| |
Постановление Правительства Астраханской области от 14.11.2005 № 408-П
"Об утверждении Положения об областной службе медицины катастроф"
Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 47, 25.11.2005
Вступил в силу с 14 ноября 2005 года (пункт 3 данного документа).
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2005 г. № 408-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОБЛАСТНОЙ СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" и от 28.02.96 № 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об областной службе медицины катастроф.
2. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 14 ноября 2005 г. № 408-П
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЛАСТНОЙ СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
1. Общие положения
1.1. Областная служба медицины катастроф (далее - служба) является функциональным звеном территориальной подсистемы Астраханской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входит в состав Всероссийской службы медицины катастроф.
1.2. Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной помощи населению.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, участвующими в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
1.3. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами Губернатора и Правительства Астраханской области, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, решениями межведомственной координационной комиссии областной службы медицины катастроф (далее - межведомственная комиссия) и настоящим Положением.
2. Основные задачи
Основными задачами службы являются:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе локальных вооруженных конфликтов и террористических актов;
- организация мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне чрезвычайной ситуации;
- организация взаимодействия и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение постоянной готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений службы независимо от ведомственной принадлежности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, формирований и учреждений службы;
- выявление источников чрезвычайных ситуаций, прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;
- внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной помощи населению и лечения пораженных в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование организационной структуры службы и системы медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
- участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
- создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы;
- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности службы.
3. Организационная структура
3.1. Служба функционально объединяет службу медицины катастроф министерства здравоохранения Астраханской области, службу медицины катастроф военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории области, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (далее - ТУ Роспотребнадзора), других органов исполнительной власти Астраханской области.
3.2. Начальником службы медицины катастроф Астраханской области является министр здравоохранения Астраханской области.
Руководящим органом службы на территориальном уровне являются межведомственная комиссия и государственное учреждение здравоохранения "Территориальный центр медицины катастроф Астраханской области" (далее - ТЦМК), который одновременно выполняет функцию штаба службы.
3.3. Служба медицины катастроф имеет следующие уровни: федеральный, региональный, территориальный (областной), местный и объектовый.
3.4. На всех уровнях службы медицины катастроф на базе образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей учреждений-формирователей.
При возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органам управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.
3.5. На территориальном уровне служба представлена:
- ТЦМК;
- ТУ Роспотребнадзора и подведомственными ему учреждениями;
- лечебно-профилактическими учреждениями, подчиненными министерству здравоохранения Астраханской области, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной медицинской помощи населению, и создаваемыми на их базе медицинскими формированиями для работы в чрезвычайных ситуациях;
- лечебно-профилактическими учреждениями, подчиненными комитету по здравоохранению администрации г. Астрахани, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной медицинской помощи населению, и создаваемыми на их базе медицинскими формированиями для работы в чрезвычайных ситуациях;
- государственным учреждением здравоохранения "Астраханская областная станция переливания крови";
- федеральным государственным унитарным предприятием "Профилактика";
- медицинскими формированиями повышенной готовности, сетью учреждений здравоохранения ГУ "Южный окружной медицинский центр" Минздравсоцразвития России, военно-медицинскими учреждениями Минобороны России, медицинскими учреждениями УВД Астраханской области, УИН Минюста России по Астраханской области, Приволжского отделения РАО "Российские железные дороги".
3.6. Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются (привлекаются) медицинские формирования службы.
Профиль, количество и сроки готовности штатных и нештатных медицинских формирований службы, перечень лечебно-профилактических учреждений, на базе которых они создаются, определяются решением начальника службы и оформляются в виде задания.
Обеспечение готовности формирований к действиям по предназначению возлагается на руководителя учреждения-формирователя, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления службы соответствующего уровня.
Координация подготовки и взаимодействия органов управления, порядок привлечения и использования формирований и учреждений, входящих в состав службы, возлагаются на министерство здравоохранения Астраханской области.
4. Организация деятельности службы
4.1. В зависимости от обстановки деятельность службы осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимает Правительство Астраханской области.
4.2. В зависимости от режима деятельности служба выполняет следующие основные мероприятия:
4.2.1. В режиме повседневной деятельности:
- текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;
- участие в организации и осуществлении наблюдения за окружающей средой и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных стихийных бедствий в плане предупреждения или уменьшения медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание формирований службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в чрезвычайных ситуациях;
- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и обеспечение эффективного постоянного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- организация и обеспечение экстренной медицинской помощи населению;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- поддержание в готовности органов управления, формирований и учреждений службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
- проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;
- поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
- создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;
- участие в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи и медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований.
4.2.2. В режиме повышенной готовности:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы о введении режима повышенной готовности;
- проведение внеочередного заседания межведомственной комиссии;
- усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу персонала ТЦМК, создание оперативных групп, обеспечение их транспортом и средствами связи;
- направление оперативной группы штаба службы (органа управления здравоохранением) на место возможной чрезвычайной ситуации;
- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
- организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями службы мероприятий режима повышенной готовности, проверка их выполнения и оказание помощи;
- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовка к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.
4.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
- активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
- введение в действие по указанию председателя межведомственной комиссии плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативной группы штаба службы (органов управления здравоохранением), формирований и учреждений службы;
- организация системы связи службы, ее координация с системой связи территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (во взаимодействии с УВД Астраханской области);
- организация и осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;
- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.
4.3. Мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной или возникшей чрезвычайной ситуации и могут относиться ко всей службе данного уровня или к ее части (на территориальном уровне - к определенному городу, району; на местном уровне - к району города, объекту экономики).
Организация медицинского обеспечения при чрезвычайных ситуациях в результате эпидемии регламентируется специальными документами. Руководство медицинским обеспечением возлагается на санитарно-противоэпидемическую комиссию при Правительстве Астраханской области.
4.4. В соответствии с Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и выполняются силами и средствами территориального, местного, объектового уровней службы, на территории (объектах) которых возникла чрезвычайная ситуация.
4.5. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает: лечебно-эвакуационное, санитарно-гигиеническое, противоэпидемическое обеспечение, медицинские мероприятия по защите населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, снабжение медицинским имуществом. В соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, планом взаимодействия органов управления, формирований и учреждений службы, а также решением руководителя службы для медико-санитарного обеспечения населения используются находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические учреждения, а также учреждения снабжения медицинским имуществом независимо от их ведомственной подчиненности.
4.6. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
Ее сущность заключается в последовательном и преемственном оказании пораженным медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации (первой медицинской и доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной помощи) в сочетании с их эвакуацией в лечебные учреждения, способные обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в полном объеме.
4.7. Санитарно-гигиеническое обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в их ликвидации.
Основными мероприятиями санитарно-гигиенического обеспечения в чрезвычайных ситуациях являются:
- оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, действующих на здоровье населения и окружающую среду;
- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения и персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением гигиенических норм и санитарных правил, организацией питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе чрезвычайной ситуации.
4.8. Противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайной ситуации включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, а в случае появления - локализации и ликвидации эпидемических очагов.
Основными мероприятиями противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайной ситуации являются:
- организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки;
- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону (район) чрезвычайной ситуации;
- активное раннее выявление, изоляция инфекционных больных и их эвакуация в инфекционные больницы;
- соблюдение противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации;
- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, и организация наблюдения за ними;
- проведение режимно-ограничительных мероприятий в эпидемическом очаге;
- организация и проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- проведение профилактических прививок и экстренной профилактики.
4.9. Мероприятия по медицинской защите предназначаются для предупреждения и ликвидации или уменьшения воздействия поражающих факторов на население и спасателей в чрезвычайных ситуациях.
Основными мероприятиями по медицинской защите в чрезвычайной ситуации являются:
- содействие обеспечению населения и спасателей медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и т.п.);
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- участие в медицинской и психологической подготовке населения и спасателей;
- организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического заражения личного состава, а также выполнение других защитных мероприятий в формированиях и учреждениях службы.
4.10. Медицинское снабжение представляет собой комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе органов управления, формирований и учреждений службы.
На территориальном уровне для выполнения первоочередных работ по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создается резерв медицинского имущества. Порядок формирования, накопления, размещения, хранения, пополнения и освежения медицинского имущества определяется положением о резервах медицинского имущества для чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура медицинского имущества и его количество определяются с учетом возможной медико-тактической обстановки по нормам снабжения медицинским имуществом службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях и табелям оснащения формирований службы медицины катастроф.
4.11. Основным документом, регулирующим деятельность службы, является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Он разрабатывается соответствующими штабами службы, согласовывается с членами межведомственной комиссии, подписывается ее председателем и утверждается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Астраханской области.
Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет министерство здравоохранения Астраханской области.
5. Финансирование службы и ее
материально-техническое обеспечение
5.1. Финансирование службы осуществляется за счет средств областного бюджета и в соответствии с целевыми отраслевыми программами.
5.2. Резерв материально-технических ресурсов и медицинского имущества создается за счет средств областного бюджета.
5.3. Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются министерством здравоохранения Астраханской области.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|