрации Астраханской области расчету денежных средств, необходимых на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подлежащая выплате сумма определена в размере 2863 рубля.
Несоответствие установленного оспариваемым постановлением размера пособия вышеуказанным нормам следует из содержания самого постановления, пунктом 2 которого предлагается органам местного самоуправления Астраханской области производить за счет средств местных бюджетов доплаты к установленному минимальному размеру выплат опекунам (попечителям) денежных средств, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам.
Представитель прокуратуры Астраханской области - Шафеева Ф.А. заявление поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным выше.
Представитель третьего лица - Управления Министерства юстиции РФ по Астраханской области - Липович В.Л. поддержал доводы заявителя и просил заявление удовлетворить, дав аналогичные пояснения.
Представитель Администрации Астраханской области - Пивоварова М.В. требования прокурора не признала, пояснив, что размер пособия, установленный оспариваемым прокурором постановлением Губернатора, определен в соответствии с нормами федерального законодательства по данным государственного комитета статистики по Астраханской области. Представленный комитетом по делам семьи, детства и молодежи Администрации Астраханской области расчет денежных средств, необходимых на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством), не может быть принят во внимание как составленный некомпетентным органом.
Представитель третьего лица - комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Астраханской области - Колбаева Х.А. требования прокурора просила оставить без удовлетворения по тем основаниям, что расчет денежных средств, необходимых на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством), согласно которому к выплате была определена сумма 2863 рубля, был предварительным, составлен на основании расчетов Астраханского педагогического колледжа. Указанная в расчете сумма при проверке ее обоснованности финансовым управлением была уточнена с учетом цен региона. Полагает, что оспариваемое постановление соответствует нормам федерального законодательства.
Выслушав стороны, третьих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
Статьей 8 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг и определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.
В соответствии со статьей 16 названного Закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты.
Согласно положениям, содержащимся в статьях 4, 5 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами федерального законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.99 № 199, денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Как следует из пояснений представителя комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Астраханской области, указанная комитетом в бюджетной заявке на 2003 год сумма 2863 рубля, подлежащая выплате опекунам (попечителям) на содержание одного ребенка, была определена на основании расчетов, произведенных Астраханским педагогическим колледжем.
Из представленных суду документов, подтверждающих расчет, составленный указанным выше учебным заведением, следует, что расчет компенсации денежных средств, необходимых на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством), произведен на основании среднерыночных цен, сложившихся на Астраханском региональном рынке в январе 2002 года, и установленных федеральным законодательством натуральных норм (л.д. 19, 20), т.е. в соответствии с нормами данного законодательства.
В подтверждение доводов о законности оспариваемого постановления в части определения размера ежемесячных выплат опекунам (попечителям) Администрацией Астраханской области представлено письмо департамента экономического развития Астраханской области от 13.05.04, из содержания которого следует, что размер выплат в сумме 1775 рублей определен по данным Государственного комитета статистики по Астраханской области о среднедушевом доходе и расходе на душу населения в среднем в месяц в 1 квартале 2003 года, основанных на материалах обследования бюджетов домашних хозяйств Астраханской области за указанный период.
Оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о незаконности установления оспариваемым Постановлением Губернатора Астраханской области № 318 от 08.07.03 размера ежемесячного пособия на одного ребенка в сумме 1775 рублей, поскольку данный размер выплат денежных средств, необходимых на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством), определен в нарушение указанных выше норм федерального законодательства, обязывающего при определении данного размера исходить из установленных федеральным законодательством натуральных норм и фактических цен региона.
Несоответствие установленного оспариваемым постановлением размера пособия вышеуказанным нормам следует из содержания и самого постановления, пунктом вторым которого рекомендовано органам местного самоуправления Астраханской области производить за счет средств местных бюджетов доплаты к установленному минимальному размеру выплат опекунам (попечителям) денежных средств, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам.
Доводы представителя Администрации Астраханской области о том, что содержащееся в постановлении положение о доплате органами местного самоуправления денежных средств к установленному пунктом 1 постановления размеру выплат опекунам (попечителям), нельзя расценивать как доказательство недостаточности данных средств, поскольку данное положение фактически содержит рекомендации указанным органам производить дополнительные выплаты к установленной сумме при наличии средств в бюджетах муниципальных образований, суд находит несостоятельными, т.к. из буквального смысла содержания постановления следует, что органам местного самоуправления рекомендовано производить доплаты до размера пособия, определенного исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, из чего следует, что размер пособия, установленный постановлением, ниже размера, определяемого в соответствии с нормами федерального законодательства.
Доводы представителя Администрации Астраханской области и комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Астраханской области о том, что сумма 2863 рубля не может быть принята во внимание судом, поскольку данный расчет составлен некомпетентным органом, суд находит несостоятельными, т.к. из ответов Администрации Астраханской области, адресованных прокурору и первому заместителю прокурора Астраханской области от 04.10.02 № 11-06 и 27.05.02 № 01-02-2884, следует, что в компетенцию комитета по делам семьи, детства и молодежи входит составление расчета пособия. Расчет пособия в указанной сумме был представлен комитетом в бюджетной заявке на 2003 год в финансовое управление Администрации области (л.д. 8, л.д. 13-14 гр. дело № 3-97-03).
Доводы представителя Администрации Астраханской области о невозможности применения к данным правоотношениям Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по тем основаниям, что им регулируются правоотношения по предоставлению указанной выше категории лиц дополнительных гарантий во время получения ими очного профессионального образования, несостоятельны, т.к. в соответствии с нормами Федеральных Законов "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (статья 8) и "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (статья 4) меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах основных показателей качества жизни детей, которые включают в себя в том числе и установленный минимальный объем социальных услуг по гарантированному, общедоступному, бесплатному начальному общему, основному общему, среднему общему образованию, начальному профессиональному, среднему профессиональному и высшему профессиональному образованию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Астраханской области удовлетворить.
Признать Постановление Губернатора Астраханской области от 08.07.03 № 318 "О минимальном размере ежемесячных выплат опекунам (попечителям)" недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Астраханские известия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Л.Ф.МАШТАЧКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru