Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Администрации Астраханской области от 25.06.2004 № 9/110
"Концепция областной целевой программы "Отходы производства и потребления Астраханской области (2005 - 2010 годы)"

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 40, 23.09.2004


Утратил силу с 14 мая 2008 года в связи с изданием Постановления Правительства Астраханской области от 14.05.2008 № 240-П.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с 25 июня 2004 года (пункт 6 данного документа).



АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2004 г. № 9/110

КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(2005 - 2010 ГОДЫ)"

Во исполнение Распоряжения Губернатора Астраханской области от 27.05.2004 № 467-р "О разработке областной целевой программы "Отходы производства и потребления Астраханской области (2005-2010 годы)" Администрация Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Отходы производства и потребления Астраханской области (2005-2010 годы)".
2. Департаменту экономического развития Астраханской области (Максимова Т.Н.) организовать взаимодействие с департаментами промышленности, транспорта, связи, науки и технологий (Терсков С.К.), сельского хозяйства Астраханской области (Нестеренко И.А.), управлениями по охране окружающей среды Астраханской области (Чуйков Ю.С.), жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (Карасев Г.Г.), ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Астраханской области" (Ковтунов А.И.) и органами местного самоуправления городов и районов Астраханской области по представлению до 01.08.2004 в главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Астраханской области аргументированных обоснований и перечня мероприятий по улучшению социально-экологической обстановки в сфере обращения с отходами, вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья для включения в областную целевую программу "Отходы производства и потребления Астраханской области (2005-2010 годы)".
3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов Астраханской области подготовить предложения по улучшению экологической ситуации территорий, предусмотрев в них мероприятия, финансируемые за счет средств местных бюджетов и других источников.
4. Рекомендовать главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Астраханской области (Кузнецов А.Ф.) обобщить весь представленный материал и до 01.09.2004 направить в департамент экономического развития Астраханской области предложения по формированию областной целевой программы "Отходы производства и потребления Астраханской области (2005-2010 годы)" в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области, утвержденным Постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 № 281.
5. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор Астраханской области
А.П.ГУЖВИН





Утверждена
Постановлением Администрации
Астраханской области
от 25 июня 2004 г. № 9/110

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(2005-2010 ГОДЫ)"

1. Проблема и анализ причин ее возникновения

Сложившаяся в Астраханской области ситуация в сфере образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов привела к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
Сформированная в области система обращения с отходами заключается в их перемещении из мест образования к местам захоронения на санкционированные, а зачастую и на стихийные несанкционированные свалки. Ежегодно на территории области образуется около 350 тыс. тонн всех видов отходов, из них в областном центре - около 160 тыс. тонн. Критическая ситуация, сложившаяся в Астраханской области в сфере обращения с отходами, обусловлена многолетним складированием отходов на территории полигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3 процентов от общего объема, и, как следствие, трудностью переработки отходов из-за невозможности их селективного отбора.
На территории областного центра и населенных пунктов области накоплено свыше 3 млн. тонн всех видов отходов, в том числе на полигонах твердых бытовых отходов - 2.7 млн. тонн (далее - ТБО), на несанкционированных свалках - 48.0 тыс. тонн отходов, из которых 65 процентов накапливается в г. Астрахани. Общее количество свалок - 443, из них 294 - стихийно образованные. Общая площадь земель, занятых свалками, составляет 634.3 га, из них полигонами - 65.0 га, несанкционированными свалками - 182.4 га, из которых 63.0 га, или 34.5 процента составляют земли областного центра.
В области имеется только один полигон промышленных отходов и 6 полигонов ТБО. Существующие полигоны и санкционированные свалки не отвечают современным санитарным и экологическим требованиям. Большей частью они не ограждены и не обвалованы. Технология складирования отходов не соблюдается. Повсеместно отсутствует послойная изоляция отходов инертными материалами, не редки случаи возгорания и длительного горения свалок. Отсутствуют системы сбора, очистки фильтрата и поверхностного стока с тела свалок, не выполняются требования по дезинфекции спецтехники после пребывания ее на свалке. Не проводится мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов.
На полигонах ТБО размещаются токсичные (свинец и ртутьсодержащие компоненты) отходы, образующиеся в жилом секторе и коммунальном хозяйстве (люминесцентные лампы, автомобильные и иные аккумуляторы, батарейки, лакокрасочная тара, бытовая и электронная техника); биологические отходы (трупы павших животных, отходы лечебных учреждений) и другие отходы повышенного класса опасности, размещение которых должно производиться на специализированных полигонах или оборудованных хранилищах.
Места захоронения бытовых отходов являются питательной средой для размножения вредных грызунов и насекомых, наносящих немалый ущерб хозяйственной деятельности и создающих потенциальную угрозу здоровью населения области.
Во многих населенных пунктах, в том числе в областном центре, срок действия санкционированных свалок и полигонов ТБО уже закончен или заканчивается в ближайшие год - два. На территориях некоторых сельских советов районов (Володарского и Наримановского) вообще отсутствуют узаконенные места хранения и захоронения отходов.
При быстром росте образования отходов, особенно упаковочных, в области недостаточно мощностей по их переработке, отсутствует раздельный сбор отходов, формируемый населением. Увеличивается рост несанкционированных свалок, образованных населением, проживающим в ветхом и неблагоустроенном фонде. Здесь же размещается мусор уличный, мусор строительный и металлолом и практикуется сжигание и закапывание отходов, что является нарушением санитарных, экологических норм и правил, ведет к дополнительному загрязнению окружающей среды.
В области не решена проблема с утилизацией жидких нечистот и хозяйственно бытовых сточных вод из выгребных ям неканализованной части областного центра и населенных пунктов области. Этот вид отходов размещается на иловых (сливных) картах очистных сооружений канализации биологической очистки, которые требуют ликвидации. Необходимо строительство сливных насосных станций, отвечающих современным строительным и экологическим нормам и правилам, а также канализации в неблагоустроенном жилом фонде городов и районов области.
Особенно напряженная обстановка с размещением твердых бытовых и промышленных отходов сложилась в областном центре. В правобережной части г. Астрахани из-за отсутствия полигона твердые бытовые и промышленные отходы временно размещаются на землях Наримановского района (5.0 га), переданных городу в 1994 году на период строительства полигона. Но из-за недостаточного выделения бюджетных ассигнований на решение экологических проблем вопросы строительства полигона ТБО и мусороперерабатывающего завода, внедрения технологии прессования ТБО до настоящего времени не решены. В левобережной части г. Астрахани отходы размещаются на полигоне ТБО, расположенном в п. Фунтово Приволжского района. Мощность этого полигона позволит принимать отходы еще в течение двух лет, а значит, в ближайшем будущем без принятия соответствующих мер встанет вопрос об отчуждении пригодных для использования земель под размещение отходов.
Внедрение на территории Астраханской области современной системы управления обращением с твердыми бытовыми и промышленными отходами, создание благоприятных экономических и правовых условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами требует принятия областной целевой программы "Отходы производства и потребления Астраханской области (2005-2010 годы)" (далее - программа), целями которой являются предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения области, а также максимальное вовлечение утилизируемых отходов в хозяйственный оборот.

