Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Правительства Астраханской области от 11.05.2006 № 145-П
"О мерах по обеспечению жилищных прав граждан при переселении из жилых помещений (жилых домов)"
(вместе с "Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления по обеспечению жилищных прав граждан-собственников жилых помещений и граждан-нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма при осуществлении комплексной застройки территорий, реконструкции и обновлении кварталов застройки")

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 19, 17.05.2006


Вступил в силу с 11 мая 2006 года (пункт 4 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2006 г. № 145-П

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ПРИ ПЕРЕСЕЛЕНИИ ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (ЖИЛЫХ ДОМОВ)

В целях единообразного применения положений федерального законодательства органами местного самоуправления Астраханской области при осуществлении комплексной застройки территорий, реконструкции и обновлении кварталов застройки Правительство Астраханской области постановляет:
1. Принять прилагаемые методические рекомендации для органов местного самоуправления по обеспечению жилищных прав граждан-собственников жилых помещений и граждан-нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма при осуществлении комплексной застройки территорий, реконструкции и обновлении кварталов застройки (далее - методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области:
2.1. Разработать и утвердить проект планировки территории, предназначенной для жилищного строительства, план подготовки правил землепользования и застройки, программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
2.2. Применять методические рекомендации при осуществлении комплексной застройки территорий, реконструкции и обновлении кварталов застройки и реализации государственных и муниципальных программ по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
2.3. Привести положения о комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".
2.4. Провести совместно с заинтересованными лицами инвентаризацию объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, подлежащих комплексной застройке, с целью выявления объектов, находящихся в разрушенном состоянии либо уничтоженных, с последующим представлением информации, изложенной в актах обследования и заключении, в организацию по технической инвентаризации и учету строений для внесения соответствующих записей в технико-учетную и регистрационную документацию.
3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН





Приложение
к Постановлению Правительства
Астраханской области
от 11 мая 2006 г. № 145-П

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН-СОБСТВЕННИКОВ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ГРАЖДАН-НАНИМАТЕЛЕЙ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПО ДОГОВОРАМ
СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ
ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ОБНОВЛЕНИИ
КВАРТАЛОВ ЗАСТРОЙКИ

Настоящие методические рекомендации для органов местного самоуправления разработаны с целью единообразного применения положений федерального законодательства и оказания методической помощи по обеспечению жилищных прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма либо равноценного возмещения с учетом стоимости принадлежащего им на праве собственности имущества при осуществлении комплексной застройки территории, реконструкции и обновлении кварталов застройки.

1. Общие положения

1. Порядок выселения граждан из жилых помещений (жилых домов), а также изъятия жилых помещений установлен статьями 31, 84 - 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение по данному вопросу принимается соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области.
2. Методические рекомендации содержат:
- порядок принятия решения о необходимости сноса в связи с признанием жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания;
- порядок выселения граждан из жилых помещений (жилых домов), принадлежащих им на праве собственности, а также занимаемых по договору социального найма в жилых помещениях (жилых домах), подлежащих реконструкции или сносу;
- порядок изъятия земельных участков;
- порядок выселения граждан из жилых помещений (жилых домов) при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельных участков;
- порядок деятельности инвестора.

2. Подготовительные мероприятия
при осуществлении комплексной застройки территории,
реконструкции и обновлении кварталов застройки

До момента принятия решения о выселении граждан из жилого помещения (жилого дома) органам местного самоуправления необходимо провести работу по сбору информации:
- о наличии заключений о признании жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - непригодным для проживания). В случае отсутствия таких заключений инициировать процедуру признания жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания и подлежащим сносу;
- о количестве проживающих (зарегистрированных) лиц. При сборе информации о количестве граждан, зарегистрированных в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, следует установить фактическое проживание всех зарегистрированных граждан в данном жилом помещении.
В случае получения информации о непроживании зарегистрированных граждан по месту регистрации рекомендуется в судебном порядке решать вопрос о признании таких граждан утратившими право пользования данным жилым помещением с последующим снятием с регистрационного учета;
- о правах на жилое помещение (жилой дом) (собственность, социальный найм);
- о количестве и адресе каждого жилого помещения (жилого дома) в границах предполагаемого к застройке земельного участка;
- о занимаемой жилой и общей площади жилого помещения (жилого дома);
- о количестве и общей площади жилых помещений, необходимых для переселения граждан;
- о правах на предоставленные земельные участки на данной территории физическим или юридическим лицам.
По результатам собранной информации органом местного самоуправления формируется единый реестр.
Органы местного самоуправления по результатам проведенной инвентаризации объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, подлежащих комплексной застройке, направляют в организацию по технической инвентаризации и учету строений информацию о выявленных объектах, находящихся в разрушенном состоянии либо уничтоженных, для внесения соответствующих записей в технико-учетную и регистрационную документацию.
При рассмотрении заявлений нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда о вселении в занимаемое жилое помещение новых членов семьи необходимо руководствоваться статьей 70 Жилищного кодекса Российской Федерации.

3. Основание для освобождения жилого помещения (жилого дома)

Основанием для освобождения жилого помещения (жилого дома) являются решения:
- о признании в установленном порядке жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством;
- об изъятии земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.

4. Порядок признания жилого помещения (жилого дома)
непригодным для проживания и подлежащим сносу

4.1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" (далее - постановление Правительства Российской Федерации) органы местного самоуправления наделены полномочиями по признанию непригодными для проживания жилых помещений жилых (домов), находящихся в муниципальной и (или) частной собственности.
4.2. Признание жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия установленным требованиям указанных жилого помещения (жилого дома) и многоквартирного дома.
4.3. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений (жилых домов) муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители соответствующего органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
4.4. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
4.5. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
4.6. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений (жилых домов), находящихся на соответствующей территории, непригодными для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия установленным требованиям этих жилых помещений (жилых домов) и принятию решения о признании этих жилых помещений (жилых домов) непригодными для проживания граждан.
4.7. Основанием для признания жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания является наличие определенных критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации.
4.8. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия установленным требованиям и признает жилое помещение (жилой дом) непригодным для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
4.9. Для рассмотрения вопроса о непригодности жилого помещения (жилого дома) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (жилой дом);
- план жилого помещения (жилого дома) с его техническим паспортом.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику жилого помещения (жилого дома) представить указанные документы.
4.10. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения) из числа указанных в пункте 4.12 настоящих методических рекомендаций.
При реализации национальных проектов срок рассмотрения поступивших заявлений или заключений предлагается установить 10 дней с даты регистрации.
4.11. Процедура проведения оценки соответствия жилого помещения (жилого дома) установленным требованиям проводится в соответствии с положениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации.
4.12. По результатам оценки комиссия принимает одно из следующих решений:
- о признании жилого помещения (жилого дома) пригодным для проживания;
- о необходимости и возможности проведения реконструкции (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения (жилого дома) в соответствие с установленными требованиями и после завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о признании жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
4.13. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения (жилого дома), сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
4.14. Комиссия в 5-дневный срок с момента издания распоряжения направляет по 1 экземпляру указанного распоряжения и заключения комиссии заявителю.
В случае признания жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, решение направляется в соответствующий орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
4.15. Решение соответствующего органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

5. Порядок выселения граждан из жилых помещений
(жилых домов), принадлежащих им на праве
собственности, признанных непригодными для проживания
и подлежащих сносу

5.1. Соответствующим органом местного самоуправления принимается решение о выселении граждан из жилых помещений (жилых домов), признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, в котором устанавливаются конкретные сроки и порядок выселения.

Выселение граждан-собственников в случае их согласия

5.2. Выселение граждан-собственников при их согласии производится органом местного самоуправления либо лицом, осуществляющим выселение, путем предоставления гражданам:
- компенсации стоимости жилого помещения (жилого дома), находящегося в собственности гражданина, без предоставления другого жилого помещения с учетом компенсации за земельный участок, в случае если он находится у гражданина в собственности;
- иного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и находящегося в черте соответствующего муниципального образования, по договору мены, купли-продажи, дарения, а в случае нахождения в собственности гражданина земельного участка - равноценного земельного участка или компенсации за данный земельный участок.
Под лицом, осуществляющим выселение граждан, в настоящих методических рекомендациях понимается инвестор либо уполномоченное им на совершение вышеуказанных действий физическое или юридическое лицо.
5.3. Размер возмещения (компенсации) определяется по соглашению сторон.
Денежное возмещение (компенсация) собственнику предоставляется в безналичной форме с зачислением суммы возмещения на банковский счет собственника освобождаемого жилого помещения.
5.4. Оформление обязательств сторон при освобождении жилых помещений (жилых домов) осуществляется путем заключения договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом).
5.5. До заключения договора, указанного в пункте 5.4 настоящих методических рекомендаций, стороны вправе заключить предварительный договор, в котором могут определить:
- форму возмещения (компенсации);
- размер и условия предоставления денежного возмещения (компенсации);
- существенные характеристики жилого помещения, предоставляемого в порядке натурального возмещения (компенсации);
- сроки предоставления жилого помещения;
- порядок выселения;
- расходы по переезду в предоставляемое жилое помещение;
- обязательство собственника о предоставлении лицам, совместно с ним проживающим в освобождаемом жилом помещении (жилом доме), права пользования жилым помещением, вновь предоставляемым в порядке натурального возмещения;
- другие существенные условия освобождения жилого помещения (жилого дома).
5.6. Собственники, освобождающие жилые помещения (жилые дома), вправе за счет собственных средств приобрести в собственность жилое помещение большего размера при наличии его у лица, осуществляющего выселение.
При приобретении собственниками жилого помещения по стоимости, превышающей размер рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), доплата осуществляется на основании оценки стоимости предоставляемого жилого помещения, производимой за счет собственника, изъявившего желание приобрести большее жилое помещение.
5.7. Оценка стоимости жилых помещений (жилых домов) производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
5.8. В случае если гражданин отказался от предоставления ему другого жилого помещения в собственность или выплаты компенсации стоимости жилого помещения (жилого дома), находящегося в собственности гражданина, по соглашению сторон жилое помещение гражданину может быть предоставлено органом местного самоуправления на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений.

Выселение граждан-собственников
в случае отсутствия согласия на их выселение

5.9. Если гражданин, являющийся собственником жилого помещения (жилого дома), отказался от предложенных ему вариантов, предусмотренных пунктами 5.2 и 5.8 настоящих методических рекомендаций, жилое помещение может быть изъято у собственника путем:
- выкупа у него жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка, не находящегося в собственности;
- выкупа у него и жилого помещения (жилого дома), и земельного участка в связи с изъятием земельного участка, находящегося в собственности.
5.10. В выкупную цену жилого помещения включаются:
- рыночная стоимость жилого помещения;
- все убытки, причиненные изъятием жилого помещения.
Рыночная стоимость устанавливается независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
5.11. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка.
Данные решения должны приниматься по возможности одновременно либо с небольшим разрывом во времени после завершения документального оформления процедуры изъятия земельного участка.
5.12. Решение об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом не требуется предварительного согласования с лицом, у которого будет изыматься имущество, и государственная регистрация осуществляется без учета интересов гражданина-собственника в плане дальнейшего использования названного имущества.
Решение об изъятии жилого помещения после прохождения государственной регистрации направляется в организацию по технической инвентаризации и учету объектов недвижимости с целью внесения соответствующих записей в технико-учетную и регистрационную документацию.
5.13. При выселении из жилых помещений (жилых домов) в связи с изъятием жилого помещения граждане уведомляются органом местного самоуправления о принятом решении письменно в течение двух недель со дня государственной регистрации принятого решения.
5.14. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него жилого помещения (земельного участка) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения (земельного участка) в течение двух лет с момента направления собственнику уведомления о принятом решении и дате его государственной регистрации.
В случае принятия судом решения, определяющего переход права собственности на освобождаемое имущество либо прекращение прав собственников освобождаемого имущества, а равно размер выкупа, орган местного самоуправления направляет решение суда в организацию по технической инвентаризации и учету объектов недвижимости с целью погашения прав прежних правообладателей имущества.
5.15. Граждане при выселении из жилых помещений (жилых домов) имеют право на получение достоверной информации о порядке выселения и освобождения жилых помещений (жилых домов), а также защиту своих прав при выселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в соответствии с федеральным законодательством.

6. Оформление договора, определяющего переход права собственности

6.1. Договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, заключается в сроки, указанные в решении органа местного самоуправления об изъятии земельного участка.
При наличии предварительного договора, указанного в пункте 5.5 настоящих методических рекомендаций, заключение договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, осуществляется в сроки, указанные в предварительном договоре.
6.2. Договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, должен содержать:
- права сторон на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и жилое помещение, предоставляемое в порядке натурального возмещения (компенсации) либо в порядке зачета стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома) в выкупную цену;
- форму и размер предоставления в виде:
другого равноценного благоустроенного жилого помещения, равноценного возмещения (компенсации) стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома) в безналичной денежной форме без предоставления другого жилого помещения;
- другие дополнительные условия предоставления возмещения (компенсации) либо выкупа.
6.3. Договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
Плата за оформление и государственную регистрацию права собственности на основании договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, осуществляется за счет органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии, либо лица, осуществляющего переселение.
6.4. На срок оформления договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом), проведения государственной регистрации права собственности на предоставленное жилое помещение, лицо, осуществляющее выселение, заключает с собственником договор краткосрочного найма на это жилое помещение.
Договор краткосрочного найма является основанием для вселения и проживания в жилом помещении на срок оформления государственной регистрации права собственности на данное жилое помещение и прекращает свое действие с момента государственной регистрации.
6.5. Ранее занимаемое жилое помещение (жилой дом) освобождается собственником в сроки, определенные в договоре, но не позднее чем через 10 дней после:
- заключения договора социального найма;
- получения документа о праве собственности на жилое помещение;
- получения денежного возмещения (компенсации) либо выкупной цены в полном размере.

7. Порядок выселения граждан из жилых помещений
(жилых домов), занимаемых гражданами по договору
социального найма, признанных непригодными для проживания

7.1. Выселение граждан-нанимателей производится органом местного самоуправления путем предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма в соответствии со статьями 84 - 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
7.2. Предоставляемое гражданам в связи с выселением жилое помещение должно быть:
благоустроенным применительно к условиям соответствующего муниципального образования;
- равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;
- отвечающим установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
- расположено в черте того же муниципального образования, в котором находилось ранее занимаемое жилое помещение.
7.3. Выселение граждан из жилых помещений (жилых домов), предоставленных им на условиях социального найма, производится по соглашению сторон.
7.4. В случае отказа от выселения в предлагаемое нанимателю и членам его семьи жилое помещение вопрос о принудительном выселении решается в судебном порядке.
Жилое помещение, в которое выселяют нанимателя, должно быть свободным от прав третьих лиц и указано в решении суда.
7.5. Гражданам, состоящим на учете и нуждающимся в улучшении жилищных условий, может быть предоставлено жилое помещение свыше нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями после принятия решения о дальнейшем использовании помещения, сроках выселения физических и юридических лиц, за пятилетний период до принятия решения об изъятии.
7.6. Граждане при выселении из жилых помещений (жилых домов) имеют право на получение достоверной информации о порядке выселения и освобождения жилых помещений (жилых домов), а также защиту своих прав при выселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в соответствии с федеральным законодательством.

8. Условия и порядок изъятия земельных участков

8.1. Органом местного самоуправления земельный участок может быть изъят:
- для муниципальных нужд в соответствии со статьями 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации;
- для муниципальных нужд в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома;
- в городских и сельских поселениях для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.
При отсутствии генеральных планов городских и сельских поселений в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" используются материалы проекта территориального землеустройства.
8.2. Решение об изъятии земельного участка является основанием для заключения договоров о возмещении (компенсации) либо о выкупной цене жилого помещения (жилого дома) с гражданами-собственниками, освобождающими жилые помещения (жилые дома).
8.3. В выкупную цену земельного участка включаются:
- рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества (жилых, производственных и иных зданий, строений и сооружений);
- все убытки, причиненные собственнику (иному обладателю прав на землю) изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
8.4. Взамен изымаемого земельного участка собственнику по соглашению с ним может быть предоставлен бесплатно в собственность другой равноценный земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
8.5. Решение об изъятии земельного участка принимается при наличии сформированного земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, и должно содержать следующие сведения:
- об изымаемых земельных участках (местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование, обременения);
- о собственниках земельных участков, землепользователях, землевладельцах, арендаторах земельных участков, обладателях сервитутов;
- о цели изъятия;
- об условиях изъятия земельных участков (срок изъятия, источник финансирования расходов, связанных с изъятием, порядок определения выкупной цены или подлежащих возмещению убытков, предоставление иных земельных участков);
- перечень жилых помещений (жилых домов), подлежащих изъятию в соответствии с единым реестром;
- сроки изъятия жилых помещений (жилых домов).
8.6. Собственник и иные землепользователи земельного участка должны быть не менее чем за один год письменно уведомлены о предстоящем изъятии органом, принявшим решение об изъятии. Изъятие земельного участка до истечения годичного срока для целей выкупа допускается только с согласия собственника или землепользователя этого участка.
8.7. Решение об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
8.8. Выселение граждан из жилых помещений (жилых домов) при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельных участков осуществляется в порядке, указанном в пунктах 5.9 - 5.15 настоящих методических рекомендаций.

9. Деятельность инвестора

9.1. При осуществлении жилищного строительства на земельных участках, занятых жилищным фондом, деятельность инвестора по выселению граждан из жилых помещений (жилых домов), в том числе непригодных для проживания, регламентируется условиями инвестиционного контракта, заключенного между инвестором и органом местного самоуправления в установленном порядке.
9.2. Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по соглашению сторон предоставляется возмещение (компенсация).
Возмещение (компенсация) собственнику, освобождающему жилое помещение (жилой дом), предоставляется по его выбору в денежной или натуральной форме.
Возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения.
9.3. Выселение граждан возможно осуществлять в квартиры, построенные инвесторами-застройщиками для продажи на рынке жилья при сносе аварийных и ветхих жилых домов на земельных участках, отводимых под строительство нового жилья.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru