Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение городского Совета города Астрахани от 20.05.2004 № 33
"Об утверждении городской целевой Программы "Охрана лесов от пожаров на 2005-2007 годы"

Официальная публикация в СМИ:
"Горожанин" (Плюс четыре), № 4, 11.06.2004 (приложения)






ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ГОРОДА АСТРАХАНИ

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. № 33

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА 2005-2007 ГОДЫ"

На основании Федерального закона "О пожарной безопасности", Лесного кодекса РФ, в соответствии с Решением постоянной комиссии по экономике и городскому хозяйству от 06.04.2004 № 15 городской Совет решил:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Охрана лесов от пожаров на 2005-2007 годы".
2. Пресс-секретарю городского Совета опубликовать данное Решение в газете "Горожанин".

Председатель городского Совета
И.А.БЕЗРУКАВНИКОВ





Утверждена
Решением городского Совета
от 20 мая 2004 г. № 33

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА 2005-2007 ГОДЫ"

Паспорт программы

Наименование Программы - городская целевая программа "Охрана лесов от
пожаров на 2005-2007 годы"

Основание для - Федеральный закон "О пожарной безопасности",
разработки Программы Лесной кодекс РФ

Заказчики Программы - администрация г. Астрахани

Цели и задачи Программы - повышение эффективности противопожарной
охраны лесного фонда и не входящих в лесной
фонд лесов путем осуществления комплекса
организационно-технических мер,
совершенствования экономической и правовой
базы, улучшения научно-технического
обеспечения охраны лесов

Основные мероприятия Программы - обеспечение оперативного обнаружения и
тушения лесных пожаров;
- проведение работ по профилактике лесных
пожаров и совершенствование противопожарной
пропаганды;
- устройство и уход за минерализованными
полосами;
- создание интегрированной системы мониторинга
лесных пожаров;
- создание пожарных дружин

Сроки реализации - 2005-2007 годы

Исполнитель Программы - муниципальное учреждение по охране,
воспроизводству и использованию лесов
г. Астрахани "Лесник"

Источники финансирования - местный бюджет (1065.0 тыс. руб.)

Ожидаемые и конечные - сокращение убытков, причиняемых лесными
результаты реализации Программы пожарами лесному хозяйству и экономике
города, предотвращение вреда, наносимого
пожарами биологическому разнообразию лесных
экосистем

Контроль за реализацией - комитет охраны окружающей среды и природных
Программы ресурсов администрации г. Астрахани

1. Содержание проблемы

Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", Лесным кодексом РФ.
Охраняемая от пожаров площадь лесного фонда составляет 531 га.
В условиях систематического дефицита финансирования лесного хозяйства лесные службы не могут обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов.
Мобилизация на борьбу с лесными пожарами сил и средств пожаротушения других ведомств, привлечение дополнительных финансовых средств на охрану лесов сдерживаются из-за отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и сроки мобилизации людских и материально-технических ресурсов, а также предоставление инвестиций на развитие лесопожарных служб, обеспечение правовой и социальной защищенности лиц, занимающихся организацией противопожарной охраны лесов.
Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществление целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной власти, организаций и предприятий лесного хозяйства, других заинтересованных организаций, позволяющих создать систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке.
Лесные пожары неизбежны, случаются они и в городских лесах, возникновение лесных пожаров происходит, как правило, по причине:
- несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу;
- проведения несанкционированного выжигания естественного травостоя;
- сжигания растительного и бытового мусора;
- нарушения правил пожарной безопасности сельхозпредприятиями в зонах, прилегающих к лесам.

2. Цели и задачи Программы

Целью настоящей Программы является повышение эффективности противопожарной охраны городского лесного фонда путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.
Специфичность данной проблемы в изменившихся социально-экономических условиях жизни города вызывает необходимость решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед службой охраны лесов от пожаров, а именно:
- создание материально-технической базы (снабжение горюче-смазочными материалами, наличие необходимого инвентаря и оборудования, ремонт и обслуживание техники и т.д.);
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирование деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с пожарами и осуществляющих противоправную деятельность.
Учитывая невозможность резкого увеличения капитальных вложений и текущих затрат, выделяемых на охрану лесов от пожаров, Программой предусматривается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем.
За период действия Программой предусматриваются следующие мероприятия:
- обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров;
- проведение материально-технического обеспечения;
- обеспечение надлежащего содержания сил и средств пожаротушения;
- проведение работ по профилактике лесных пожаров;
- создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров.
Комплекс мероприятий Программы, а также сроки и этапы их реализации указаны в приложении 1.
Для достижения этой цели необходимо:
- увеличить капитальные вложения для материально-технического обеспечения лесной охраны,
- обеспечить финансирование профилактических противопожарных мероприятий,
- разработать и внедрить комплекс организационно-технических мер для своевременного обнаружения и ликвидации лесных пожаров.

3. Организация борьбы с лесными пожарами

Программа предусматривает многоуровневый порядок управления охраной лесов от пожаров.
1. Формируется научно-техническая политика в охране лесов, определяются направления развития лесопожарных служб, обосновывается выбор оптимального уровня охраны и режимов работы лесопожарных служб при различных условиях их функционирования, распределяются ресурсы, выделяемые на охрану лесов от пожаров, координируется деятельность лесопожарных служб, а также решаются вопросы, требующие привлечения научных, технических и финансовых ресурсов, определяющих порядок и условия функционирования лесопожарных служб и жизнедеятельности их работников.
Также определяются виды и объемы противопожарных мероприятий, распределяются денежные средства, выделяемые на их выполнение, осуществляется перераспределение сил и средств пожаротушения.
2. Планируются виды и объемы противопожарных мероприятий, организуются работы по тушению лесных пожаров.
3. Конкретизируется место, время и объемы выполняемых видов противопожарных мероприятий, анализируется информация о пожарной опасности на территории лесного фонда, состоянии лесопожарных служб и принимаются меры по борьбе с лесными пожарами.
Обязательным условием выполнения Программы является создание системы мониторинга лесных пожаров для оценки состояния лесных культур и прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.

3.1. Мероприятия по предупреждению возникновения
лесных пожаров

Около 80 процентов пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека. Отечественный опыт показывает, что благодаря хорошо поставленной противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора можно уменьшить число загораний в лесу.
В учебных заведениях недостаточно учебных программ, учебных пособий, материалов по обучению приемам, формам и методам противопожарной пропаганды среди населения. В общественных организациях, деятельность которых связана с посещением лесов (общества охотников и рыболовов, туристов и др.), не ведется агитационно-разъяснительная работа по предупреждению лесных пожаров. Необходимо глубоко освещать лесопожарную проблему и формировать у населения бережное отношение к лесу. К разработке плакатов, аншлагов, витрин и других средств наглядной агитации необходимо привлекать специалистов по рекламе.
Особое внимание предполагается уделять совмещению традиционных и новых, современных способов ведения противопожарной пропаганды.
В условиях городских лесов, посещаемых многими тысячами горожан, особое значение приобретает организация природоохранной пропаганды и экологического образования населения, таких, как работа со средствами массовой информации, разработка памяток, листовок природоохранной тематики, работа со школьниками и студентами города, а именно:
- организация летних экологических отрядов;
- проведение лекций, бесед и уроков природы в школах;
- организация экологической тропы для школьников;
- привлечение студентов естественно-научных факультетов вузов Астрахани к сотрудничеству.
Программой предусмотрено изготовление и установление средств наглядной агитации (витрины, аншлаги), а также выпуск и распространение листовок, памяток, буклетов и другие мероприятия.
Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением пожарного надзора в лесном фонде путем активизации деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах юридическими и физическими лицами.
Вследствие большой посещаемости городских лесов, особенно в летний период, имеется повышенная опасность возникновения на их территории лесных пожаров. Поэтому вопросам противопожарной профилактики и организации службы тушения пожаров в этих условиях уделяется повышенное внимание.
В соответствии с пятибалльной шкалой классов пожарной опасности и принятой схемой типов леса средний класс антропогенной пожарной опасности в городских лесах составляет - 2. В связи с тем, что городские леса испытывают большую рекреационную нагрузку и являются наиболее пожароопасными, антропогенная пожарная опасность устанавливается на класс выше по сравнению с природной пожарной опасностью.
Для обеспечения решения поставленных задач Программа предусматривает осуществить:
- мероприятия по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров (установка аншлагов, организация выставок, агитпропаганда среди населения);
- организационно-технические мероприятия (устройство минерализованных полос, уход за ними, содержание дозорно-сторожевой службы);
- материально-техническое обеспечение лесной охраны;
- мероприятия по содержанию сил и средств пожаротушения в состоянии готовности.
Потребность в финансировании материально-технических средств из местного бюджета в 2005-2007 годах представлена в таблице № 4 к городской целевой программе "Лесовосстановление городских лесов на 2005-2007 годы".

3.2. Мероприятия по предупреждению распространения
лесных пожаров

Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опушек и противопожарных канав.
Программа предусматривает создание таких барьеров в лесах, вдоль железных и автомобильных дорог, в зонах отдыха населения.
Помимо сети противопожарных барьеров, обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.

3.3. Организационно-технические мероприятия

В условиях рыночной экономики при дефиците финансирования лесного хозяйства увеличение интенсивности патрулирования территории лесного фонда и усиление противопожарной защиты лесов, быстрое реагирование на сложившуюся обстановку невозможны без изменения структуры парка автотранспорта, используемого для патрулирования лесов и непосредственно для тушения пожаров водой или растворами огнетушащих веществ.
Одним из перспективных направлений обнаружения лесных пожаров является использование информации, получаемой из оперативных источников. Для этого необходимо создать систему мониторинга лесных пожаров, включающую в себя:
- геоинформационный аппаратно-коммуникационный комплекс;
- программы обработки информации;
- технологию использования получаемой информации в целях оперативного обнаружения лесных пожаров и слежения за лесопожарной обстановкой на всей территории лесного фонда.
Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств являются разработка и внедрение автоматизированной информационно-управляемой системы связи, включающей оснащение всех органов управления лесным хозяйством персональными компьютерами, средствами связи.
Повышение уровня охраны лесов от пожаров невозможно без участия добровольных пожарных дружин, а также лесопожарных формирований предприятий и организаций, производящих работы или имеющих объекты в лесу. Указанные формирования могут стать значительной силой в решении лесопожарной проблемы при соответствующем их стимулировании и техническом оснащении. Программой предусматривается создание добровольных пожарных дружин.
В качестве стимулирующих факторов для работников добровольных пожарных дружин за проведенные дежурства и привлечение к работе по тушению лесных пожаров предусматриваются льготы на получение древесины, проведение сенокосов и т.п.
Для успешной реализации Программы предусматривается создание правовой основы для активизации противопожарной деятельности в городских лесах.

3.4. Научно-техническое обеспечение

Программой предусматривается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям: профилактика лесных пожаров, совершенствование методов прогноза пожарной опасности в лесах, разработка новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, создание автоматизированной системы связи и управления охраной лесов на городском уровне, совершенствование правовой базы охраны лесов.
Реализация Программы предполагает оперативное внедрение результатов этих работ в практику охраны лесов, что должно способствовать повышению эффективности и технического уровня охраны лесов с целью сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Согласно соглашению между администрацией города и Государственным комитетом природных ресурсов Астраханской области полномочия по контролю за использованием, охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на территории города, возложены на органы местного самоуправления.
В целях упорядочения ведения лесного хозяйства на территории города и рационального использования городских бюджетных средств создано муниципальное учреждение по охране, воспроизводству и использованию лесов г. Астрахани "Лесник", финансируемое из бюджета города. Поэтому основным источником финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, является городской бюджет.
Реализация Программы будет осуществляться за счет местного бюджета в объеме финансирования 1065.0 тыс. руб., которые по годам распределяются следующим образом (приложение 1):
2005 г. - 355.0 тыс. руб.;
2006 г. - 355.0 тыс. руб.;
2007 г. - 355.0 тыс. руб.;

5. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы определяет заказчик - координатор Программы - администрация города Астрахани.
Механизм реализации Программы осуществляет МУ "Лесник", который:
- организует выполнение мероприятий Программы;
- координирует проведение мероприятий Программы;
- несет ответственность за рациональное использование выделенных финансовых средств, размещение и использование материально-технических ресурсов лесопожарной службы;
- ежегодно анализирует ход реализации Программы,
- направляет в администрацию города Астрахани статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе выполнения Программы.

6. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения

К реализации мероприятий Программы привлекаются представители организаций и учреждений, действующих в сфере охраны окружающей среды, представители органов исполнительной власти, представители территориальных органов власти, заинтересованные юридические и физические лица.
К числу первоочередных задач следует отнести восстановление технической вооруженности лесопожарных служб, совершенствование их организационной и функциональной структур, усиление охраны лесов. Общий контроль осуществляет администрация города Астрахани и городской Совет города Астрахани, которые совместно издают нормативные акты, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий.
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов оказывает методическую, техническую и иную помощь по организации охраны лесов от пожаров, участвует в экспертных проверках хода реализации Программы.

7. Оценка экономической эффективности реализации
программных мероприятий

Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в охрану лесов позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека или в результате его деятельности в лесу, уменьшить среднюю площадь лесного пожара, существенно снизить вероятность возникновения крупных лесных пожаров стихийного характера на активно охраняемой территории лесного фонда.
Уменьшение средней площади пожара и общей площади, пройденной огнем, ожидается за счет применения технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, эффективных огнетушащих составов, лесопожарной техники и т.д.
Конечным результатом реализации Программы будет сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.





Приложение 1
к городской целевой программе
"Охрана лесов от пожаров
на 2005-2007 годы"

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

   ----------------------------T----T----------------------------T--------------------------¬

¦ Наименование ¦Ед. ¦ Объемы финансирования по ¦ Ожидаемые ¦
¦ мероприятий ¦изм.¦ годам ¦ результаты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +------T------T------T-------+ ¦
¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ ВСЕГО ¦ ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦I. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров ¦
+---------------------------T----T------T------T------T-------T--------------------------+
¦Совершенствование ¦Тыс.¦ 105.0¦ 105.0¦ 105.0¦ 315.0¦Снижение числа лесных ¦
¦противопожарной ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦пожаров, возникающих по ¦
¦пропаганды, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вине населения ¦
¦- выступления по ¦К-во¦ -¦ -¦ -¦ -¦ ¦
¦телевидению, радио, через ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства массовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изготовление и установка ¦К-во¦ 50¦ 50¦ 50¦ 150¦ ¦
¦аншлагов, панно; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изготовление листовок, ¦К-во¦ -¦ -¦ -¦ -¦ ¦
¦памяток, буклетов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организация постоянной ¦К-во¦ 1¦ 1¦ 1¦ 3¦ ¦
¦выставки. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦II. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров ¦
+---------------------------T----T------T------T------T-------T--------------------------+
¦Устройство ¦К-во¦ 10¦ 10¦ 10¦ 30¦Предотвращение ¦
¦минерализованных полос ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦распространения огня, ¦
¦ ¦км ¦ 70¦ 70¦ 70¦ 210¦повышение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пожароустойчивости лесных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦насаждений, создание ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦новых полос ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦Уход за минерализованными ¦К-во¦ 2¦ 2¦ 2¦ 6¦Поддержание ¦
¦полосами ¦км ¦ 150¦ 150¦ 150¦ 450¦противопожарных разрывов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в рабочем состоянии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦III. Организационно-технические мероприятия ¦
+---------------------------T----T------T------T------T-------T--------------------------+
¦Приобретение, содержание и ¦Тыс.¦ 15.0¦ 15.0¦ 15.0¦ 45.0¦Создание системы ¦
¦ремонт средств связи ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦оперативного управления ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраной лесов от пожаров ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦Приобретение и содержание ¦Тыс.¦ 135.0¦ 135.0¦ 135.0¦ 405.0¦Обеспечение работ по ¦
¦мототранспорта, ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦охране лесов. Получение ¦
¦закрепленного за лесной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оперативной и достоверной ¦
¦охраной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦Организация пунктов ¦Шт. ¦ 5¦ 5¦ 5¦ 15¦Обеспечение оперативной ¦
¦сосредоточения инвентаря ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦готовности сил и средств ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пожаротушения для борьбы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с лесными пожарами ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦Создание добровольных ¦К-во¦ 10¦ 10¦ 10¦ 30¦Снижение числа лесных ¦
¦пожарных дружин ¦чел.¦ ¦ ¦ ¦ ¦пожаров в результате ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выполнения комплекса мер ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по повышению ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологического ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования населения ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦Приобретение прочего ¦Тыс.¦ 100¦ 100¦ 100¦ 300¦Обеспечение работ по ¦
¦малоценного инвентаря ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦охране лесов ¦
+---------------------------+----+------+------+------+-------+--------------------------+
¦Общее финансирование ¦Тыс.¦ 355.0¦ 355.0¦ 355.0¦ 1065.0¦ ¦
¦Программы ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+----+------+------+------+-------+---------------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru