Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Правительства Астраханской области от 23.05.2006 № 156-П
"Об утверждении концепции отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 23, 08.06.2006


Вступил в силу с 23 мая 2006 года (пункт 4 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2006 г. № 156-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ"

В соответствии с протоколом заседания комиссии по развитию информационно-коммуникационных технологий на территории Астраханской области от 22.02.2006 № 03-28/1 Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году" агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.
3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) в двухнедельный срок разработать отраслевую целевую программу "Информатизация Астраханской области в 2007 году" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Постановлением
Правительства
Астраханской области
от 23 мая 2006 г. № 156-П

КОНЦЕПЦИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ"

1. Введение

Концепция отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году" (далее - концепция) разработана агентством по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные, областные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы разработки и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Концепция разработана с учетом:
- основных положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, разработанной Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р;
- основных положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р;
- комплексных исследований сферы ИКТ, анализа применения ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления;
- результатов реализации проектов в рамках Соглашения между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Администрацией Астраханской области о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
- основных положений областной целевой программы "Информатизация органов исполнительной и законодательной власти Астраханской области в 2005-2006 годах", утвержденной Постановлением Администрации Астраханской области от 11.01.2005 № 1/1.

2. Содержание проблемы (актуальность)

Предпосылки

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества, стало широкое распространение и применение ИКТ во всех сферах человеческой деятельности. Более двадцати лет данный процесс является предметом программных разработок на региональном, федеральном и международном уровнях, основная цель которых - получить максимальную пользу от внедрения ИКТ и предотвратить возможные негативные последствия. В последние годы правительства разных стран проявляют повышенное внимание к более оперативному и эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на основе создания так называемых "электронных правительств" <1>. В этот процесс вовлечена и Россия. Однако, несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от развитых стран по уровню информатизации. На преодоление этого отставания направлена утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", а также разработанная Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р).
   -------------------------------

<1> Областная целевая программа "Информатизация органов исполнительной и законодательной власти Астраханской области в 2005-2006 годах".

Основные принципы и направления реализации
единой государственной политики в области использования ИКТ

Государственная политика в сфере информатизации основана на следующих принципах <2>:
   -------------------------------

<2> Соответствуют основным целям и приоритетным задачам административной реформы в Российской Федерации.

- подчинение процессов информатизации решению приоритетных задач социально-экономического развития области, реализации национальных проектов, модернизации системы государственного управления;
- соответствие задач информатизации исполнительных органов государственной власти области целевым показателям эффективности их деятельности;
- консолидация бюджетных средств на решении приоритетных задач информатизации Астраханской области, создание системы контроля за их расходованием;
- централизованное создание областных информационных ресурсов, элементов информационно-технической инфраструктуры;
- исключение дублирования сбора информации при создании информационных систем;
- разработка типовых прикладных компонентов, структурных решений, элементов информационно-технической инфраструктуры;
- обеспечение согласованности и сбалансированности темпов информатизации Астраханской области;
- открытость и прозрачность процесса информатизации;
- приоритетное использование областного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации.

Единые требования к основным элементам
информационно-технологического обеспечения

Формирование в рамках единой федеральной архитектуры "электронного правительства" общих для органов государственной власти Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти области государственных стандартов в области создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования обеспечивает согласованное развитие и совместимость используемых программно-технических решений.
Областные стандарты создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов определяют общие требования, а также порядок выполнения и результаты работ по их проектированию, реализации и внедрению, критерии оценки эффективности их последующего использования.
Областные стандарты формируются для следующих типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры информационных систем и ресурсов, используемых исполнительными органами государственной власти области:
- систем взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающих предоставление исполнительными органами государственной власти области через Интернет или другие каналы связи справочной информации и услуг, включая порталы и центры телефонного обслуживания;
- транзакционных и учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения исполнительными органами государственной власти области своих основных задач и функций;
- систем межведомственного взаимодействия и информационного обмена сообщениями и данными между государственными информационными ресурсами;
- систем управления ресурсами, обеспечивающих поддержку деловых процессов и административных регламентов в деятельности исполнительных органов государственной власти области;
- офисных систем, используемых работниками исполнительных органов государственной власти области в своей повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией;
- информационно-аналитических центров и систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных о результатах выполнения исполнительными органами государственной власти области своих основных задач и функций;
- систем управления электронными архивами документов;
- систем информационной безопасности.
В целях обеспечения интеграции, совместного использования и информационного взаимодействия информационных систем и ресурсов в исполнительных органах государственной власти области на межведомственном уровне формируются областные стандарты метаданных информационных объектов, описания информационных систем и ресурсов в исполнительных органах государственной власти области, предоставления информационных сервисов, информационного электронного обмена и сетевого взаимодействия.

Обеспечение информационной открытости <3>

   -------------------------------

<3> Одна из приоритетных задач административной реформы в Российской Федерации.

Повышение информационной открытости исполнительных органов государственной власти области, доступности информации для граждан, а также создание механизмов общественного контроля за их деятельностью обеспечивается путем создания:
- интернет-ресурсов, содержащих информацию о деятельности исполнительных органов государственной власти области, а также предоставления доступа к ним гражданам и организациям;
- единой системы навигации по интернет-ресурсам исполнительных органов государственной власти области;
- систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля за их исполнением;
- системы публикации и распространения данных о результативности деятельности исполнительных органов государственной власти области.
При разработке программ и проектов информатизации следует принимать во внимание целесообразность интеграции создаваемых областных информационных ресурсов в общероссийское и мировое информационное пространство.

Создание областных информационных ресурсов

Областные информационные ресурсы создаются в случае необходимости предоставления оперативного доступа к целостной актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах государственного управления на межведомственном уровне и ее совместного использования при подготовке решений. Работы по проектированию <4>, созданию <5> ресурсов ведут исполнительные органы государственной власти области по согласованию с агентством по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.
   -------------------------------

<4> Разработка технических заданий (технических требований)
<5> Проведение открытых конкурсов

Создание областных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры организации сбора, хранения и актуализации данных об объектах государственного управления, а также осуществлять контроль доступа и их использования.
Необходимый уровень информационной безопасности государственных информационных ресурсов обеспечивается путем применения сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации. Применение криптографических средств защиты информации является обязательным для информационных систем, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Координирует создание областных информационных ресурсов агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.

Защита интеллектуальной собственности

Защита интеллектуальной собственности должна обеспечить предотвращение использования не имеющих лицензионного сопровождения программно-технических средств в сфере информационных технологий, а также охрану авторских прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Использование нелицензионного программно-технического обеспечения в составе информационных систем, применяемых в деятельности исполнительных органов государственной власти области, снижает качество обслуживания, уровень надежности и безопасности информационных систем.
Снижение доли не имеющих лицензионного сопровождения программно-технических средств в деятельности исполнительных органов государственной власти области осуществляется на основе:
- свободного распространения прикладных систем, разработанных за счет средств областного бюджета;
- увеличения финансирования по статьям областного бюджета, обеспечивающего возможности лицензирования имеющихся программно-технических средств, а также их лицензионного сопровождения;
- централизации проведения государственных закупок по суммарным заявкам исполнительных органов государственной власти области;
- инвентаризации программного обеспечения, результатов НИОКР, разработанных за счет средств областного бюджета в научно-исследовательских организациях;
- государственных закупок лицензионных программно-технических средств, соответствующих открытым стандартам взаимодействия.

Кадровое обеспечение в области информационных технологий

В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных гражданских служащих Астраханской области в сфере информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:
- определения квалификационных требований к различным категориям государственных гражданских служащих Астраханской области в сфере использования информационных технологий;
- внедрения унифицированных процедур оценки квалификационных навыков сотрудников в области применения современных информационных технологий;
- разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных гражданских служащих, а также необходимых методических материалов;
- профессионального обучения и сертификации государственных гражданских служащих, ответственных за использование и внедрение информационных технологий;
- улучшения материально-технического обеспечения исполнительных и законодательных органов государственной власти Астраханской области, включая оснащение рабочих мест государственных гражданских служащих вычислительной техникой; создания в исполнительных органах государственной власти области учебных компьютерных классов; внедрения технологий дистанционного обучения;
- информирования государственных гражданских служащих о передовом опыте и инновациях в области информационных технологий;
- создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными гражданскими служащими информационных технологий.

Нормативная правовая база в сфере использования
информационных технологий

Совершенствование нормативного правового обеспечения в области использования ИКТ в Астраханской области осуществляется на основе изменений действующей нормативной правовой базы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов.
Для обеспечения исполнительными и законодательными органами государственной власти области конституционного права граждан на информацию и применения в этих целях современных информационных технологий следует завершить работу по формированию комплекса нормативных актов, гарантирующих права граждан на информацию о деятельности исполнительных и законодательных органов государственной власти области и порядке использования информационных технологий во взаимоотношениях между государством, обществом и гражданами. Необходимо нормативно закрепить правила работы с персональными данными и использование современных средств идентификации участников информационного обмена.

Координация деятельности по реализации программ и проектов
информатизации

Основным механизмом реализации государственной политики и интеграции процессов информатизации должна стать отраслевая целевая программа "Информатизация Астраханской области в 2007 году" (далее - программа).
Программа должна включать мероприятия по развитию нормативной правовой базы, разработке и актуализации технических требований и областных стандартов в данной сфере, созданию общих и типовых прикладных элементов информационно-технологической инфраструктуры, реализации проектов информатизации, формированию архитектуры и созданию элементов "электронного правительства", повышению квалификации государственных гражданских служащих в сфере информационных технологий, выполнению НИОКР, разработке методической базы, регламентирующей порядок управления информатизацией.
Создание, развитие и обеспечение функционирования информационных систем, ресурсов и технологий исполнительных органов государственной власти области осуществляются в рамках самостоятельных отраслевых программ.
В целях повышения эффективности управления процессом информатизации осуществляется мониторинг использования информационных технологий, в рамках которого обеспечивается контроль за ходом выполнения проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в применении информационных технологий, формируются предложения по корректировке государственной политики.

3. Цели и задачи программы

Программа определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере развития ИКТ в Астраханской области. В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной и доступной системы предоставления государственных услуг гражданам и организациям на основе использования ИКТ ("электронное правительство"), что соответствует основным целям административной реформы в Российской Федерации.
Государственная политика в сфере использования ИКТ призвана обеспечить координацию деятельности исполнительных органов государственной власти области по созданию информационных ресурсов, информационных систем и обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.
Основными целями программы являются повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления <6>, повышение эффективности государственного управления за счет внедрения ИКТ; этапное формирование "электронного правительства", ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.
   -------------------------------

<6> Цели данной концепции соответствуют целям Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, разработанной Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р, и целям административной реформы в Российской Федерации.

Государственная политика в сфере использования ИКТ призвана создать необходимые условия обеспечения согласованности действий исполнительных органов государственной власти области для формирования и выполнения программ и проектов информатизации.
К целям программы относятся:
- определение стратегических приоритетов информатизации, построение единой системы управления процессом информатизации в Астраханской области;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, достижение высокой степени информационной открытости исполнительных и законодательных органов государственной власти и местного самоуправления области для общества;
- совершенствование нормативной правовой базы;
- защита интеллектуальной собственности;
- повышение информационной культуры;
- расширение количества и повышение качества телекоммуникационных и информационных услуг для населения, исполнительных и законодательных органов государственной власти и местного самоуправления области, предприятий, организаций и учреждений;
- содействие формированию образовательной среды, реализация комплексных образовательных программ (в том числе подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих) в сфере ИКТ, кадровое обеспечение административной реформы;
- формирование общественного мнения в части развития ИКТ на территории области;
- модернизация системы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в исполнительных органах государственной власти области;
- разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, разработка стандартов в области создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, этапное формирование единой архитектуры "электронного правительства";
- координация при создании областных информационных ресурсов, организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций на основе интернет-ресурсов исполнительных органов государственной власти области, обеспечение прав на свободный поиск, получение, производство, распространение, хранение и защиту информации;
- информационное сопровождение реализации национальных проектов: "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса" и мероприятий в рамках подготовки к празднованию 450-летия основания г. Астрахани.
Для достижения целей программы необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативной правовой базы Астраханской области в сфере ИКТ;
- формирование областных информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти области, обеспечение доступа к ним населения и хозяйствующих субъектов;
- совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти области, жителей и хозяйствующих субъектов Астраханской области на основе использования ИКТ;
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры Астраханской области;
- поддержка научных исследований в области развития и применения ИКТ;
- обеспечение информационной безопасности системы ИКТ на территории Астраханской области;
- упорядочение использования лицензионного программного обеспечения;
- обеспечение исполнительных и законодательных органов государственной власти области техническими средствами.
Основные принципы <7>, которые положены в основу формирования и реализации программы, включают:
- открытость <8> программ и проектов ИКТ;
   -------------------------------

<7> Основные принципы данной концепции соответствуют принципам и направлениям реализации единой государственной политики в области использования информационных технологий, декларированным в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, разработанной Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-Р
<8> Открытость - информирование о принимаемых решениях в области ИКТ, проведение работ в рамках открытых конкурсов. Освещение мероприятий концепции в средствах массовой информации и сети Интернет как на этапе разработки, так и на этапе реализации.

- использование материалов (проектов, программ, конкурсов), методических разработок по итогам выполнения проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" с целью соответствия архитектуры технических и технологических решений федеральным стандартам;
- снижение нагрузки на областной бюджет за счет привлечения федеральных и внебюджетных средств на реализацию мероприятий программы;
- определение актуальных потребностей в ИКТ исполнительных и законодательных органов государственной власти и местного самоуправления области, информационных ресурсах, подготовке и переподготовке кадров и т.д.

4. Перечень мероприятий программы и срок ее реализации

Программа реализуется в течение 2007 года.
Основные мероприятия программы:
- нормативное правовое обеспечение информатизации в Астраханской области;
- реализация элементов "электронного правительства". Создание государственных информационных ресурсов. Повышение открытости исполнительных органов государственной власти области;
- создание единой информационно-технологической инфраструктуры;
- обеспечение исполнительных и законодательных органов государственной власти Астраханской области техническими средствами;
- формирование общественного мнения в части развития ИКТ на территории области;
- содействие формированию образовательной среды, реализация комплексных образовательных программ в сфере ИКТ;
- упорядочение использования лицензионного программного обеспечения;
- содействие реализации соглашений с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации в области разработки, внедрения и использования ИКТ.

5. Ресурсное обеспечение

Реализация программы осуществляется за счет средств областного бюджета <9>.
   -------------------------------

<9> Размер софинансирования отдельных проектов (мероприятий) программы за счет средств федерального бюджета определяется на основе соглашения между Правительством Астраханской области, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации при включении на конкурсной основе отдельных проектов программы в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

6. Управление реализацией программы и ожидаемые результаты

Эффективной реализации программы способствует использование результатов мониторинга применения информационных технологий в деятельности исполнительных органов государственной власти области.
Необходимым условием успешной реализации программы является также публичность процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в концепции проблемам при их обсуждении общественностью, научными и экспертными кругами с применением механизмов общественной экспертизы.
Государственная политика, сформулированная в концепции, нацелена на достижение измеряемых результатов.
Управление информатизацией и выполнение мероприятий по реализации основных положений программы необходимо обеспечить на уровне исполнительных органов государственной власти области при координации работ государственным заказчиком программы. Результатами реализации программы станут:
- формирование базовой информационно-технологической инфраструктуры;
- обеспечение государственных гражданских служащих <10> современными персональными компьютерами, доступом в локальную сеть, сеть Интернет;
   -------------------------------

<10> Количество должно быть определено по результатам мониторинга.

- этапное внедрение технологий "электронного правительства", обеспечивающих исполнительным органам государственной власти области возможность интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций;
- обеспечение доступа граждан через Интернет к открытой информации исполнительных органов государственной власти области;
- снижение доли <11> используемого программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки;
   -------------------------------

<11> Количество должно быть определено по результатам мониторинга.

- интеграция ведомственных информационных систем на основе единых требований и единой телекоммуникационной сети передачи данных в рамках единого информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, внедрение систем электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти области;
- формирование общественного мнения в части развития ИКТ на территории области;
- значительное повышение квалификации пользователей и обслуживающего персонала в области информационных технологий.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru