| |
Постановление Правительства Астраханской области от 30.06.2005 № 222-П
"О концепции отраслевой целевой программы "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области до 2008 года"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу с 10 сентября 2009 года в связи с изданием Постановления Правительства Астраханской области от 10.09.2009 № 486-П.
------------------------------------------------------------------
Вступил в силу с 30 июня 2005 года (пункт 4 данного документа).
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2005 г. № 222-П
О КОНЦЕПЦИИ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2008 ГОДА"
В целях стабилизации работы речного пассажирского транспорта в соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 № 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" и Постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 № 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области до 2008 года" (прилагается).
2. Министерству промышленности, транспорта и связи Астраханской области (Терсков С.К.) разработать отраслевую целевую программу "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области до 2008 года" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области до 2008 года" министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ
Утверждена
Постановлением
Правительства
Астраханской области
от 30 июня 2005 г. № 222-П
КОНЦЕПЦИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2008 ГОДА"
1. Анализ состояния речного пассажирского
транспорта Астраханской области,
основные проблемы и причины их возникновения
Речной пассажирский транспорт, являясь неотъемлемой составной частью системы пассажирского транспорта Астраханской области, обеспечивает внутригородские, внутриобластные и межрегиональные связи. Это один из старейших видов транспорта, обслуживающего жителей Астраханской области.
Наиболее значительное развитие речной пассажирский транспорт в области получил со времени начала открытия магистральных маршрутов скоростных судов. Однако в последние годы наблюдалось снижение объема перевозок, перевозки скоростными судами прекращены. Не работают также внутриобластные маршруты до населенных пунктов в дельте реки Волги. В настоящее время на долю речного пассажирского транспорта приходится только 0.3 процента от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта на территории области.
До 2003 года регулярные речные пассажирские перевозки в Астраханской области осуществлялись Астраханским портом. В связи с окончанием в июне 2002 года договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом между ОАО "Астраханский порт" и Министерством имущественных отношений Российской Федерации, а также с убыточностью речных перевозок предприятие отказалось от этого вида деятельности. 5 теплоходов типа "Москва" на основании распоряжения Минимущества России от 20.11.2003 № 6553-р были переданы в хозяйственное ведение ФГУП "Федеральный центр логистики" (далее - ФГУП "ФЦЛ").
Принимая во внимание высокую социальную значимость речных пассажирских перевозок, необходимость сохранения социальной стабильности в отдельных районах области, в соответствии с Постановлением Губернатора Астраханской области от 03.02.2003 № 43 "О создании открытого акционерного общества "Астраханское пассажирское речное предприятие" для осуществления регулярных речных пассажирских перевозок создано ОАО "Астраханское пассажирское речное предприятие" (далее - ОАО "АПРП") с уставным капиталом, сформированным в полном объеме из средств областного бюджета.
В результате структурных и институциональных преобразований в Астраханской области на водном транспорте появилось значительное количество судовладельцев.
В настоящее время на рынке речных транспортных услуг Астраханской области осуществляются:
- внутригородские и пригородные пассажирские перевозки;
- перевозки туристов на речных круизных маршрутах;
- экскурсионно-прогулочные рейсы на водоизмещающих судах.
ОАО "АПРП" осуществляет социально значимые для области внутригородские и пригородные перевозки на 4 судах типа "Москва", арендуемых у ФГУП "ФЦЛ".
ООО ТКФ "Стрелец-V" занимается межрегиональными туристическими перевозками двумя судами большой вместимости.
Частные предприятия, имеющие суда малой вместимости, осуществляют в основном прогулочно-туристические внутриобластные рейсы.
Таким образом, основным перевозчиком, осуществляющим городские и пригородные перевозки, стало ОАО "АПРП", выполняющее весь комплекс операций по обслуживанию дебаркадеров и речного пассажирского флота. Из остальных собственников пассажирских судов, зарегистрированных в области, регулярные внутригородские пассажирские перевозки никто не выполняет. Ощущается острый недостаток водоизмещающих судов малой вместимости для внутригородских и пригородных перевозок и водного туризма, а также современных крупных круизных судов для межрегионального туризма.
Кроме того, в результате длительной эксплуатации и недостаточных объемов бюджетного финансирования многие водные объекты, особенно причальные сооружения и дебаркадеры, не отвечают современным требованиям, находятся в ветхом состоянии или имеют значительный износ и деформацию, что увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, особенно остро стоит вопрос о пополнении подвижного состава речного пассажирского транспорта туристическими судами, в том числе большой вместимости, о выделении инвестиций в строительство, обновление речного пассажирского флота и развитие инфраструктуры области.
Социальные пассажирские перевозки всегда являлись убыточными, поскольку мерами социальной поддержки на проезд в соответствии с действующим законодательством пользуются около 70 процентов пассажиров. Средства, выделяемые ОАО "АПРП" из областного бюджета на возмещение разницы между экономически обоснованными и фактически установленными тарифами, позволяют предприятию сохранять регулярность перевозок, но не дают возможности развивать производственную базу, пополнять речной пассажирский флот и расширять маршрутную сеть перевозок. Существенная статья расходов - арендная плата за теплоходы составляет 21 процент в общем объеме затрат. Вопрос о передаче в государственную собственность Астраханской области пяти теплоходов типа "Москва", находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "ФЦЛ", неоднократно ставился перед соответствующими федеральными структурами, однако положительного решения до настоящего времени не принято. В создавшейся ситуации проблема пополнения речного пассажирского флота стоит очень остро.
Таким образом, анализ современных проблем речного пассажирского транспорта указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.
2. Цель и задачи развития речного пассажирского транспорта
Астраханской области
Главной целью развития речного пассажирского транспорта Астраханской области является превращение его в современное, высокоэффективное и устойчиво функционирующее подразделение транспортного комплекса области. Это развитие должно обеспечивать полное удовлетворение потребностей области в перевозках пассажиров, решение оборонных, природоохранных и других специальных задач, увеличение вклада в экономику области за счет дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.
Достижение поставленной цели требует консолидации усилий федеральных и областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов водного транспорта в решении комплекса задач по двум взаимосвязанным направлениям:
- создание условий для эффективного функционирования пассажирского водного транспорта Астраханской области и повышение конкурентоспособности предприятий-перевозчиков;
- расширение и развитие рынка транспортных услуг, предоставляемых речным пассажирским транспортом.
Основными задачами областных органов исполнительной власти в развитии речного пассажирского транспорта должно стать:
- сохранение и развитие сети перевозок по внутренним водным путям, обеспечение их коммерческой доступности для перевозчиков;
- координация вопросов обеспечения безопасности судоходства;
- содействие коммерческим предприятиям речного пассажирского транспорта в обновлении основных фондов;
- защита интересов астраханских перевозчиков на российском рынке речных пассажирских перевозок;
- поддержка разработок и внедрения современных технологий организации перевозочного процесса, портового и сервисного обслуживания пассажиров;
- содействие развитию речного круизного бизнеса, экскурсионно-прогулочных и пассажирских перевозок;
- кадровое обеспечение;
- решение оборонных и других специальных задач;
- решение социальных проблем.
Роль коммерческих предприятий речного пассажирского транспорта должна состоять в:
- развитии пассажирских перевозок, обеспечении их конкурентоспособности;
- поддержании и обновлении речного пассажирского флота и обеспечивающей инфраструктуры;
- повышении безопасности судоходства и экологической безопасности при эксплуатации судов и инфраструктуры речного пассажирского транспорта;
- участии в реализации государственной политики обеспечения социально значимых пассажирских перевозок.
Основными принципами реализации отраслевой целевой программы являются:
- координация деятельности и согласование разрабатываемых программ развития речного пассажирского транспорта с заинтересованными органами исполнительной власти как на федеральном, так и на областном уровне, а также хозяйствующими субъектами на речном пассажирском транспорте;
- проведение согласованной политики, связанной с поддержанием и модернизацией инфраструктуры речного пассажирского транспорта и внутренних водных путей, с уполномоченными органами государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта, а также предприятиями и организациями, работающими на рынке пассажирских транспортных услуг;
- включение проектов развития речного пассажирского транспорта в инвестиционные программы области;
- проведение согласованной инвестиционной политики, направленной на привлечение бюджетных и внебюджетных средств и других ресурсов в развитие системы речного пассажирского транспорта области;
- сохранение речного пассажирского транспорта в Астраханской области на существующих маршрутах и создание для предприятий пассажирского речного транспорта благоприятного экономического режима хозяйственной деятельности с целью наиболее полного удовлетворения потребностей предприятий и жителей города и области в транспортных услугах.
Степень достижения поставленных целей и задач развития системы речного пассажирского транспорта Астраханской области будет зависеть от консолидации и координации деятельности всех заинтересованных органов государственной власти и участников транспортного процесса.
3. Перспективы рынка пассажирских
и туристско-экскурсионных перевозок
в Астраханской области
Реализация генерального плана развития города Астрахани и связанное с этим увеличение гражданского строительства создает объективные предпосылки роста объемов перевозок речным пассажирским транспортом.
Вместе с тем для повышения экономической эффективности функционирования предприятий речного пассажирского транспорта необходима разработка новых нормативных актов, регламентирующих тарифную политику этих предприятий.
Социально значимые пассажирские перевозки в Астраханской области сохранятся для доставки астраханцев к дачам, садовым участкам и местам отдыха на реке Волге и на внутригородских переправах.
Эти перевозки будут поддерживаться за счет частичного финансирования из областного бюджета, а также целевого субсидирования лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. По мере повышения уровня доходов населения будет происходить постепенное сокращение круга субсидируемых социальных групп.
Рост экономики области и доходов населения, совместные усилия предприятий речного пассажирского транспорта, федеральных и областных органов исполнительной власти по повышению доступности речных пассажирских перевозок, развитию береговой инфраструктуры и совершенствованию нормативной базы обеспечат динамичное развитие речного туристического бизнеса, включая иностранный туризм.
Развитие инфраструктуры речного пассажирского транспорта даст толчок развитию внутригородских прогулочно-экскурсионных маршрутов с использованием прогулочных судов малой вместимости, а также развитию инфраструктуры по обслуживанию посетителей туристической зоны дельты реки Волги, строительству и приобретению для туристов специальных судов, отвечающих современным требованиям, доступных в том числе для инвалидов и других маломобильных граждан, формированию и развитию инфраструктуры обслуживания таких судов. По предварительным оценкам, среднегодовая востребованность экскурсионных услуг для туристов по групповым заявкам за время навигации может составить до 50 тысяч. В связи с этим будет увеличиваться количество единиц флота малой вместимости, находящегося в частной собственности.
Таким образом, анализ перспектив рынка пассажирских перевозок подтверждает необходимость дальнейшего развития транспортных коммуникаций, речного пассажирского флота и другой инфраструктуры водного пассажирского транспорта Астраханской области.
4. Развитие инфраструктуры речного пассажирского транспорта
Государственная политика в области судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции внутренних водных путей строится на основе того, что согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности. Соответственно, средства федерального и областного бюджетов являются главным источником финансирования содержания водных путей и поддержания на необходимом уровне технического состояния гидросооружений.
4.1. Водные пути
Приоритеты развития и объемы минимально необходимых бюджетных средств для функционирования водных путей определены состоянием навигационной обстановки и обеспеченностью пассажирских судов современными средствами связи.
Для обеспечения эффективного и безопасного уровня функционирования водных путей необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
- обеспечение навигационной обстановки, обновление светосигнального оборудования;
- модернизация технического флота, его пополнение и обновление;
- поддержание необходимых глубин на внутренних водных путях;
- модернизация информационных систем путем внедрения коммуникационных средств нового поколения (это позволит создать автоматизированную систему управления движением судов пассажирского речного транспорта и обеспечить мониторинг местоположения прогулочных судов малой вместимости).
4.2. Речной пассажирский флот
Задачи обновления речного пассажирского флота будут решаться таким образом, что суда, осуществляющие внутригородские перевозки, будут находиться преимущественно в государственной собственности Астраханской области, а суда круизного флота - главным образом в собственности коммерческих судоходных компаний.
Основные направления обновления и модернизации флота на перспективу определены федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Эта потребность должна быть обеспечена как астраханскими судовладельцами, так и судовладельцами из других субъектов Российской Федерации.
Основными типами судов будут:
- пассажирские туристические суда повышенной комфортабельности;
- пассажирские прогулочные водоизмещающие и скоростные суда.
Учитывая имеющийся в настоящее время избыток вспомогательного и грузового флота в системе водного транспорта, будет происходить изменение структуры тоннажа для освоения перспективного туристического рынка за счет модернизации собственного флота и закупки необходимого флота в других бассейнах. В связи с тем, что в ближайшие годы не наметится предпосылок для строительства и закупок новых пассажирских и круизных лайнеров, пополнение речного пассажирского флота большой вместимости в Астраханской области может производиться за счет привлечения в длительную аренду судов из других субъектов Российской Федерации. Одновременно с этим будут расти требования к комфортабельности пассажирских судов и конкурентоспособности перевозок на водном транспорте.
Финансирование разработки, производства и закупки прогулочных судов малой вместимости для обслуживания социально значимых и туристических маршрутов будет осуществляться из средств областного бюджета, а также заинтересованных инвесторов.
Строительство и модернизация коммерческого флота должны преимущественно осуществляться за счет собственных средств судоходных компаний и привлеченных ими коммерческих кредитов, использования механизмов фондового рынка, лизинга и других источников финансирования.
4.3. Порт и информационный центр
Создание на государственной основе интегрированного информационно-управляющего центра консолидации действий субъектов хозяйственной деятельности и распределения свободных мощностей речного пассажирского транспорта позволит значительно повысить эффективность их работы.
Наличие такого единого технологического и производственного центра с логистическими (транспортно-распределительными) функциями позволит реализовать системный подход при решении задач:
- совершенствования системы управления пассажиропотоками на водном транспорте;
- эффективного использования государственной собственности;
- эффективного применения механизмов, обеспечивающих создание здоровой конкуренции на рынке транспортных услуг Астраханской области (лицензирование, налоговое, тарифное, финансовое регулирование и др.);
- создания доступной для всех категорий граждан транспортной инфраструктуры, отвечающей потребностям Астраханской области и современным техническим и технологическим требованиям;
- создания эффективной нормативной правовой базы для деятельности пассажирских предприятий и организаций, в том числе путем заключения соглашений как между федеральными и областными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, так и непосредственно с субъектами хозяйственной деятельности, их ассоциациями и союзами.
Функционирование всех обозначенных взаимосвязанных элементов будет обеспечивать главный и сопутствующий движению пассажиров поток - информационный.
В реконструкцию причальных сооружений, учитывая их значение для внутригородских и туристических перевозок, необходимо привлечение средств областного бюджета.
Развитие инфраструктуры мест швартовок пассажирских судов малой вместимости будет осуществляться за счет средств частных инвесторов.
Так, наряду с речным портом и дебаркадерами ОАО "АПРП" для повышения эффективности работы речного пассажирского транспорта Астраханской области у предприятий-перевозчиков появится возможность использовать причалы других предприятий, расположенные по берегам реки Волги и в ее дельте.
4.4. Развитие судостроительных и судоремонтных предприятий
Основной целью развития судостроительной и судоремонтной базы пассажирского водного транспорта является превращение местных предприятий этого профиля в высокотехнологичные, экологически чистые, обеспечивающие ремонт и модернизацию флота астраханских судовладельцев, строительство современных судов и вспомогательного оборудования.
Первостепенным мероприятием на ближайшую перспективу станет пополнение и обновление речного пассажирского флота Астраханской области - строительство или приобретение 10 теплоходов типа "Москва". После этого потребуется увеличение объема строительства экскурсионно-прогулочных судов вместимостью 20-25 и 60-80 человек для внутригородских и пригородных линий, а также для обслуживания туристов туристических зон в дельте реки Волги и на взморье.
Помимо судостроения, востребованы будут работы по ремонту флота ОАО "АПРП", переоборудованию и модернизации существующего речного пассажирского флота, техническому обслуживанию, ремонту судов частных судовладельцев и реконструкции и модернизации пассажирских дебаркадеров на производственных площадях судоремонтных заводов области.
5. Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций
В целях совершенствования системы по организации и регулированию речного пассажирского судоходства и его безопасности, кроме уже предпринимаемых мер, будет предусмотрена реализация мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с функционированием пассажирского водного транспорта.
Предполагается осуществление следующих мер:
- определение и оборудование мест швартовки прогулочных судов малой вместимости на реке Волге в черте города и пригороде и (с развитием туристического бизнеса) для обслуживания посетителей туристических зон дельты и взморья;
- порядок предоставления разрешений на швартовку прогулочных судов малой вместимости в зонах отдыха и специально оборудованных местах в черте города и на территории области;
- совершенствование нормативной правовой базы в области эксплуатации судов малой вместимости.
Необходима также разработка и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности и предотвращению террористических актов на объектах водного пассажирского транспорта.
6. Источники финансирования
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств областного бюджета, средств предприятий (организаций) и других источников.
7. Механизм решения проблем
Для реализации отраслевой целевой программы предусматривается рациональное применение экономических, финансовых и бюджетных механизмов при разумном сочетании интересов государства и организаций-перевозчиков.
Реализация программных мероприятий будет осуществляться путем:
- использования различных форм государственной поддержки (федеральной и областной);
- создания условий для повышения инвестиционной привлекательности речных пассажирских перевозок;
- привлечения средств частных инвесторов, в том числе владельцев транспортных и туристических предприятий.
Для расширения инвестиционных возможностей организаций пассажирского речного транспорта предусматривается:
- содействие инвесторам в привлечении кредитов российских и иностранных банков, международных и иностранных организаций;
- содействие в организации консорциумов и других объединений для финансирования дорогостоящих проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;
- стимулирование развития лизинговой деятельности на территории области, направленной на модернизацию и обновление речных пассажирских судов.
Государственную поддержку реализации программы предусматривается осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области по следующим основным направлениям:
- предоставление государственных гарантий при привлечении займов в рамках областного бюджета;
- финансирование за счет средств бюджетов всех уровней капитальных вложений на реконструкцию и строительство объектов транспортной инфраструктуры, текущих затрат на реализацию программных мероприятий, обеспечивающих безопасное функционирование системы речного пассажирского транспорта, и предоставление субсидий для осуществления социально значимых перевозок пассажиров;
- предоставление бюджетных и налоговых кредитов, бюджетных субсидий и субвенций.
8. Результаты реализации программы
Реализация намеченных программных мероприятий позволит обеспечить удовлетворение потребностей области в перевозках пассажиров, решение оборонных, природоохранных и других задач, а также увеличить вклад в развитие экономики области за счет дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|