2. Способы решения проблемы

Способами решения проблемы являются:
- создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
- внедрение новых технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов, обеспечивающих увеличение объемов их использования в качестве вторичных материалов и уменьшение объемов размещения отходов на свалках, полигонах, хранилищах;
- внедрение технологий по раздельному сбору промышленных и твердых бытовых отходов;
- внедрение механизма сбора твердых бытовых отходов от населения, проживающего в ветхом и неблагоустроенном жилом фонде;
- расширение мощностей по сбору и использованию (утилизации) различных видов отходов;
- строительство полигонов экологически безопасного захоронения промышленных и твердых бытовых отходов, ликвидация несанкционированных мест размещения отходов с последующей рекультивацией земель;
- строительство завода и мини-цехов по переработке и обезвреживанию различного вида промышленных отходов, отходов жилищно-коммунального и сельского хозяйства.

3. Механизм реализации программы

Механизм реализации программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей природной среды с учетом интересов Астраханской области, муниципальных образований городов и районов и хозяйствующих субъектов области.
Мероприятия и проекты, реализуемые в рамках программы, подлежат обязательной экологической оценке и экспертизе в соответствии с существующим законодательством.
Отбор инвестиционных проектов и исполнителей программных мероприятий проводится по согласованию с заинтересованными структурами области и органами местного самоуправления на конкурсной основе.
Программные мероприятия осуществляются за счет привлечения частных инвесторов, средств областного и местных бюджетов в части платежей за загрязнение окружающей природной среды; выделения капитальных вложений на строительство объектов по переработке отходов; долевого участия предприятий и организаций.

4. Источники финансирования

Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств бюджетов всех уровней, средств предприятий (организаций) и других внебюджетных источников.

5. Результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит создать на территории Астраханской области развитую инфраструктуру по сбору, обезвреживанию и утилизации отходов, что улучшит экологическую ситуацию в сфере обращения с отходами и снизит воздействие факторов загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения. Увеличение объемов использования отходов в качестве вторичного сырья и материалов значительно снизит объемы размещения отходов на свалках и хранилищах, сократит отчуждение земель под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов. Рекультивация земель, ранее занятых свалками, позволит вовлечь их в хозяйственный оборот. В период строительства и эксплуатации объектов по переработке и обезвреживанию отходов будут созданы дополнительные рабочие места.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru