| |
Постановление Администрации Астраханской области от 31.01.2005 № 1/20
"О разработке отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области" на 2005 - 2006 годы"
Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 11, 17.03.2005
Вступил в силу с 31 января 2005 года (пункт 5 данного документа).
АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2005 г. № 1/20
О РАЗРАБОТКЕ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕШЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005-2006 ГОДЫ"
В целях выравнивания уровня жизни населения Астраханской области Администрация Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить представленную концепцию отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы".
2. Департаменту экономического развития Астраханской области (Максимова Т.Н.) разработать отраслевую целевую программу "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы" и внести ее на утверждение Администрации Астраханской области в установленном порядке.
3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы" департамент экономического развития Астраханской области.
4. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Утверждена
Постановлением
Администрации Астраханской области
от 31 января 2005 г. № 1/20
КОНЦЕПЦИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕШЕНИЯ НАИБОЛЕЕ
ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005-2006 ГОДЫ"
1. Введение
В условиях переноса центра тяжести по обеспечению повышения качества жизни населения на муниципальный уровень важнейшим направлением внутриобластной политики является содействие становлению в Астраханской области системы местного самоуправления, усиление роли органов местного самоуправления в решении проблемы развития области.
В связи с этим создана данная концепция, предполагающая разработку отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы", основной целью которой должно стать выравнивание уровня жизни населения Астраханской области путем решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований.
2. Содержание проблемы
Сильная дифференциация муниципальных образований на территории Астраханской области по природно-ресурсному и экономическому потенциалу не позволяет обеспечить населению всех муниципальных образований достаточно высокий уровень и качество жизни.
Город Астрахань и Красноярский район, где расположено основное производство ООО "Астраханьгазпром", формируют порядка 80% областного валового регионального продукта, 88.2% объемов промышленного производства, 91.7% прибыли прибыльных предприятий, 80% налогов консолидированного бюджета области и 78% фонда оплаты труда.
На областной центр (г. Астрахань) также приходится 62.1% оборота розничной торговли, 81.5% объема платных услуг населению и 68% денежных доходов по области. Разрыв по важнейшим показателям между районами области огромен. Прежде всего это связано со слабостью производственной базы предприятий сельских районов области, в некоторых из которых нет ни одного более-менее значимого промышленного предприятия. Удельный вес районов и городов Астраханской области по основным социально-экономическим показателям приведен в таблице 1.
Таблица 1. Удельный вес районов и городов Астраханской области по
основным социально-экономическим показателям, %
-----------------T-----------T--------T-------T------------T----------T----------¬
¦Территориальная ¦Объем про- ¦ Объем ¦Фонд ¦Поступление ¦Прибыль ¦Оборот ¦
¦ единица ¦мышленной ¦ с/х ¦оплаты ¦налогов в ¦прибыль- ¦потреби- ¦
¦ ¦продукции ¦ продук-¦труда ¦консолиди- ¦ных ¦тельского ¦
¦ ¦ ¦ ции ¦ ¦рованный ¦предп- ¦рынка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦риятий ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Область ¦ 100.0 ¦ 100.0 ¦ 100.0 ¦ 100.0 ¦ 100.0 ¦ 100.0 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦г. Астрахань ¦ 29.2 ¦ 2.2 ¦ 54.6 ¦ 39.2 ¦ 17.6 ¦ 68.1 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Ахтубинский ¦ 3.1 ¦ 10.6 ¦ 5.5 ¦ 4.1 ¦ 4.9 ¦ 4.5 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Володарский ¦ 0.5 ¦ 7.7 ¦ 1.4 ¦ 0.5 ¦ 0.2 ¦ 2.3 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Енотаевский ¦ 0.1 ¦ 7.8 ¦ 0.9 ¦ 1.0 ¦ 0.1 ¦ 1.5 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Икрянинский ¦ 4.9 ¦ 6.8 ¦ 3.0 ¦ 1.5 ¦ 1.3 ¦ 2.5 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Камызякский ¦ 1.0 ¦ 10.9 ¦ 2.0 ¦ 0.7 ¦ 0.4 ¦ 2.7 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Красноярский ¦ 59.6 ¦ 6.8 ¦ 21.4 ¦ 45.5 ¦ 74.1 ¦ 5.7 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Лиманский ¦ 0.2 ¦ 7.4 ¦ 1.5 ¦ 1.0 ¦ 0.1 ¦ 1.8 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Наримановский ¦ 0.7 ¦ 10.5 ¦ 3.2 ¦ 2.3 ¦ 0.5 ¦ 2.5 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Приволжский ¦ 0.4 ¦ 6.5 ¦ 1.8 ¦ 1.5 ¦ 0.6 ¦ 2.4 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Харабалинский ¦ 0.2 ¦ 15.1 ¦ 1.4 ¦ 0.9 ¦ 0.1 ¦ 2.4 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦Черноярский ¦ 0.1 ¦ 7.0 ¦ 0.7 ¦ 0.3 ¦ 0.0 ¦ 1.1 ¦
+----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+----------+
¦ЗАТО Знаменск ¦ 0.1 ¦ 0.8 ¦ 2.7 ¦ 1.4 ¦ 0.3 ¦ 2.4 ¦
L----------------+-----------+--------+-------+------------+----------+-----------
Существенно разнятся по районам и среднедушевые значения основных социально-экономических показателей (таблица 2). Так, при среднем по области значении объема промышленного производства на душу населения в 2003 году 27755.7 руб. уровень данного показателя по Енотаевскому району составляет 752.3 руб., по Черноярскому району - 749.4 руб. Оборот розничной торговли на душу населения также колеблется по районам от 13.4 тыс. руб. в Лиманском районе до 34.4 тыс. руб. в Красноярском. Наименьший уровень среднемесячной заработной платы характерен для Володарского (2076 руб.) и Черноярского (2107 руб.) районов. Здесь же наблюдается и наиболее высокий уровень зарегистрированной безработицы.
Различие муниципальных образований в экономической сфере приводит к нарастающей дифференциации и в социальной сфере (таблица 3). Так, обеспеченность населения больничными койками ниже среднего по России уровня в 11 районах области, амбулаторно-поликлиническими учреждениями - в 9 районах, врачами - в 12 районах, дошкольными учреждениями - в 5 районах, общеобразовательными учреждениями - в 6 районах, жильем - в 11 районах. При этом различие данных показателей по отдельным городам и районам достигает нескольких раз.
Таблица 2. Среднедушевые значения основных социально-экономических
показателей по районам области за 2003 год
-------------------------T------------------T------------------T---------------T--------------T---------------T----------------¬
¦ Показатель ¦ Объем ¦ Объем валовой ¦ Оборот ¦ Капитальные ¦Среднемесячная ¦ Уровень ¦
¦ ¦ промышленной ¦ продукции ¦ розничной ¦ вложения на ¦ заработная ¦зарегистрирован-¦
¦ ¦продукции на душу ¦ сельского ¦ торговли на ¦душу населения¦ плата (руб.) ¦ной безработицы ¦
¦ ¦ населения (руб.) ¦хозяйства на душу ¦душу населения ¦ (руб.) ¦ ¦ (%) ¦
¦ ¦ ¦ населения (руб.) ¦ (руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Область ¦ 27755.7 ¦ 4973.7 ¦ 20792.8 ¦ 17402.8 ¦ 4509.0 ¦ 2.1 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦г. Астрахань ¦ 16141.5 ¦ 215.8 ¦ 25803.0 ¦ 21210.9 ¦ 4383.0 ¦ 1.0 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Ахтубинский ¦ 11286.0 ¦ 6879.5 ¦ 14272.3 ¦ 2058.6 ¦ 3545.0 ¦ 3.2 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Володарский ¦ 3215.6 ¦ 8124.1 ¦ 13535.2 ¦ 225.0 ¦ 2076.0 ¦ 4.9 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Енотаевский ¦ 752.3 ¦ 13935.5 ¦ 14107.5 ¦ 311.8 ¦ 2345.0 ¦ 3.0 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Икрянинский ¦ 28214.4 ¦ 7014.4 ¦ 13905.2 ¦ 1680.4 ¦ 2881.0 ¦ 3.0 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Камызякский ¦ 5304.0 ¦ 10864.0 ¦ 14626.0 ¦ 758.0 ¦ 2217.0 ¦ 2.4 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Красноярский ¦ 438496.7 ¦ 8996.0 ¦ 34438.6 ¦ 138879.8 ¦ 12526.5 ¦ 4.5 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Лиманский ¦ 1427.7 ¦ 10744.5 ¦ 13366.4 ¦ 1480.3 ¦ 2893.0 ¦ 2.9 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Наримановский ¦ 4239.7 ¦ 12009.1 ¦ 13504.6 ¦ 1219.2 ¦ 4057.0 ¦ 2.8 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Приволжский ¦ 2760.9 ¦ 8298.2 ¦ 14557.8 ¦ 3367.6 ¦ 3093.0 ¦ 1.5 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Харабалинский ¦ 1298.2 ¦ 18458.9 ¦ 15229.4 ¦ 466.3 ¦ 2419.0 ¦ 5.2 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦Черноярский ¦ 749.4 ¦ 16615.8 ¦ 13618.1 ¦ 76.4 ¦ 2107.0 ¦ 4.8 ¦
+------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+----------------+
¦ЗАТО Знаменск ¦ 1171.3 ¦ 1249.2 ¦ 15277.3 ¦ 3236.8 ¦ 3494.0 ¦ 0.0 ¦
L------------------------+------------------+------------------+---------------+--------------+---------------+-----------------
Таблица 3. Обеспеченность населения Астраханской области
учреждениями социальной сферы на 01.01.2004
-----------------T------------T---------------T------------T-----------T---------------------T---------------------T-----------¬
¦ ¦Больничные ¦Амбулаторно- ¦ Врачи ¦ Средний ¦ Дошкольные ¦ Общеобразовательные ¦Средняя ¦
¦ ¦койки (коек ¦поликлинические¦(человек на ¦медицинский¦учреждения (мест на ¦школы (мест на 1000 ¦обеспечен- ¦
¦ ¦на 10 тыс. ¦учреждения ¦ 10 тыс. ¦персонал ¦100 детей в возрасте ¦ детей школьного ¦ность ¦
¦ ¦населения) ¦(посещений ¦ населения)¦(человек ¦1-6 лет) ¦ возраста) ¦населения ¦
¦ ¦ ¦в смену на 10 ¦ ¦на 10 тыс. ¦ ¦ ¦жильем ¦
¦ ¦ ¦тыс. населения)¦ ¦населения) +-------T-------------+-------T-------------+(кв. м на 1¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦пригодные к ¦ всего ¦пригодные к ¦человека) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эксплуатации ¦ ¦эксплуатации ¦ ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Ахтубинский ¦ 96.5 ¦ 313 ¦ 32.9 ¦ 111.2 ¦ 68.9 ¦ 68.9 ¦ 1177 ¦ 1177 ¦ 17.3 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Володарский ¦ 78.6 ¦ 218 ¦ 23.9 ¦ 87.2 ¦ 52.9 ¦ 48.8 ¦ 1005 ¦ 894 ¦ 15.7 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Енотаевский ¦ 79.4 ¦ 192.9 ¦ 27 ¦ 78.7 ¦ 74.5 ¦ 74.5 ¦ 1423 ¦ 1423 ¦ 17.4 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Икрянинский ¦ 86.6 ¦ 376.5 ¦ 34.6 ¦ 109.3 ¦ 64.4 ¦ 58.4 ¦ 1625 ¦ 1405 ¦ 19.4 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Камызякский ¦ 129.1 ¦ 217.2 ¦ 27.7 ¦ 94.8 ¦ 69.1 ¦ 51.7 ¦ 1581 ¦ 1498 ¦ 17.2 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Красноярский ¦ 50.5 ¦ 223.4 ¦ 26.6 ¦ 82.2 ¦ 52.9 ¦ 52.9 ¦ 1174 ¦ 1174 ¦ 16.2 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Лиманский ¦ 93.8 ¦ 240.5 ¦ 30.5 ¦ 96.5 ¦ 69.2 ¦ 69.2 ¦ 1011 ¦ 966 ¦ 21.5 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Наримановский ¦ 39.4 ¦ 186.6 ¦ 25.1 ¦ 69.8 ¦ 46.5 ¦ 45.0 ¦ 1079 ¦ 1040 ¦ 18.4 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Приволжский ¦ 29.1 ¦ 383.2 ¦ 29.8 ¦ 62.5 ¦ 69.3 ¦ 54.6 ¦ 1184 ¦ 891 ¦ 20.3 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Харабалинский ¦ 85.2 ¦ 210.3 ¦ 27.3 ¦ 91.6 ¦ 44.7 ¦ 33.3 ¦ 1008 ¦ 868 ¦ 15.8 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Черноярский ¦ 95.1 ¦ 242.7 ¦ 27.7 ¦ 91.7 ¦ 71.5 ¦ 71.5 ¦ 1117 ¦ 1042 ¦ 19.2 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦г. Знаменск ¦ 85.7 ¦ 115.6 ¦ 30.8 ¦ 88.8 ¦ 53.0 ¦ 53.0 ¦ 876 ¦ 876 ¦ 17.0 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦г. Астрахань ¦ 174.6 ¦ 304.4 ¦ 102.3 ¦ 154 ¦ 68.7 ¦ 68.7 ¦ 848 ¦ 848 ¦ 19.4 ¦
+----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+-----------+
¦Всего по области¦ 127.8 ¦ 278.6 ¦ 65.8 ¦ 122.5 ¦ 64.0 ¦ 61.3 ¦ 1037 ¦ 992 ¦ 18.6 ¦
L----------------+------------+---------------+------------+-----------+-------+-------------+-------+-------------+------------
Сложившаяся ситуация в социальной сфере является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития Астраханской области.
Решение вышеназванных проблем осуществляется в рамках различных отраслевых областных и федеральных целевых программ. Эти программы в основном направлены на решение проблем областного уровня.
В то же время в каждом муниципальном образовании, в каждом селе имеются свои конкретные проблемы в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и т.д., для решения которых необходимо создать соответствующие механизмы адресной поддержки.
В связи с этим по предложению Государственной Думы Астраханской области предполагается разработка отраслевой целевой программы "Адресная поддержка развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы".
3. Основные цели и задачи программы
Основной целью предлагаемой программы будет являться выравнивание уровня жизни населения Астраханской области путем решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований.
Для ее реализации предполагается решение следующих задач:
1. Укрепление материально-технической базы отраслей социальной сферы на территории муниципальных образований области.
2. Укрепление материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства.
3. Решение отдельных социальных проблем населения муниципальных образований.
4. Основные мероприятия
В качестве мероприятий в программу планируется включить различные адресные мероприятия по развитию муниципальных образований Астраханской области. В частности, в программу войдут мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д., решению проблем жилищно-коммунального хозяйства.
Планируется, что программа будет состоять из мероприятий по следующим направлениям:
1. Развитие учреждений образования муниципальных образований
В качестве мероприятий по данному направлению в программу войдут строительство, реконструкция и текущий ремонт учреждений образования, приобретение мебели, компьютерной техники, аудио- и видеотехники, музыкальных инструментов, наглядных пособий, спортивного инвентаря и т.д.
2. Развитие учреждений здравоохранения муниципальных образований
По данному направлению в программу будут включены мероприятия по строительству, реконструкции и текущему ремонту учреждений здравоохранения, приобретению необходимого медицинского оборудования и инвентаря и т.д.
3. Развитие учреждений культуры муниципальных образований
В рамках данного направления планируется осуществлять строительство, реконструкцию и текущий ремонт учреждений культуры, приобретение аудио-, световой и видеотехники, музыкальных инструментов, литературы для библиотек и т.д.
4. Улучшение условий проживания населения
В программу также планируется включить мероприятия по текущему ремонту многоквартирных жилых домов, строительству детских игровых площадок, благоустройству дворов и подъездов домов, строительству и ремонту инженерных сетей и т.д.
5. Оказание адресной материальной помощи населению
Программой должна быть предусмотрена возможность адресной поддержки малообеспеченных жителей Астраханской области. В частности, предполагается проведение за счет программы ремонта домов и квартир, прокладка водопровода и газопровода, телефонизация и т.д.
Перечень конкретных мероприятий программы планируется определять ежегодно с учетом предложений Государственной Думы Астраханской области путем утверждения распоряжением Губернатора Астраханской области.
5. Источники финансирования
Реализация программы предусматривается за счет средств областного и муниципальных бюджетов.
6. Ожидаемые результаты
Результатом реализации данной программы должно стать улучшение условий жизни населения Астраханской области в результате решения наиболее острых социально-экономических проблем.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|