Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Правительства Астраханской области от 30.05.2005 № 108-П
"О концепции комплексной целевой программы "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006-2008 годах"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 39/1, 25.08.2006


Утратил силу с 10 сентября 2009 года в связи с изданием Постановления Правительства Астраханской области от 10.09.2009 № 486-П.



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2005 г. № 108-П

О КОНЦЕПЦИИ
КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006-2008 ГОДАХ"

В целях стабилизации работы пассажирского транспорта и обеспечения надлежащего уровня транспортного обслуживания населения на территории Астраханской области Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006-2008 годах" (далее - программа).
2. Определить государственным заказчиком программы министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области.
3. Министерству промышленности, транспорта и связи Астраханской области (Терсков С.К.) в срок до 1 сентября 2005 года представить на рассмотрение в Правительство Астраханской области проект программы.
4. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) при подготовке проекта закона Астраханской области "Об областном бюджете на 2006 год" предусмотреть средства на финансирование мероприятий, направленных на стабилизацию работы пассажирского транспорта на территории Астраханской области.
5. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) при подготовке проекта закона Астраханской области "Об областном бюджете на 2006 год" предусмотреть включение областных целевых программ "Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005-2007 годах" и "Развитие дорожного хозяйства в Астраханской области на 2005-2008 годы" в перечень областных программ развития Астраханской области, финансируемых за счет средств областного бюджета.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления области при формировании местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать средства на финансирование мероприятий, направленных на стабилизацию работы пассажирского транспорта в пределах установленных полномочий.

И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ





Утверждена
Постановлением
Правительства
Астраханской области
от 30 мая 2005 г. № 108-П

КОНЦЕПЦИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006-2008 ГОДАХ"

1. Наименование проблем и анализ причин их возникновения

Пассажирский транспорт играет важную роль в экономике Астраханской области. Регулярными маршрутами общественного транспорта охвачены 299 населенных пунктов области. При этом доминирующую роль играет автомобильный и городской электрический транспорт, на долю которого приходится около 94 процентов от общего количества пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта.
Основными проблемами пассажирского транспорта являются:
- несоответствие правовой базы в сфере пассажирского транспорта требованию федеральных законов, разграничивающих полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления области, а также системе рыночных экономических отношений;
- отсутствие контрактных отношений (договоров) между органами местного самоуправления области и транспортными предприятиями, осуществляющими перевозки граждан по внутримуниципальным, межмуниципальным пригородным и межмуниципальным междугородным (внутриобластным) маршрутам;
- отсутствие механизмов компенсации транспортным предприятиям убытков от выполнения перевозок граждан по социально значимым маршрутам;
- отсутствие схем оказания транспортным предприятиям, выполняющим перевозки граждан по социально значимым маршрутам, поддержки в обновлении парка пассажирского транспорта;
- превышение в час "пик" спроса населения на транспортные перевозки автобусами большой вместимости над предложением транспортных предприятий и предпринимателей, осуществляющих перевозки граждан;
- несоответствие имеющейся транспортной инфраструктуры в городе Астрахани и Астраханской области существующему спросу населения на качество транспортного обслуживания;
- ухудшение ситуации с обеспечением безопасности пассажирских перевозок вследствие перенасыщения рынка транспортных услуг автобусами малой вместимости в условиях ограниченной пропускной возможности существующей дорожной сети в городе Астрахани.
В данное время на рынке транспортных услуг в Астраханской области свою деятельность осуществляют 9 специализированных пассажирских предприятий различных форм собственности, имеющих статус юридических лиц, в том числе:
- 2 государственных предприятия Астраханской области "АПАП № 3" и "АПАП № 4";
- 4 муниципальных (МУП "Трамвайно-троллейбусное управление г. Астрахани", Ахтубинское АТП, Енотаевское АТП, МУП "Автомобилист" г. Харабали);
- 3 предприятия частной и смешанной форм (ООО ТФ "Гранат", ООО ТФ "Русь" и ОАО "Астраханский таксомоторный парк").
Кроме юридических лиц перевозку пассажиров осуществляют индивидуальные перевозчики, объединившиеся в три компании - ООО "Автолайн", ООО "Витязь - Транзит" и ООО ПАК "Экспресс - ГАЗель". Однако данные компании имеют слабую собственную техническую базу для содержания и обслуживания автобусов малой вместимости марки "ГАЗель".
При таком разнообразии как юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на рынке транспортных услуг, так и транспортных средств наблюдается тенденция снижения объемов перевозок пассажиров на городских и пригородных маршрутах автобусами большой вместимости и городским электрическим транспортом по социально значимым маршрутам. Это происходит по причине перераспределения пассажиропотока на автотранспорт малой вместимости за счет увеличения количества автомобилей марки "ГАЗель", которое, по официальным данным, составляет более 1500 единиц. При этом количество автотранспорта, работающего на городских и пригородных направлениях без договоров с уполномоченным органом исполнительной власти и органами местного самоуправления области, составляет более 500 единиц.
Как показывает анализ деятельности транспортных предприятий в 2004 году и в I квартале 2005 года, насыщение рынка транспортных услуг автобусами малой вместимости не решает проблему перевозок пассажиров в час "пик", при этом люди пенсионного возраста либо с ограниченной подвижностью не могут физически позволить себе проезд в автобусах типа "ГАЗель" вследствие конструктивных особенностей данного вида пассажирского транспорта. Дальнейшее увеличение количества пассажирского транспорта малой вместимости только ухудшает экологическую обстановку в областном центре. А вследствие перегруженности автомобильных дорог качество обслуживания граждан и безопасность дорожного движения на городских маршрутах только снижается.
С вводом в действие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и переходом на компенсационные выплаты взамен натуральных льгот вновь возникает необходимость восстановления работы пассажирского транспорта на социально значимых маршрутах.
В целях оказания мер социальной поддержки определенным категориям граждан на проезд в общественном транспорте по городским и пригородным маршрутам на территории Астраханской области Правительством Астраханской области с 1 марта 2005 года введен в действие единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ), дающий право на проезд в автомобильном (кроме автобусов особо малой вместимости и такси), городском электрическом, железнодорожном и речном транспорте на городских и пригородных маршрутах гражданам, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки. Анализ финансово-экономической деятельности пассажирских автотранспортных предприятий за I квартал 2005 года показывает, что деятельность автотранспортных предприятий в условиях замены натуральных льгот денежными выплатами населению не принесла ожидаемой доходности, способной покрыть убытки от перевозки пассажиров, в отношении которых применяются меры социальной поддержки. Через пункты реализации жителями области было приобретено 17687 тыс. ЕСПБ на март 2005 года и 20501 на апрель при общем количестве граждан, имеющих право проезда по ЕСПБ, превышающем 300 тыс. человек. Но это не означает, что остальные граждане полностью оплачивают свой проезд. Пассажирский транспорт вынужден совершать перевозку пассажиров при наполняемости салонов на 20-25 процентов, так как гражданам совершенно безразлична финансовая сторона организации транспортных услуг. Главный акцент при этом делается на широкую доступность пассажирского транспорта, протяженность и направление маршрута, а также регулярность движения транспортных средств. Необходимо также отметить, что до введения на территории Астраханской области в действие ЕСПБ транспортные предприятия в целях снятия социальной напряженности вынуждены были возить пассажиров льготных категорий по городским маршрутам без оплаты проезда. Убытки только пассажирских автотранспортных предприятий за I квартал 2005 года составили 8124.5 тыс. рублей.
Из-за необходимости организации пассажирских перевозок по ЕСПБ и увеличения при этом эксплуатационных затрат предприятия оказались лишены поддерживать свою материально-техническую базу. В критическом состоянии находится парк городских автобусов большой вместимости, а также подвижной состав городского электрического транспорта. Средний возраст пассажирского транспорта превышает нормативные эксплуатационные сроки и составляет свыше 12 лет.

   -----T-----------------------------------------T----------------T---------------¬

¦ № ¦ Марка пассажирского транспорта ¦ Количество ¦ Возраст ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (средний) ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦ЛиАЗ-5256 ¦20 ¦4 года ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦Икарус-263 ¦15 ¦более 8 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦Икарус-280 ¦4 ¦более 11 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦Икарус-250 ¦14 ¦более 16 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦"ВОЛЬВО-10м" "СКАНИЯ" ¦58 ¦более 18 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦ЛиАЗ-677 ¦26 ¦более 13 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦ЛАЗ-699 и ЛАЗ-695 ¦54 ¦более 15 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦ПАЗ-3205 ¦95 ¦более 11 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦ПАЗ-672 и КАВЗ ¦43 ¦более 16 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦Троллейбусы ¦46 ¦более 15 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦Трамвайные вагоны ¦56 ¦более 15 лет ¦
+----+-----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ ¦Всего ¦431 ¦ ¦
L----+-----------------------------------------+----------------+----------------


Вопросы приобретения нового пассажирского автомобильного транспорта, а также его капитального ремонта нашли отражение в действующей областной целевой программе "Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005-2007 годах", утвержденной Постановлением Администрации Астраханской области от 12.11.2004 № 16/190, которая войдет в состав комплексной целевой программы "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006-2008 годах". Согласно данной программе в течение 2005-2007 годов за счет собственных средств, средств областного бюджета и кредитов планируется приобрести 75 автобусов на общую сумму 64750 тыс. рублей, а также провести работы по капитальному ремонту 91 автобуса (кузов и двигатель) стоимостью 20010 тыс. рублей.
В данное время между Правительством Астраханской области и ООО УК "Русские автобусы" заключено Соглашение о долгосрочном сотрудничестве в сфере пассажирских перевозок в Астраханской области. Согласно данному Соглашению планируется провести реформирование пассажирских автотранспортных предприятий, осуществляющих городские, пригородные и междугородные перевозки на территории Астраханской области, путем создания акционерных обществ с участием в уставном капитале имущественного комплекса реформируемых предприятий и собственных средств ООО УК "Русские автобусы". В Астраханскую область в марте 2005 года поступили и эксплуатируются ГП АО "АПАП № 4" первые 10 автобусов "ЛиАЗ - 5256", которые при создании акционерного общества войдут в уставный капитал в качестве долевого участия ООО УК "Русские автобусы".
При этом остается открытым вопрос обновления парка городского электрического транспорта. На данное время имеется потребность в замене 15 троллейбусов и 15 трамвайных вагонов.
Однако если вопрос обновления парка пассажирского транспорта находит свое решение, то на развитие транспортной инфраструктуры - важной составляющей предоставления населению транспортных услуг - до последнего времени внимание не обращалось. Транспортная инфраструктура области представляет собой комплекс технических средств (светотехническое обеспечение безопасности дорожного движения), здания (автовокзалы, автостанции, автокассы и диспетчерские пункты), сооружения (посадочные павильоны, площадки для стоянки транспортных средств, остановочные и разворотные площадки), а также улично-дорожную сеть и транспортные магистрали, обеспечивающие стабильность и безопасность функционирования транспортного комплекса. На территории Астраханской области расположено 32 единицы автовокзалов, автостанций и автокасс, а также 1131 остановочный павильон (площадка), находящийся в городской черте. На сегодняшний день имеется необходимость в осуществлении ряда мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, в первую очередь работ по строительству нового автовокзала в областном центре, а также восстановлению автомобильных мостов и расширению проезжей части улиц и автомобильных дорог, установке освещения и ограждений, обустройству пешеходных переходов и железнодорожных переездов, расположенных на территории города Астрахани и области.
Для решения данного круга задач необходима разработка комплексной целевой программы "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006-2008 годах".

2. Способы решения проблем, предлагаемый перечень мероприятий,
сроки их реализации

Целью комплексной целевой программы "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006-2008 годах" является создание устойчиво развивающейся, эффективной и надежной системы предоставления населению транспортных услуг, отвечающих требованиям безопасности, в том числе и антитеррористической, доступной широким слоям населения, в первую очередь лицам с малым достатком, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- разработка нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности административных и экономических мер государственного регулирования рынка транспортных услуг в условиях разграничения полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления области;
- пополнение парка пассажирского автомобильного (согласно действующей областной целевой программе "Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005-2007 годах") и городского электрического транспорта;
- развитие транспортной инфраструктуры на территории области. Система программных мероприятий состоит из трех блоков, в каждый из которых входит несколько подпрограмм:
1. Организационно-управленческие и экономические мероприятия:
- разработка нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности административных и экономических мер государственного регулирования рынка транспортных услуг в условиях разграничения полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления области;
- разработка документов, регламентирующих взаимоотношения транспортных предприятий с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в организации перевозочного процесса.
2. Инвестиционные мероприятия:
- пополнение парка пассажирского автомобильного (согласно действующей областной целевой программе "Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005-2007 годах") и городского электрического транспорта;
- капитальный ремонт пассажирского автомобильного (согласно действующей областной целевой программе "Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005-2007 годах") и городского электрического транспорта;
- развитие транспортной инфраструктуры:
строительство автовокзала города Астрахани;
строительство и реконструкция автостанций и автокасс на территории муниципальных образований;
строительство и реконструкция остановочных павильонов и площадок, расположенных на территории города Астрахани;
реконструкция существующих автомобильных мостов и железнодорожных переездов;
установка освещения улиц и автомобильных дорог;
реконструкция существующей улично-дорожной сети с расширением проезжей части, а также обустройством пешеходных тротуаров, переходов и леерного ограждения.
3. Мероприятия по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, в том числе и антитеррористической:
- организация персонифицированной продажи проездных документов на пригородных и междугородных межмуниципальных автомобильных маршрутах;
- диспетчеризация пассажирских перевозок на пассажирском автомобильном транспорте независимо от его вида;
- ремонт и установка светового и информационного оборудования, обеспечивающего дорожное движение.
Программой предусматривается поэтапная реализация мероприятий в течение 2006-2008 годов. В результате реализации программных мероприятий планируется:
- разработать нормативную правовую базу в сфере пассажирских транспортных услуг с учетом требований федеральных законов, разграничивающих полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления области, а также положение о заказе пассажирских перевозок органами местного самоуправления транспортным предприятиям;
- обновить существующий парк пассажирского транспорта;
- осуществить первоочередные работы по реконструкции существующей транспортной инфраструктуры, в том числе строительство автовокзала в городе Астрахани;
- снизить аварийность на автомобильном, в том числе пассажирском, транспорте.
Мероприятия планируется осуществлять за счет средств областного и местных бюджетов, собственных средств участников процесса перевозки граждан и кредитных ресурсов.
Осуществление намеченных программных мероприятий позволит улучшить качество обслуживания граждан, повысит безопасность пассажирских перевозок всеми видами наземного транспорта, в том числе и антитеррористическую, и станет необходимым условием стабилизации работы пассажирского транспорта на территории Астраханской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru