| |
Постановление Правительства Астраханской области от 23.05.2006 № 156-П
"Об утверждении концепции отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году"
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 23, 08.06.2006
Вступил в силу с 23 мая 2006 года (пункт 4 данного документа).
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2006 г. № 156-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ"
В соответствии с протоколом заседания комиссии по развитию информационно-коммуникационных технологий на территории Астраханской области от 22.02.2006 № 03-28/1 Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году" агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.
3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) в двухнедельный срок разработать отраслевую целевую программу "Информатизация Астраханской области в 2007 году" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Утверждена
Постановлением
Правительства
Астраханской области
от 23 мая 2006 г. № 156-П
КОНЦЕПЦИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ"
1. Введение
Концепция отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году" (далее - концепция) разработана агентством по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные, областные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы разработки и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Концепция разработана с учетом:
- основных положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, разработанной Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р;
- основных положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р;
- комплексных исследований сферы ИКТ, анализа применения ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления;
- результатов реализации проектов в рамках Соглашения между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Администрацией Астраханской области о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
- основных положений областной целевой программы "Информатизация органов исполнительной и законодательной власти Астраханской области в 2005-2006 годах", утвержденной Постановлением Администрации Астраханской области от 11.01.2005 № 1/1.
2. Содержание проблемы (актуальность)
Предпосылки
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества, стало широкое распространение и применение ИКТ во всех сферах человеческой деятельности. Более двадцати лет данный процесс является предметом программных разработок на региональном, федеральном и международном уровнях, основная цель которых - получить максимальную пользу от внедрения ИКТ и предотвратить возможные негативные последствия. В последние годы правительства разных стран проявляют повышенное внимание к более оперативному и эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на основе создания так называемых "электронных правительств" <1>. В этот процесс вовлечена и Россия. Однако, несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от развитых стран по уровню информатизации. На преодоление этого отставания направлена утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", а также разработанная Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р).
-------------------------------
<1> Областная целевая программа "Информатизация органов исполнительной и законодательной власти Астраханской области в 2005-2006 годах".
Основные принципы и направления реализации
единой государственной политики в области использования ИКТ
Государственная политика в сфере информатизации основана на следующих принципах <2>:
-------------------------------
<2> Соответствуют основным целям и приоритетным задачам административной реформы в Российской Федерации.
- подчинение процессов информатизации решению приоритетных задач социально-экономического развития области, реализации национальных проектов, модернизации системы государственного управления;
- соответствие задач информатизации исполнительных органов государственной власти области целевым показателям эффективности их деятельности;
- консолидация бюджетных средств на решении приоритетных задач информатизации Астраханской области, создание системы контроля за их расходованием;
- централизованное создание областных информационных ресурсов, элементов информационно-технической инфраструктуры;
- исключение дублирования сбора информации при создании информационных систем;
- разработка типовых прикладных компонентов, структурных решений, элементов информационно-технической инфраструктуры;
- обеспечение согласованности и сбалансированности темпов информатизации Астраханской области;
- открытость и прозрачность процесса информатизации;
- приоритетное использование областного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации.
Единые требования к основным элементам
информационно-технологического обеспечения
Формирование в рамках единой федеральной архитектуры "электронного правительства" общих для органов государственной власти Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти области государственных стандартов в области создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования обеспечивает согласованное развитие и совместимость используемых программно-технических решений.
Областные стандарты создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов определяют общие требования, а также порядок выполнения и результаты работ по их проектированию, реализации и внедрению, критерии оценки эффективности их последующего использования.
Областные стандарты формируются для следующих типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры информационных систем и ресурсов, используемых исполнительными органами государственной власти области:
- систем взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающих предоставление исполнительными органами государственной власти области через Интернет или другие каналы связи справочной информации и услуг, включая порталы и центры телефонного обслуживания;
- транзакционных и учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения исполнительными органами государственной власти области своих основных задач и функций;
- систем межведомственного взаимодействия и информационного обмена сообщениями и данными между государственными информационными ресурсами;
- систем управления ресурсами, обеспечивающих поддержку деловых процессов и административных регламентов в деятельности исполнительных органов государственной власти области;
- офисных систем, используемых работниками исполнительных органов государственной власти области в своей повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией;
- информационно-аналитических центров и систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных о результатах выполнения исполнительными органами государственной власти области своих основных задач и функций;
- систем управления электронными архивами документов;
- систем информационной безопасности.
В целях обеспечения интеграции, совместного использования и информационного взаимодействия информационных систем и ресурсов в исполнительных органах государственной власти области на межведомственном уровне формируются областные стандарты метаданных информационных объектов, описания информационных систем и ресурсов в исполнительных органах государственной власти области, предоставления информационных сервисов, информационного электронного обмена и сетевого взаимодействия.
Обеспечение информационной открытости <3>
-------------------------------
<3> Одна из приоритетных задач административной реформы в Российской Федерации.
Повышение информационной открытости исполнительных органов государственной власти области, доступности информации для граждан, а также создание механизмов общественного контроля за их деятельностью обеспечивается путем создания:
- интернет-ресурсов, содержащих информацию о деятельности исполнительных органов государственной власти области, а также предоставления доступа к ним гражданам и организациям;
- единой системы навигации по интернет-ресурсам исполнительных органов государственной власти области;
- систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля за их исполнением;
- системы публикации и распространения данных о результативности деятельности исполнительных органов государственной власти области.
При разработке программ и проектов информатизации следует принимать во внимание целесообразность интеграции создаваемых областных информационных ресурсов в общероссийское и мировое информационное пространство.
Создание областных информационных ресурсов
Областные информационные ресурсы создаются в случае необходимости предоставления оперативного доступа к целостной актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах государственного управления на межведомственном уровне и ее совместного использования при подготовке решений. Работы по проектированию <4>, созданию <5> ресурсов ведут исполнительные органы государственной власти области по согласованию с агентством по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.
-------------------------------
<4> Разработка технических заданий (технических требований)
<5> Проведение открытых конкурсов
Создание областных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры организации сбора, хранения и актуализации данных об объектах государственного управления, а также осуществлять контроль доступа и их использования.
Необходимый уровень информационной безопасности государственных информационных ресурсов обеспечивается путем применения сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации. Применение криптографических средств защиты информации является обязательным для информационных систем, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Координирует создание областных информационных ресурсов агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.
Защита интеллектуальной собственности
Защита интеллектуальной собственности должна обеспечить предотвращение использования не имеющих лицензионного сопровождения программно-технических средств в сфере информационных технологий, а также охрану авторских прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Использование нелицензионного программно-технического обеспечения в составе информационных систем, применяемых в деятельности исполнительных органов государственной власти области, снижает качество обслуживания, уровень надежности и безопасности информационных систем.
Снижение доли не имеющих лицензионного сопровождения программно-технических средств в деятельности исполнительных органов государственной власти области осуществляется на основе:
- свободного распространения прикладных систем, разработанных за счет средств областного бюджета;
- увеличения финансирования по статьям областного бюджета, обеспечивающего возможности лицензирования имеющихся программно-технических средств, а также их лицензионного сопровождения;
- централизации проведения государственных закупок по суммарным заявкам исполнительных органов государственной власти области;
- инвентаризации программного обеспечения, результатов НИОКР, разработанных за счет средств областного бюджета в научно-исследовательских организациях;
- государственных закупок лицензионных программно-технических средств, соответствующих открытым стандартам взаимодействия.
Кадровое обеспечение в области информационных технологий
В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных гражданских служащих Астраханской области в сфере информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:
- определения квалификационных требований к различным категориям государственных гражданских служащих Астраханской области в сфере использования информационных технологий;
- внедрения унифицированных процедур оценки квалификационных навыков сотрудников в области применения современных информационных технологий;
- разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных гражданских служащих, а также необходимых методических материалов;
- профессионального обучения и сертификации государственных гражданских служащих, ответственных за использование и внедрение информационных технологий;
- улучшения материально-технического обеспечения исполнительных и законодательных органов государственной власти Астраханской области, включая оснащение рабочих мест государственных гражданских служащих вычислительной техникой; создания в исполнительных органах государственной власти области учебных компьютерных классов; внедрения технологий дистанционного обучения;
- информирования государственных гражданских служащих о передовом опыте и инновациях в области информационных технологий;
- создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными гражданскими служащими информационных технологий.
Нормативная правовая база в сфере использования
информационных технологий
Совершенствование нормативного правового обеспечения в области использования ИКТ в Астраханской области осуществляется на основе изменений действующей нормативной правовой базы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов.
Для обеспечения исполнительными и законодательными органами государственной власти области конституционного права граждан на информацию и применения в этих целях современных информационных технологий следует завершить работу по формированию комплекса нормативных актов, гарантирующих права граждан на информацию о деятельности исполнительных и законодательных органов государственной власти области и порядке использования информационных технологий во взаимоотношениях между государством, обществом и гражданами. Необходимо нормативно закрепить правила работы с персональными данными и использование современных средств идентификации участников информационного обмена.
Координация деятельности по реализации программ и проектов
информатизации
Основным механизмом реализации государственной политики и интеграции процессов информатизации должна стать отраслевая целевая программа "Информатизация Астраханской области в 2007 году" (далее - программа).
Программа должна включать мероприятия по развитию нормативной правовой базы, разработке и актуализации технических требований и областных стандартов в данной сфере, созданию общих и типовых прикладных элементов информационно-технологической инфраструктуры, реализации проектов информатизации, формированию архитектуры и созданию элементов "электронного правительства", повышению квалификации государственных гражданских служащих в сфере информационных технологий, выполнению НИОКР, разработке методической базы, регламентирующей порядок управления информатизацией.
Создание, развитие и обеспечение функционирования информационных систем, ресурсов и технологий исполнительных органов государственной власти области осуществляются в рамках самостоятельных отраслевых программ.
В целях повышения эффективности управления процессом информатизации осуществляется мониторинг использования информационных технологий, в рамках которого обеспечивается контроль за ходом выполнения проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в применении информационных технологий, формируются предложения по корректировке государственной политики.
3. Цели и задачи программы
Программа определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере развития ИКТ в Астраханской области. В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной и доступной системы предоставления государственных услуг гражданам и организациям на основе использования ИКТ ("электронное правительство"), что соответствует основным целям административной реформы в Российской Федерации.
Государственная политика в сфере использования ИКТ призвана обеспечить координацию деятельности исполнительных органов государственной власти области по созданию информационных ресурсов, информационных систем и обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.
Основными целями программы являются повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления <6>, повышение эффективности государственного управления за счет внедрения ИКТ; этапное формирование "электронного правительства", ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.
-------------------------------
<6> Цели данной концепции соответствуют целям Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, разработанной Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р, и целям административной реформы в Российской Федерации.
Государственная политика в сфере использования ИКТ призвана создать необходимые условия обеспечения согласованности действий исполнительных органов государственной власти области для формирования и выполнения программ и проектов информатизации.
К целям программы относятся:
- определение стратегических приоритетов информатизации, построение единой системы управления процессом информатизации в Астраханской области;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, достижение высокой степени информационной открытости исполнительных и законодательных органов государственной власти и местного самоуправления области для общества;
- совершенствование нормативной правовой базы;
- защита интеллектуальной собственности;
- повышение информационной культуры;
- расширение количества и повышение качества телекоммуникационных и информационных услуг для населения, исполнительных и законодательных органов государственной власти и местного самоуправления области, предприятий, организаций и учреждений;
- содействие формированию образовательной среды, реализация комплексных образовательных программ (в том числе подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих) в сфере ИКТ, кадровое обеспечение административной реформы;
- формирование общественного мнения в части развития ИКТ на территории области;
- модернизация системы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в исполнительных органах государственной власти области;
- разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, разработка стандартов в области создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, этапное формирование единой архитектуры "электронного правительства";
- координация при создании областных информационных ресурсов, организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций на основе интернет-ресурсов исполнительных органов государственной власти области, обеспечение прав на свободный поиск, получение, производство, распространение, хранение и защиту информации;
- информационное сопровождение реализации национальных проектов: "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса" и мероприятий в рамках подготовки к празднованию 450-летия основания г. Астрахани.
Для достижения целей программы необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативной правовой базы Астраханской области в сфере ИКТ;
- формирование областных информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти области, обеспечение доступа к ним населения и хозяйствующих субъектов;
- совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти области, жителей и хозяйствующих субъектов Астраханской области на основе использования ИКТ;
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры Астраханской области;
- поддержка научных исследований в области развития и применения ИКТ;
- обеспечение информационной безопасности системы ИКТ на территории Астраханской области;
- упорядочение использования лицензионного программного обеспечения;
- обеспечение исполнительных и законодательных органов государственной власти области техническими средствами.
Основные принципы <7>, которые положены в основу формирования и реализации программы, включают:
- открытость <8> программ и проектов ИКТ;
-------------------------------
<7> Основные принципы данной концепции соответствуют принципам и направлениям реализации единой государственной политики в области использования информационных технологий, декларированным в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, разработанной Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-Р
<8> Открытость - информирование о принимаемых решениях в области ИКТ, проведение работ в рамках открытых конкурсов. Освещение мероприятий концепции в средствах массовой информации и сети Интернет как на этапе разработки, так и на этапе реализации.
- использование материалов (проектов, программ, конкурсов), методических разработок по итогам выполнения проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" с целью соответствия архитектуры технических и технологических решений федеральным стандартам;
- снижение нагрузки на областной бюджет за счет привлечения федеральных и внебюджетных средств на реализацию мероприятий программы;
- определение актуальных потребностей в ИКТ исполнительных и законодательных органов государственной власти и местного самоуправления области, информационных ресурсах, подготовке и переподготовке кадров и т.д.
4. Перечень мероприятий программы и срок ее реализации
Программа реализуется в течение 2007 года.
Основные мероприятия программы:
- нормативное правовое обеспечение информатизации в Астраханской области;
- реализация элементов "электронного правительства". Создание государственных информационных ресурсов. Повышение открытости исполнительных органов государственной власти области;
- создание единой информационно-технологической инфраструктуры;
- обеспечение исполнительных и законодательных органов государственной власти Астраханской области техническими средствами;
- формирование общественного мнения в части развития ИКТ на территории области;
- содействие формированию образовательной среды, реализация комплексных образовательных программ в сфере ИКТ;
- упорядочение использования лицензионного программного обеспечения;
- содействие реализации соглашений с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации в области разработки, внедрения и использования ИКТ.
5. Ресурсное обеспечение
Реализация программы осуществляется за счет средств областного бюджета <9>.
-------------------------------
<9> Размер софинансирования отдельных проектов (мероприятий) программы за счет средств федерального бюджета определяется на основе соглашения между Правительством Астраханской области, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации при включении на конкурсной основе отдельных проектов программы в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
6. Управление реализацией программы и ожидаемые результаты
Эффективной реализации программы способствует использование результатов мониторинга применения информационных технологий в деятельности исполнительных органов государственной власти области.
Необходимым условием успешной реализации программы является также публичность процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в концепции проблемам при их обсуждении общественностью, научными и экспертными кругами с применением механизмов общественной экспертизы.
Государственная политика, сформулированная в концепции, нацелена на достижение измеряемых результатов.
Управление информатизацией и выполнение мероприятий по реализации основных положений программы необходимо обеспечить на уровне исполнительных органов государственной власти области при координации работ государственным заказчиком программы. Результатами реализации программы станут:
- формирование базовой информационно-технологической инфраструктуры;
- обеспечение государственных гражданских служащих <10> современными персональными компьютерами, доступом в локальную сеть, сеть Интернет;
-------------------------------
<10> Количество должно быть определено по результатам мониторинга.
- этапное внедрение технологий "электронного правительства", обеспечивающих исполнительным органам государственной власти области возможность интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций;
- обеспечение доступа граждан через Интернет к открытой информации исполнительных органов государственной власти области;
- снижение доли <11> используемого программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки;
-------------------------------
<11> Количество должно быть определено по результатам мониторинга.
- интеграция ведомственных информационных систем на основе единых требований и единой телекоммуникационной сети передачи данных в рамках единого информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, внедрение систем электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти области;
- формирование общественного мнения в части развития ИКТ на территории области;
- значительное повышение квалификации пользователей и обслуживающего персонала в области информационных технологий.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|