Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Астраханского областного суда от 13.04.2003
<О признании отдельных норм Закона Астраханской области "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению>

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 23, 03.06.2004






АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2003 года

Именем Российской Федерации

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего - Маштачковой Л.Ф.
при секретаре - Кочневой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-37/04 по заявлению прокурора Астраханской области о признании отдельных норм Закона Астраханской области "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,

установил:

Прокурор Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании отдельных норм Закона Астраханской области "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области", принятого Государственной Думой Астраханской области 24.10.02, противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, указав в обоснование своих требований, что согласно абзацу 2 статьи 3 закона субъекта Федерации Астраханский областной фонд развития жилищного строительства и ипотеки создается Администрацией Астраханской области в соответствии с действующим законодательством в форме некоммерческой организации и действует на основании устава, утверждаемого Администрацией Астраханской области, что противоречит статье 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование.
В нарушение нормы Федерального закона Законом Астраханской области определено создание с органом государственной власти некоммерческой организации в форме фонда.
Впоследствии прокурором требования были увеличены и заявлено о признании в целом оспариваемого Закона недействующим, затем требования были уточнены и поставлен вопрос о признании недействующими и не подлежащими применению абзаца 3 статьи 1, абзацев 4, 7, 9 статьи 2, статьи 3 и 4, абзаца 4 части 2 статьи 5, абзаца 4 статьи 6, поскольку данные нормы содержат основные понятия, используемые в Законе, в том числе сведения о Фонде, перечень участников системы жилищного кредитования, содержащий наряду с другими участниками Астраханский областной Фонд развития жилищного строительства и ипотеки, а также положения, регламентирующие порядок создания Фонда, его функции, источники финансирования системы ипотечного жилищного кредитования.
Представитель прокуратуры Астраханской области - Соловьев И.А., заявление поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным выше.
Представитель третьего лица - Управления Министерства юстиции РФ по Астраханской области - Кухновец Э.С. поддержала доводы заявителя и просила заявление удовлетворить.
Представители Государственной Думы Астраханской области Сокольская Е.В. и Администрации Астраханской области - Пивоварова М.В. требования прокурора признали.
Представитель третьего лица - Астраханского областного фонда развития жилищного строительства и ипотеки - Безруков Д.Ш. не возражал против удовлетворения требований прокурора.
Выслушав стороны, третьих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части признания абзаца 3 статьи 1, абзацев 4, 7, 9 статьи 2, статьи 3 и 4, абзаца 4 части 2 статьи 5, абзаца 4 статьи 6 Закона Астраханской области "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению по следующим основаниям
Создание некоммерческих организаций регламентируется статьями 50, 116-120 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", статьей 31, которого предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование.
Аналогичные положения содержит и статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 296 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Проанализировав указанные выше нормы федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что возможность создания иных некоммерческих организаций, помимо учреждений, для органов государственной власти не предусмотрена.
Это вытекает из смысла самого Федерального закона, поскольку только при такой форме некоммерческой организации при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет его собственник, а орган государственной власти в лице Администрации Астраханской области, осуществляя функции контроля за его деятельностью, продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, переданным учреждению в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федераций.
Как следует из Устава некоммерческой организации "Астраханский областной фонд развития жилищного строительства и ипотеки", имущество, переданное Фонду его учредителем, каковым является Администрация Астраханской области, является собственностью Фонда. Учредитель не отвечает по обязательствам созданного им Фонда (п.п. 1.2, 1.4 статья 1 Устава). Фонд имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет право от своего имени приобретать, осуществлять имущественные и личные неимущественные права (п.п. 2.1 статья 2 Устава).
Таким образом, вещные права, которыми наделил учредитель Фонд, подтверждают доводы заявителя о несоответствии Астраханского областного фонда развития жилищного строительства и ипотеки организационно-правовой форме учреждения.
На основании изложенного, проанализировав указанные выше нормы федерального законодательства и Закона субъекта Федерации, суд приходит к выводу, что абзац 3 статьи 1, абзацы 4, 7, 9 статьи 2, статьи 3 и 4, абзац 4 части 2 статьи 5, абзац 4 статьи 6 Закона Астраханской области "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области" противоречат федеральному законодательству.
Учитывая, что Фондом в процессе деятельности уже заключены договоры с гражданами, для которых признание отдельных норм Закона недействующими со дня его принятия повлечет нарушение их прав, суд считает возможным признать оспариваемые нормы Закона Астраханской области недействующими со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Астраханской области удовлетворить. Признать абзац 3 статьи 1, абзацы 4, 7, 9 статьи 2, статьи 3 и 4, абзац 4 части 2 статьи 5, абзац 4 статьи 6 Закона Астраханской области "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области" недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Астраханские известия". Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Л.Ф.МАШТАЧКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru