Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Правительства Астраханской области от 23.08.2005 № 293-П
"О концепции комплексной целевой программы "Активизация научно-инновационных процессов в Астраханской области на 2006-2010 годы"

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 37, 15.09.2005


Вступил в силу с 23 августа 2005 года (пункт 4 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2005 г. № 293-П

О КОНЦЕПЦИИ
КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"АКТИВИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ"

В целях реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу и в соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 № 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию комплексной целевой программы "Активизация научно-инновационных процессов в Астраханской области на 2006-2010 годы" (прилагается).
2. Министерству промышленности, транспорта и связи Астраханской области (Терсков С.К.) разработать комплексную целевую программу "Активизация научно-инновационных процессов в Астраханской области на 2006-2010 годы" и внести ее до 01.01.2006 на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
3. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Активизация научно-инновационных процессов в Астраханской области на 2006-2010 годы" министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 23 августа 2005 г. № 293-П

КОНЦЕПЦИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"АКТИВИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ"

1. Введение

Вопрос активизации сотрудничества науки и производства сегодня приобрел особую актуальность, что подтверждается генеральным направлением государственной инновационной политики, положения которой нашли отражение в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 марта 2002 г., где определено, что приоритетной целью государственной политики является перевод России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счет расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции. Также были определены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации, являющиеся важнейшими ориентирующими документами.
Таким образом, на сегодняшний момент стратегическими составляющими развития общества являются научно-технический прогресс и инновационная активность.
Национальная инновационная политика, направленная на создание и внедрение передовых видов техники и технологий, форм организации труда и управления, является ключевым фактором успеха государства.
Национальная инновационная политика включает две тесно взаимосвязанные составляющие - государственную и региональную политику.
Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе (субъекте Российской Федерации), путей и средств их достижения на основе тесного взаимодействия региональных и федеральных исполнительных органов государственной власти. В общем виде главная цель региональной инновационной политики заключается в создании на территории субъекта Российской Федерации условий для успешного осуществления процесса получения, накопления, обогащения научных знаний и эффективного их перевода в технологию и продукцию.
Таким образом, роль субъектов Российской Федерации в формировании национальной инновационной системы возрастает, поскольку процесс активизации научно-инновационной деятельности должен начинаться на местах, способствуя укреплению экономики регионов и увеличивая долю высокотехнологичной продукции, что, в свою очередь, является единственно возможным способом быстрого и устойчивого увеличения валового регионального продукта (далее - ВРП). Региональная инновационная политика, за рубежом называемая "новой экономической географией", становится одним из наиболее важных этапов формирования национальной инновационной системы.
В Астраханской области обеспечение ускоренного экономического роста и намеченного удвоения ВРП за период 2005-2007 годов в соответствии с Программой социально-экономического развития области с учетом удвоения валового регионального продукта на 2005-2007 годы, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 20.05.2005 № 101-П, возможно только при переходе области на инновационный путь развития.
Концепция комплексной целевой программы "Активизация научно-инновационных процессов в Астраханской области на 2006-2010 годы" (далее - концепция) разработана министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области во исполнение Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Пилотной стадией развития инновационных процессов в Астраханской области является областная целевая научно-техническая программа "Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере Астраханской области на 2001-2005 годы", утвержденная Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 18.07.2000 № 239.

2. Основные цели, принципы и направления
научно-инновационной деятельности

2.1. Концепция определяет основные приоритеты, принципы, направления, формы и методы работы исполнительных органов государственной власти Астраханской области в научно-инновационной сфере.
Необходимость разработки концепции обусловлена влиянием науки на социально-экономическое положение в Астраханской области, позволяющим за счет создания и реализации инновационных товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках обеспечить реализацию стратегии удвоения ВРП.
Государственная политика в области развития национальной инновационной системы призвана объединить усилия исполнительных органов государственной власти, организаций научного сообщества и предпринимательского сектора в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности.
Реализация программы "Активизация научно-инновационных процессов в Астраханской области на 2006-2010 годы" должна способствовать решению следующих проблем:
- социальные - развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала области, увеличение вклада науки и техники в социально-экономическое развитие территории, реструктуризация действующих производств, создание новых рабочих мест, открытие малых инновационных предприятий, упрочение взаимосвязи науки и образования, сохранение и развитие материальной базы вузов и НИИ;
- экономические - получение наукоемкой, высококонкурентной, малотоннажной, импортозамещающей продукции;
- экологические - обеспечение рационального природопользования, сохранение природной среды и устойчивого развития Астраханской области.
2.2. Разработка и реализация плана мероприятий, направленных на сохранение, развитие и эффективное использование научно-инновационного потенциала Астраханской области, осуществляется в соответствии с действующим законодательством по следующим основным направлениям:
- формирование региональной научно-инновационной политики;
- правовое обеспечение региональной научно-инновационной политики;
- создание рыночно ориентированной научно-инновационной инфраструктуры;
- финансово-экономическая поддержка за счет внебюджетных средств и средств бюджетов всех уровней научно-инновационной деятельности на территории Астраханской области;
- информационное обеспечение научно-технического комплекса Астраханской области;
- установление и реализация международных научно-технических связей.

3. Анализ текущего уровня научно-инновационной деятельности
в Астраханской области

3.1. Астраханская область обладает достаточно большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом. На территории области расположено более 20 научных организаций, наиболее представительными из которых являются:
- ФГУП "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства";
- ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства";
- "Астраханский научно-исследовательский и проектный институт газа" ООО "Астраханьгазпром";
- ГУ "Научно-исследовательский институт по изучению лепры";
- ГНУ "Прикаспийской научно-исследовательский институт аридного земледелия";
- ГУ "Астраханский государственный природный биосферный заповедник";
- ФГУП Научно-производственный центр по осетроводству "БИОС".
Кроме того, значительным научно-инновационным потенциалом обладают крупнейшие вузы области:
- ГОУ ВПО "Астраханский государственный университет";
- ФГОУ ВПО "Астраханский государственный технический университет";
- ГОУ ВПО "Астраханская государственная медицинская академия".
Общая численность работников в организациях науки составляет около 3000 человек. Объем исследований и разработок, выполненных областными научными организациями в 2004 году, составил более 350 миллионов рублей.
3.2. В соответствии с Перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Астраханской области, утвержденным Распоряжением Главы Администрации Астраханской области от 29.10.2002 № 1115-р, основными направлениями работ научных организаций Астраханской области являются:
- сельское хозяйство;
- биология и медицина;
- прикладная химия;
- рыбоводство;
- экология.
Большинство исследований направлено на разработку и совершенствование критических технологий:
- биологические средства защиты растений и животных;
- мониторинг окружающей среды;
- поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа;
- природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов;
- производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
- сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия;
- энергосбережение.
3.3. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области, ситуация в инновационной сфере характеризуется следующими показателями: доля инновационно активных предприятий в 2003 году составила 6%, в 2004 - 5.5%. В целом по России аналогичный показатель составляет приблизительно 10%. Доля выручки от реализации инновационной продукции в общей выручке от продажи товаров и услуг предприятий Астраханской области составила в 2004 году 1.7%. Примечательным является тот факт, что в структуре доходов от реализации инновационной продукции доля экспорта за пределы Российской Федерации составила в 2004 году 21%.
В структуре затрат на технологические инновации преобладают расходы на закупку оборудования и приобретение новых технологий (93.7% затрат на инновации). На исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства в 2004 году организациями и предприятиями Астраханской области средства не направлялись (в 2003 году наблюдалась аналогичная ситуация). Это свидетельствует об усилении негативной тенденции к инновационной зависимости от экономически развитых стран.
Основными причинами низкой инновационной активности предприятия и организации Астраханской области, осуществляющие инновационную деятельность, назвали следующие (по данным 2004 года):
- недостаток собственных денежных средств;
- высокая стоимость нововведений;
- высокий экономический риск.
Кроме того, следует отметить, что многие предприятия области не обладают информацией о современных отечественных и иностранных технологиях, поскольку в условиях экономического кризиса произошло снижение уровня развития отраслевой науки. Также остро ощущается на производстве недостаток кадров требуемой квалификации. В этой ситуации роль академических институтов и вузовского сектора науки как источников инноваций должна возрасти. Но в настоящее время связи между промышленностью области и научными организациями остаются достаточно слабыми.
3.4. Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности, поскольку позволяет обратить в собственность доходы от инвестиций в НИОКР и получить прибыль от нововведений. К началу XXI века интеллектуальная собственность стала играть небывало важную роль в создании корпоративного богатства и развитии конкуренции. Если в 70-80-е годы XX века патент выполнял прежде всего охранную функцию, то в 90-х годах патенты стали средством стимулирования конкуренции, способствуя инновационным процессам в новых областях.
За последние 6 лет в Российской Федерации наблюдается рост патентной активности организаций и населения. Если в 1999 году Роспатентом было выдано 19508 патентов на изобретения российским и иностранным заявителям, то в 2004 году их количество составило 23191 (рост на 18.9%). Подъем общей патентной активности произошел за счет роста выданных патентов отечественным исследователям и разработчикам с 15363 патентов в 1999 году до 19123 в 2004 году (увеличение на 24.5%). Патентная же активность иностранных исследователей и разработчиков за тот же период увеличилась приблизительно на 30%.
По уровням изобретательской активности и патентования изобретений существуют значительные различия между субъектами Российской Федерации, отражающие различия в инновационном и научно-техническом потенциале регионов.
Такие субъекты Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург и Московская область, значительно опережают остальные регионы по количеству подаваемых заявок и полученных патентов.
Первое место среди 7 федеральных округов с большим отрывом занимает Центральный округ. Второе и третье места занимают Приволжский и Северо-западный округа, Сибирский округ - 4-е место, Южный - 5-е место, Уральский и Дальневосточный - 6-е и 7-е места.
Патентная активность субъектов Российской Федерации Южного федерального округа представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Динамика подачи в Роспатент заявок
на изобретения по Южному федеральному округу

   --------------------------------------------------------------------------------¬

¦ Заявки на изобретения ¦
+---------T---------T---------T---------T---------T---------T---------T---------+
¦1997 год ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год ¦2001 год ¦2002 год ¦2003 год ¦2004 год ¦
+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦777 ¦1216 ¦1941 ¦2046 ¦3135 ¦3256 ¦2592 ¦2284 ¦
L---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------


Таблица 2. Динамика подачи в Роспатент заявок
на полезные модели по Южному федеральному округу

   --------------------------------------------------------------------------------¬

¦ Заявки на полезные модели ¦
+----------T-----------T----------T-----------T----------T-----------T----------+
¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦
+----------+-----------+----------+-----------+----------+-----------+----------+
¦69 ¦142 ¦177 ¦385 ¦316 ¦380 ¦424 ¦
L----------+-----------+----------+-----------+----------+-----------+-----------


Патентная активность Астраханской области представлена в таблице 3.

Таблица 3. Динамика подачи в Роспатент заявок
на объекты промышленной собственности
по Астраханской области

   --------------------T-------------T---------------T---------------T--------------¬

¦ Вид заявки ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦
+-------------------+-------------+---------------+---------------+--------------+
¦Изобретение ¦65 ¦79 ¦78 ¦73 ¦
+-------------------+-------------+---------------+---------------+--------------+
¦Полезная модель ¦7 ¦14 ¦5 ¦17 ¦
+-------------------+-------------+---------------+---------------+--------------+
¦Промышленный ¦1 ¦2 ¦1 ¦0 ¦
¦образец ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------+---------------+---------------+--------------+
¦Товарный знак ¦28 ¦16 ¦16 ¦21 ¦
L-------------------+-------------+---------------+---------------+---------------


Астраханская область в рейтинге субъектов Российской Федерации Южного федерального округа по итогам 2004 года занимала по заявкам:
- на изобретения - 7-е место (в 2003 г. - 6-е место);
- на полезные модели - 6-е место (в 2003 г. - 7-е место);
- на товарные знаки - 7-е место (в 2003 г. - 10-е место).
Среди субъектов Российской Федерации по итогам 2004 года Астраханская область находилась по количествам поданных заявок:
- на изобретения - на 52-м месте (2003 г. - 54-е место);
- на полезные модели - на 53-м месте (2003 г. - 65-е место);
- на товарные знаки - на 67-68-м местах (2003 г. - 69-71-е места).
В феврале 2002 года при областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской создан научно-методический и консультационный центр по проблемам интеллектуальной собственности. В марте 2003 года начала свою работу школа "Основы защиты и использования объектов интеллектуальной собственности". Трехмесячные курсы, организованные в рамках этой школы, окончили более 40 человек.
3.5. В Российской Федерации статистическое наблюдение за инновационной активностью ведется с 1993 года в виде заполняемых предприятиями и организациями форм статистической отчетности. В настоящее время Федеральная служба государственной статистики приняла за основу несколько форм государственного статистического наблюдения, относящихся к инновационной деятельности, но основным инструментом наблюдения является "Форма № 4-инновация". Проведя анализ форм статистического наблюдения, можно сделать вывод, что инновационно активными признаются предприятия и организации, которые:
- поставляют на рынок инновационную продукцию;
- имеют затраты на инновационную деятельность;
- участвуют в технологическом обмене.
Состав показателей отчетности при вышеприведенном определении инновационной активности применим к промышленному предприятию, серийно выпускающему на рынок продукцию и ведущему обновление производственных фондов и технологий. Однако практический подсчет многих учетных количественных показателей затруднен по следующим причинам:
- большинство данных не может быть проверено и подтверждено косвенными исследованиями;
- не даны пороговые критерии показателей при заполнении статистической формы.
Кроме перечисленных замечаний "Форма № 4-инновация" малоприменима к вузам и научным организациям, которые имеют отличную типологию инновационной продукции, в которую включены объекты интеллектуальной собственности, а также результаты исследований и разработок. Причем в статистических формах практически не содержатся вопросы, которые могли бы идентифицировать инновационный потенциал организации, в то время как одной из основных задач вуза является расширенное воспроизводство некоторых составляющих инновационного потенциала экономики (кадры, знания, объекты интеллектуальной собственности).
Таким образом, создание эконометрического инструментария для измерения результативности инновационной деятельности вузов и научных организаций не решается в рамках действия имеющихся форм государственного статистического наблюдения.
3.6. Расширение сферы деятельности современных вузов требует формирования на их основе учебно-научно-инновационных комплексов, в структуру которых кроме вуза могут входить НИИ, КБ, технологические бюро, промышленные предприятия, технопарки, инновационно-технологические центры и т.д. Создание таких комплексов позволит повысить эффективность всего цикла освоения наукоемкой продукции - от фундаментальных исследований и разработок до готового продукта.
В 2003 году при Астраханском государственном техническом университете создан региональный учебно-научно-инновационный комплекс, главными задачами которого являются обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, активизация научных исследований и инновационной деятельности, эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач Астраханской области.

4. Формы и методы государственной поддержки
научно-инновационной деятельности в Астраханской области

4.1. Формы и методы государственной поддержки научно-инновационной деятельности включают в себя:
- формирование региональной научно-инновационной программы и территориального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию;
- долевое или полное финансирование из бюджета Астраханской области на конкурсной основе научно-инновационных проектов;
- подготовка инженеров-менеджеров, специалистов по управлению инновациями в сфере высоких технологий;
- содействие в организации внебюджетных венчурных фондов с целью активизации частного капитала в сфере наукоемкого инновационного бизнеса;
- участие в формировании и развитии научно-инновационной инфраструктуры Астраханской области;
- содействие организациям научно-инновационной сферы области в участии в качестве исполнителей в федеральных целевых программах;
- выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для представления их отечественным или иностранным инвесторам;
- представление по согласованию интересов научных и инновационно активных организаций на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
- разработка и введение в действие нормативно-методических документов, способствующих развитию научно-инновационной деятельности.
4.2. Использование конкретных форм и методов государственной поддержки осуществляется по результатам рассмотрения документов инициатора научного, научно-технического или инновационного проекта с учетом требуемых экспертных заключений, в том числе и координационной комиссии по развитию научно-инновационных процессов в Астраханской области. Предпочтение будет отдаваться конкурентоспособным и эффективным по коммерческим и социальным показателям проектам, содержащим качественно подготовленную документацию, включая бизнес-план, а также документы, подтверждающие гарантированную реализацию продукции в условиях разумного риска и реального рынка.
4.3. Значительную роль в активизации научно-инновационных процессов играют научные и инновационные фонды.
Анализ мирового опыта показывает, что через систему фондов государство должно оказывать на конкурсной основе финансовую поддержку малым технологическим предприятиям на ранних стадиях развития. Эта система включает фонды, предоставляющие финансовые ресурсы компаниям на стадии научно-исследовательских разработок, и фонды, инвестирующие в компании, находящиеся на раннем этапе развития (фонды посевного и стартового финансирования), а также гарантийные фонды.
В России государственную поддержку инновационных проектов оказывает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, Российский фонд фундаментальных исследований проводит конкурс ориентированных фундаментальных работ, целью которого является превращение фундаментальных знаний, полученных на средства фонда, в новые технологии. Заключение соглашений между Астраханской областью и данными фондами о проведении совместных конкурсов позволит наряду с активизацией инновационных процессов привлекать в область дополнительные средства из федерального бюджета.
4.4. Отдельным важным направлением работы должно стать курирование участия астраханских ученых во всероссийских и международных выставках, конференциях и других масштабных научно-инновационных мероприятиях, так как широкая огласка достижений и разработок астраханских исследователей увеличивает шансы привлечения инвесторов.
4.5. Необходимо улучшение статистического наблюдения за инновационной активностью предприятий и организаций области.
Областная система мониторинга инновационной активности, дополняя федеральную статистическую отчетность, позволит определять эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на активизацию инновационной деятельности.
На основе систематического сбора статистических данных необходимо проводить факторный анализ причин, определяющих интенсивность инновационной деятельности или сдерживающих ее развитие.
4.6. Большое значение для успеха отечественной инновационной деятельности будет иметь практическое выполнение принципа бесплатной передачи права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет государственного финансирования, разработчикам при условии введения их в обозримые сроки в экономический оборот на территории России. Это общий принцип, практикуемый всеми ведущими странами: государство должно страховать риски инновационных компаний, но не должно претендовать на доходы от их бизнеса. Государство получит свою долю доходов через налоги от фирм, созданных на базе инноваций, что подтверждается мировой практикой.

5. Принципы построения и развития научно-инновационной инфраструктуры
Астраханской области

5.1. Научно-инновационная инфраструктура должна представлять собой целостный комплекс, включающий в себя:
- научные организации, высшие учебные заведения, инновационно активные предприятия и организации различных форм собственности, в том числе малые предприятия научно-технической сферы;
- систему информационно-аналитического обеспечения и прогнозирования;
- отработанный механизм проведения экспертизы научных, научно-технических и инновационных программ, проектов, бизнес-планов, заявок и предложений;
- механизм продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на рынок;
- систему подготовки и переподготовки кадров для научно-инновационной деятельности.
5.2. Построение научно-инновационной инфраструктуры не должно быть механическим учетом уже действующих на территории Астраханской области ее организационных элементов или простым дополнением их недостающей части, а требует органической увязки и сопряжения существующих и вновь создаваемых структур и наличия возможности координации и регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.

6. Оценка эффективности результатов
научно-инновационной деятельности

6.1. Наиболее значимыми с точки зрения повышения конкурентоспособности производства экономическими результатами использования научно-технических инноваций являются:
- внедрение ресурсосберегающих технологий (важнейшим фактором низкой конкурентоспособности отечественных производств в абсолютном большинстве отраслей промышленности являются высокие издержки производства и в первую очередь затраты топлива и энергии);
- увеличение доли продукции высокой степени переработки (изменение структуры производства в этом направлении является необходимым условием преодоления сырьевой ориентации экономики и должно рассматриваться как одна из ключевых задач промышленной политики);
- обеспечение гибкости производства (высокие темпы обновления продукции, как условие сохранения конкурентных позиций на рынке, предъявляют повышенные требования к технологической структуре производств, которая должна обеспечить их адекватную реакцию на изменение рыночной конъюнктуры).
6.2. Для комплексной оценки эффективности результатов научно-инновационной деятельности на территории Астраханской области необходимы оценка и анализ одновременно нескольких составляющих:
- экономический эффект;
- научно-технический эффект;
- социальный эффект;
- экологический эффект.

7. Основные мероприятия программы

7.1. Создание и развитие учебно-научно-инновационных комплексов при высших учебных заведениях области. Поддержка регионального учебно-научно-инновационного комплекса при Астраханском государственном техническом университете.
7.2. Проведение совместных (с государственными научными фондами, высшими учебными заведениями, организациями и предприятиями) конкурсов инновационных проектов.
7.3. Создание и поддержание системы подготовки кадров для научно-инновационной сферы области.
7.4. Улучшение информационной и нормативно-методической поддержки научно-инновационной деятельности на территории области.
7.5. Организация и курирование участия астраханских ученых и изобретателей во всероссийских и международных выставках, конференциях и других широкомасштабных научно-инновационных мероприятиях.
7.6. Активное привлечение молодежи к научно-инновационной деятельности.

8. Источники финансирования программы

Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств федерального бюджета (гранты государственных научных и инновационных фондов), бюджета Астраханской области и собственных средств предприятий и организаций, инициирующих реализацию научно-инновационных проектов.

9. Ожидаемые результаты реализации программы

Наличие благоприятной среды для научно-инновационной деятельности в Астраханской области прямо и косвенно будет оказывать позитивное воздействие на уровень жизни населения. Основные ожидаемые результаты реализации программы:
- активное внедрение новых разработок позволит стимулировать развитие фундаментальной и прикладной науки на территории области;
- создание новых рабочих мест будет способствовать увеличению уровня занятости населения области;
- коммерциализация интеллектуальной собственности непосредственно повлияет на рост уровня доходной части бюджета Астраханской области;
- применение новых наукоемких разработок и технологий будет способствовать повышению качества и уровня жизни населения области.
Экономическая значимость программы обусловлена созданием областной инновационной инфраструктуры, которая по окончании действия программы станет автономной от бюджета Астраханской области, самоокупаемой, ежегодно обеспечивающей дополнительный прирост объема инновационной продукции.

10. Заключительные положения

Настоящая концепция содержит основные положения единой государственной политики в научно-инновационной сфере Астраханской области.
Определены стратегические направления развития научно-инновационной сферы Астраханской области:
- обеспечение проведения единой государственной политики в научно-инновационной сфере Астраханской области;
- формирование инновационной инфраструктуры;
- увеличение эффективности использования научного потенциала области;
- стимулирование изобретательской активности и увеличение эффективности использования уже созданных объектов интеллектуальной собственности;
- стимулирование инновационного предпринимательства;
- стимулирование к использованию инноваций;
- подготовка кадров для инновационной сферы;
- повышение инновационной культуры.
Активная научно-инновационная политика требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех субъектов научной и инновационной деятельности, с другой - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания социально-экономических условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки, техники и технологии в экономику области.
Реализация научно-инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов научной и инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru