| |
Постановление Правительства Астраханской области от 19.02.2007 № 60-П
"О концепции развития портала органов государственной власти Астраханской области"
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 10, 07.03.2007
Вступил в силу с 19 февраля 2007 года (пункт 5 данного документа).
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2007 г. № 60-П
О КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ ПОРТАЛА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях повышения эффективности диалога между органами государственной власти Астраханской области и гражданами на основе информационно-коммуникационных технологий, обеспечения информационной прозрачности деятельности органов государственной власти Астраханской области и во исполнение Постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2006 № 161-П "О портале органов государственной власти Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию развития портала органов государственной власти Астраханской области (прилагается).
2. Исполнительным органам государственной власти Астраханской области при осуществлении деятельности по развитию собственного официального интернет-представительства на портале органов государственной власти Астраханской области www.astrobl.ru руководствоваться положениями концепции и планом-графиком мероприятий по развитию портала органов государственной власти Астраханской области на 2007 год, предусмотренным концепцией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Астраханской области при осуществлении деятельности по развитию собственного официального интернет-представительства руководствоваться положениями концепции развития портала органов государственной власти Астраханской области.
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) обеспечивать координацию работ по развитию портала органов государственной власти Астраханской области.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 19 февраля 2007 г. № 60-П
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПОРТАЛА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Введение
Настоящая концепция развития портала органов государственной власти Астраханской области (далее - концепция) разработана с учетом положений Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации", Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", Правительства Астраханской области от 23.05.2006 № 156-П "Об утверждении концепции отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году", от 23.05.2006 № 161-П "О портале органов государственной власти Астраханской области", Губернатора Астраханской области от 20.06.2005 № 412 "О портале органов государственной власти Астраханской области". Создание настоящей концепции обусловлено целями и задачами перехода Астраханской области к информационному обществу.
Весьма эффективный способ организации работы органов государственной власти Астраханской области и обеспечения диалога государственной власти с гражданами и организациями - создание информационного портала, представляющего единую точку доступа ко всем существующим информационным ресурсам.
Объединение информационных ресурсов органов государственной власти в портал имеет следующие преимущества:
- позволяет полно и объективно информировать граждан о составе государственных услуг и видах социальной поддержки;
- привлекает граждан и организации к поддержке инициатив Правительства Астраханской области;
- обеспечивает многосторонние коммуникации нового типа между обществом, бизнес-структурами и государственной властью;
- позволяет воплотить на практике концепцию "единого окна" для решения широкого круга вопросов регулирования хозяйственной деятельности (регистрация, лицензирование, налоги, субсидии и пр.);
- обеспечивает оптимизацию взаимодействия государственных структур при решении стратегических и оперативных вопросов.
Портал является составляющей "электронного правительства". Являясь "порталом для общества", он призван обеспечить точку доступа ко всем уровням и всем ветвям власти, предоставляя населению и бизнес-структурам:
- доступ к документам и информации;
- доступ к сервисным услугам;
- участие в государственных закупках;
- ответы на злободневные вопросы в рамках компетенции органов государственной власти Астраханской области;
- участие в форумах, опросах, голосованиях.
Портал, как элемент "электронного правительства", выполняет коммуникативную функцию, организуя диалоговое пространство "правительство - население". Он осуществляет взаимодействие органов государственной власти с гражданами на основе информационно-коммуникационных технологий. Применение новых информационных технологий позволит в кратчайшие сроки получать информацию об ответных реакциях пользователей портала, повысить гражданскую активность населения. Организация диалога с населением является важнейшей составляющей обратной связи в механизме государственного управления. При этом следует решить проблемы, с одной стороны, эффективного использования неограниченных возможностей обратной связи с населением, а с другой - учета специфических особенностей общения в виртуальном пространстве Интернета.
Основными ориентирами в выстраивании отношений с пользователями портала являются степень комфортности условий, созданных для посетителей портала, и степень доступности базовых государственных услуг через сеть Интернет. Эти два взаимосвязанных показателя должны постоянно улучшаться, что невозможно без определения стратегии и приоритетов развития портала.
Концепция является исходной установкой для разработки мероприятий и программ развития портала органов государственной власти Астраханской области (далее - портал). Концепция представляет собой совокупность целей, отражающих интересы Астраханской области в информационной сфере, направлений их достижения, задач и механизм их реализации.
2. Содержание проблемы (актуальность)
Первое представительство Администрации Астраханской области в сети Интернет появилось в 1996 году. Сайт занял до сих пор пустовавшую нишу информационного ресурса о деятельности Администрации Астраханской области. Статус официального ему был придан Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 16.06.98 № 246 "О представлении Астраханской области в международной сети Интернет". Согласно этому документу развертывание веб-сервера было призвано решить следующие задачи:
- представление области в сети Интернет;
- привлечение туристов, а также внешних инвестиций в экономику Астраханской области;
- содействие продвижению продукции астраханских товаропроизводителей на внешние рынки.
В 2001 году приняты меры по совершенствованию структуры и информационного наполнения сайта (Постановление Главы Администрации Астраханской области от 09.04.2001 № 191 "О совершенствовании представления Администрации Астраханской области в сети Интернет"):
- утверждается перечень основных разделов официального сайта;
- назначаются ответственные из числа сотрудников структурных подразделений Администрации области за сопровождение разделов сайта Администрации области;
- обеспечивается ежедневная передача пресс-релизов и другой информации для ведения канала новостей официального сайта;
- закрепляется необходимость обязательного наличия электронной почты у всех районных средств массовой информации.
В соответствии с Постановлением Губернатора Астраханской области от 20.06.2005 № 412 "О портале органов государственной власти Астраханской области" создан информационный портал. Он становится новым способом общения власти и населения, новым каналом коммуникации.
В 2006 году портал получает статус официального интернет-ресурса органов государственной власти Астраханской области (Постановление Правительства Астраханской области от 23.05.2006 № 161-П "О портале органов государственной власти Астраханской области").
Причинами создания портала, объединившего интернет-представительства всех исполнительных органов государственной власти Астраханской области в сети Интернет в единый информационный ресурс, послужили:
- отсутствие интернет-представительств у большинства исполнительных органов государственной власти (до 2005 года - у 75% исполнительных органов государственной власти Астраханской области, I квартал 2006 г. - у 50%);
- разрозненность существующих сайтов, низкий уровень их структуризации и взаимосвязи, хаотичное обновление, отсутствие единой концепции представления информации о деятельности органов государственной власти Астраханской области.
С момента образования портала проведена определенная работа по достижению прозрачности информации для населения.
Количество ресурсов портала растет. Он объединяет веб-ресурсы органов государственной власти Астраханской области. Портал содержит развитую систему ссылок (внешних ссылок - 22, внутренних ссылок - 73 <*>). В системе портала находятся ссылки на сайты 11 муниципальных образований Астраханской области, 22 субъектов Российской Федерации (17 республик, 4 края, 1 область), информационные ресурсы органов государственной власти Российской Федерации.
--------------------------------
<*> - По данным проекта web-аналитик (http://www.align.ru/?domain=http://www.astrobl.ru).
В системе портала функционирует раздел новостей, где, кроме оперативной информации о важных событиях, представлен анонс социально значимых мероприятий, реализуемых или намечаемых к реализации в Астраханской области. В перечне разделов портала - структура и функции органов государственной власти Астраханской области, справочные материалы, статистика.
На портале добавлена RSS-функциональность, пользователям предлагается удобный способ доступа к оперативно обновляемой новостной ленте текущих событий. С помощью службы RSS можно получать новости, размещенные на портале, сразу на свой компьютер. Эта технология, введенная для удобства пользователей, гарантирует доставку информации и позволяет ознакомиться с ней в любое удобное время.
Пользователям стал доступен PDA-интерфейс системы: PDA-версия - это версия портала, специально предназначенная для просмотра на карманных компьютерах и смартфонах. Ознакомиться с ней можно, нажав соответствующую ссылку на главной странице портала или зайдя напрямую по ссылке pda.astrobl.ru. Информация доступна не только на русском, но и на английском языке (pda.astrobl.ru/eng). Создание англоязычной версии новостей способствует более оперативному и эффективному информированию всех посетителей портала, кто интересуется информацией на портале, но не владеет русским языком.
На портале начата работа по предоставлению государственных услуг, внедрены элементы системы сервисов.
Данные инициативы логично вписываются в концепцию информационной открытости Правительства Астраханской области.
Портал занимает ведущие места не только в областном рейтинге информационных ресурсов, но, по оценкам экспертов, удерживает лидирующие позиции по посещаемости и среди административных ресурсов в масштабах страны <*>.
--------------------------------
<*> - 52 позиция по итогам месяца, всего зарегистрирован 601 административный ресурс (данные на 08.01.2007).
Портал имеет свою массовую, постоянно увеличивающуюся аудиторию в глобальной сети. Посетителями портала кроме населения Астраханской области являются также жители Москвы, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Саратовской, Ростовской областей и других субъектов Российской Федерации <**>.
--------------------------------
<**> - Москва - 8.75%, Волгоградская обл. - 4.30%, Саратовская обл. - 3.77%, Ростовская обл. - 1.72%, Санкт-Петербург - 1.64% (данные рейтинговой системы Rambler's top 100 на 08.01.2007, http://www. Topl00.rambler.ru).
Благодаря созданию портала формируется централизованный источник информации исполнительных органов государственной власти области, обеспечивается доступность Правительства области в сети Интернет, повышается уровень компьютерной грамотности государственных гражданских служащих, разрабатывается новый инструмент взаимодействия с населением области.
Вместе с тем характерен невысокий уровень ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения, можно выделить ряд проблем, на решение которых направлена данная концепция:
1) Информация о полномочиях исполнительных органов государственной власти области, муниципальных образованиях Астраханской области представлена на портале не в полном объеме.
Нормативные правовые документы, положение об исполнительном органе государственной власти - владельце ресурса - представлены не всегда <*>, в связи с чем невозможно проанализировать полномочия соответствующих органов государственной власти, выделить основные проблемы, решаемые ими, и узнать об услугах, т.к. человек не знает точно, к полномочиям какого исполнительного органа государственной власти относится выполнение той или иной государственной услуги. Не все сайты исполнительных органов государственной власти области содержат перечень информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям <**>.
--------------------------------
<*> - Министерство промышленности, транспорта и связи (http://mpts.astrobl.ru), агентство по организации деятельности мировых судей (http://www.astrausd.ru/mirsud.htm) Астраханской области, нормативно-правовые документы большинства сайтов исполнительных органов государственной власти области исчерпываются положением о данном ведомстве (министерство имущественных и земельных отношений (http://mio.astrobl.ru), министерство образования и науки (http://www. astrminobr.ru), министерство промышленности, транспорта и связи (http://mpts.astrobl.ru), министерство социального развития и труда, министерство здравоохранения (http://www.astrasocial.ru) Астраханской области).
<**> - Министерство здравоохранения, министерство культуры (http://www.astrasocial.ru), министерство имущественных и земельных отношений (http://mio.astrobl.ru), министерство образования и науки (http://www.astrminobr.ru), министерство промышленности, транспорта и связи (http://mpts.astrobl.ru), министерство строительства и дорожного хозяйства (http://minstroy.astrobl.ru) Астраханской области.
2) Публикуемые сведения в основном труднодоступны: в большинстве случаев рубрикаторы веб-ресурсов исполнительных органов государственной власти Астраханской области отличаются друг от друга по своему тематическому охвату, отсутствуют карта сайта и поисковая система.
3) Отмечается недостаточная работа по организации обратной связи с населением. Использование инструментов интерактивного взаимодействия в лучшем случае исчерпывается возможностью отправить краткое сообщение в орган государственной власти Астраханской области <***>.
--------------------------------
<***> - Министерство культуры (http://www.astrasocial.ru), министерство международного сотрудничества (http://www.astmid.ru), министерство по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам (http://mintek.astrobl.ru), министерство сельского хозяйства (http://depagro.astrobl.ru), министерство строительства и дорожного хозяйства (http://minstroy.astrobl.ru), министерство финансов (http://minfin.astpage.ru), министерство экономического развития (http://economy.astrobl.ru) Астраханской области. У остальных министерств обратная связь отсутствует.
Многофакторность деятельности органов государственной власти области требует, чтобы в создании единого информационного пространства были задействованы разнообразные данные. Отсутствие системности и единой структуры их размещения на портале приведет к тому, что поиск необходимых сведений будет трудоемким и малоэффективным и заведет пользователей в так называемый информационный тупик. Выход из этого тупика - формирование единого методологического пространства, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных решений, направленных на:
- формирование единой структуры представления информации на сайтах и страницах органов государственной власти и местного самоуправления Астраханской области, создание стандартов размещения информации на портале;
- усиление присутствия составляющих, характеризующих "портал для общества" (информация о деятельности органов государственной власти области, государственные услуги, обратная связь).
Реализация перечисленных шагов приведет к интенсификации развития портала как ключевого элемента, поддерживающего работу с гражданами и организациями, увеличит эффективность информационного взаимодействия государственной власти и населения, повысит открытость органов государственной власти области и местного самоуправления, что послужит залогом эффективности проводимой политики.
3. Цель и задачи концепции
Главной целью концепции является повышение эффективности диалога органов государственной власти Астраханской области с гражданами на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Портал предназначен для размещения общественно значимой информации, оказания государственных услуг в интересах организаций и граждан. Портал должен способствовать более активному участию жителей области в принятии общественно значимых решений, обеспечить необходимый уровень доступности информации о деятельности органов государственной власти области для граждан. Это, в свою очередь, обеспечит информационную прозрачность и открытость деятельности органов государственной власти области, действенность общественного мнения и будет способствовать становлению гражданского общества.
В процессе реализации концепции решаются следующие приоритетные задачи:
- формирование единой информационной инфраструктуры области;
- развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
- рост доступности и доли государственных услуг, оказываемых в электронном виде, повышение качества сервисов;
- повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Астраханской области для населения;
- оперативность взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с гражданами и организациями;
- привлечение инвестиций и повышение геополитической и экономической значимости Астраханской области.
4. Основные направления развития портала
Ключевой принцип концепции - ориентация на массовое информационное обслуживание граждан - конечных пользователей портала, по вопросам, связанным с деятельностью органов государственной власти Астраханской области, и предоставление государственных услуг. Это означает, что большее внимание уделяется гражданам, которым необходимы:
- легкий доступ к информации и государственным услугам;
- простой способ выражения своего мнения;
- свобода выбора в доступе к информации и государственным услугам.
Приоритетные направления развития портала:
- стандартизация информационной продукции для размещения на портале <*>;
--------------------------------
<*> - Концепция региональной информатизации до 2010 года, разработанная Мининформсвязи России.
- развитие сектора электронных государственных услуг (сервисов), определение гарантированного состава, объема и формы предоставления информации, необходимой гражданам и организациям для реализации их законных прав в экономической, социальной, культурной, образовательной и других сферах <**>.
--------------------------------
<**> - Из доклада директора Департамента государственного регулирования в экономике А.В. Шарова на конференции "Инфоком-2006".
4.1. Стандартизация информационной продукции.
В связи с ростом массива государственной информации логичное и последовательное представление информационных ресурсов, предлагаемое стандартами, облегчает эффективное взаимодействие органов государственной власти и населения в режиме реального времени. Стандартизация призвана минимизировать личное взаимодействие при получении государственной услуги, обеспечить системное представление информации и сервисов в Интернете, подчинить их единой логике.
4.1.1. Стандарт доступности и размещения ресурсов портала в Интернете.
Электронный адрес страниц.
В целях идентичности и интеграции сайты/страницы исполнительных органов государственной власти Астраханской области должны быть зарегистрированы на astrobl.ru. При регистрации сайта/страницы должны использоваться интуитивно понятные названия, общепринятые обозначения и сокращения <***>.
--------------------------------
<***> - Например, министерство финансов - минфин (minfin), министерство сельского хозяйства - минсельхоз (mсх) и т.д.
Доступность для людей с ограниченными возможностями.
В последнее время наблюдается новый виток интенсивного развития интернет-технологий, открывающих новые возможности перед разработчиками и пользователями веб-сайтов. Однако интересы пользователей с ограниченными возможностями, вынужденных использовать технологии распознавания речи, голосовые синтезаторы, экранные клавиатуры и прочие вспомогательные средства, к сожалению, при создании таких технологий учитываются далеко не во всех случаях. Эти технологические пробелы должны быть заполнены путем разработки приложений, учитывающих потребности пользователей с ограниченными возможностями.
4.1.2. Стандарт структуры содержания портала (информационная архитектура).
Типизация.
Создание информационных ресурсов на портале - неотъемлемая сторона процесса развития портала. Важнейший принцип этого процесса - типизация. Организация работы достаточно проста: на основе типовых технологических решений сайтов создаются сайты органов государственной власти, местного самоуправления <*>. В результате сайты портала связаны между собой единым рубрикатором. Единый рубрикатор является эффективным средством для работы с информацией, позволяет осуществлять быстрый поиск по атрибутам.
--------------------------------
<*> - Разработано и внедрено типовое технологическое решение интернет-сайта в муниципальных образованиях Астраханской области.
Все сайты разрабатываются по одной структуре. В то же время самостоятельный отбор информации, моделирование информационного поля из типичных разделов позволяет каждому органу государственной власти, муниципалитетам отражать свою специфику деятельности, а сайту - оставаться уникальным.
Типизация структуры сайтов, входящих в портал, использование единого рубрикатора позволяет:
- легко ориентироваться в сайтах разных органов государственной власти, муниципальных образований;
- конструировать любую конфигурацию и модель информационного поля;
- отслеживать весь информационный поток.
Рубрикатор.
Структура содержания сайта определяется тематическим рубрикатором (таксономией) - развивающейся системой рубрик и подрубрик, отвечающей целям оптимальной группировки имеющихся материалов и документов для упорядоченного, целостного и логически обоснованного освещения различных аспектов, связанных с деятельностью органов государственной власти Астраханской области.
Развитие таксономии сайта портала, в т.ч. выделение подразделов и новых разделов, являясь результатом научно-исследовательской и практической работы по формированию сбалансированного перечня и иерархии тематических рубрик, охватывающих все аспекты, связанные с деятельностью органов государственной власти Астраханской области, осуществляется органом, координирующим работу по развитию портала.
Многомерность контента.
Содержательная архитектура сайта строится по принципу многомерности: организация его содержания осуществляется по тематическому, функциональному, отраслевому и при необходимости по другим признакам.
Публикуемые на сайте документы и материалы классифицируются по всем рубрикам таксономии. Каждый документ может быть отнесен сразу к нескольким разделам классификаторов.
Разметка.
Единый подход к организации контента сайта играет главную роль в визуальном объединении сайтов портала. Разметка закрепляет в фиксированном месте графические элементы, которые идентифицируют сайт как правительственный.
Метаданные информационных объектов.
С целью классификации, каталогизации, поиска и навигации по информационным ресурсам портала они в обязательном порядке снабжаются формализованным набором данных о них - метаданными.
Ресурсы портала.
Информация на портале размещается как:
- открытая (предназначенная для неопределенного круга лиц);
- закрытая (предназначенная для зарегистрированных пользователей). Доступ к закрытой информации определяется ролью пользователя в соответствующих регламентах.
4.1.3. Стандарт, направленный на эффективность и удобство взаимодействия с пользователем (визуальная архитектура).
Дизайн страниц.
Страницы портала должны быть объединены оформлением и средствами навигации. Единый стиль оформления страниц упростит визуальное восприятие, позволит пользователям отличать портал от других веб-ресурсов и остановить на нем свой выбор. Это не значит, что страницы должны быть похожи друг на друга, но в оформлении должны присутствовать общая идея, единый стиль.
Навигация.
Учитывая рост номенклатуры предлагаемых информационных ресурсов, доступных на портале, логичная и последовательная система навигации является ключевой для максимизации их использования. Необходимо предусмотреть возможность перехода на главную страницу, на страницу поиска или к карте портала, а также отправки письма.
Текст.
Текст сайта, как визуальный элемент, должен быть простым и кратким. Для избежания утомляемости пользователей длина полосы прокрутки контента сайта не должна превышать двух стандартных размеров экрана (1024 x 768).
Размеры шрифта ограничены единственным размером для заголовков и единственным размером для основного текста. Иерархия может быть выстроена при помощи жирного шрифта и курсива.
Графика.
Графические элементы должны включать текстовые эквиваленты для гарантии того, что все пользователи могут получить описание содержимого графики.
Необходимо прописывать параметр ALT для изображений. У многих пользователей отключен показ картинок, в этом случае вместо отсутствующего изображения он должен увидеть вразумительное описание, тогда, если его это заинтересовало, он принудительно загрузит картинку. Также всегда должен прописываться размер картинки.
При размещении графических элементов необходимо учитывать скорость загрузки. Можно принять ряд мер по уменьшению размера страницы:
1) Не применять тяжелую графику. Заменить или удалить графические элементы, не несущие смысловой нагрузки. Если на сайте присутствует анимированная графика, она должна быть обоснована с точки зрения информационной ценности.
2) Оставить выбор за пользователем. Если на сайте в обязательном порядке предусмотрено наличие "крупногабаритной" графики или аудиовидеофайлов, каждый элемент должен размещаться в отдельной странице. Например, на основной странице необходимо ставить ссылку "чтобы посмотреть фотографию, нажмите здесь".
Страницы приветствия.
Сайты исполнительных органов государственной власти Астраханской области должны включать страницы приветствия. Страницы приветствия являются ключевыми для установления коммуникации, навигации и идентификации всех веб-ресурсов органов государственной власти Астраханской области. Поэтому в целях усиления этих функций для интернет-представительства каждого исполнительного органа государственной власти области должна быть разработана страница приветствия. Полный контент данной страницы должен быть доступен на экране стандартного размера (1024 x 768) без необходимости скроллинга.
Государственная символика Астраханской области.
На главной странице сайтов органов государственной власти Астраханской области необходимо разместить государственные символы Астраханской области.
Изображения флага и герба Астраханской области, размещаемые на страницах официальных интернет-ресурсов, должны соответствовать изображениям, прилагаемым к Закону Астраханской области от 19.12.2001 № 62/2001-ОЗ "О флаге и гербе Астраханской области".
Удобство пользовательского интерфейса:
- для похожих функций нужно использовать и похожие формы;
- допускается заимствование удачных интерфейсных решений, команд и т.п., в этом случае пользователь чувствует себя комфортнее, может использовать приобретенные ранее навыки;
- любая задача должна решаться минимальным числом действий со стороны пользователя, логика этих действий должна быть ему очевидна;
- самая важная информация и элементы управления должны быть на виду, легко доступными, а менее важная - скрыта в меню. Интерфейс программы должен быть построен вокруг объектов, с которыми манипулирует пользователь, и отражать состояние текущего объекта;
- пользователь должен всегда видеть текущие процессы программы, а также результаты собственных действий. Если произошла ошибка, сообщение о ней должно объяснить пользователю, что именно произошло и как это исправить.
Индикаторы.
Все страницы портала должны иметь информационный индикатор, который сообщит посетителям о текущем состоянии контента. Так как к сайтам портала обращаются, чтобы своевременно получить актуальную точную информацию для личного или профессионального использования, необходимо сопровождать информационные ресурсы сайта индикаторами следующего вида:
"Дата размещения" - дата формального выпуска (то есть размещение на сайте) ресурса;
"Дата изменения" - последняя дата, когда документ был существенно изменен и повторно размещен на сайте. Альтернативная формулировка - "Последнее обновление".
Версия для печати.
Если содержание страницы выходит за пределы листа формата А4, должна быть представлена версия для печати стандартного формата.
Важные уведомления:
- необходимо предусмотреть оповещение пользователей относительно большого размера или нестандартного формата файла;
- в нижнем правом углу каждой веб-страницы портала должна быть расположена ссылка "Важно", где доступна информация о правах, обязанностях и обязательствах поставщика информации и конечного пользователя. Это обеспечит доверие пользователей к информационному источнику и продемонстрирует пользователям, что вся информация подчинена единым законам, правилам, инструкциям. Гарантии и права предоставления, доступа граждан и организаций к информации, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов, защита информации и права потребителей определяются действующим законодательством. Размещение ссылки на каждой странице обеспечит доступ пользователей к данной информации в любой момент.
Ссылка "Важно" должна содержать сведения:
- о защите личной информации;
- об авторском праве;
- о распространении информации.
Пользователь имеет право на сохранение конфиденциальности, которое не должно нарушаться без его согласия. В случае необходимости введения пользователем личной информации на сайте или странице портала они должны содержать уведомление о конфиденциальности, определяющее условия, при которых личная информация будет защищена. Уведомление о конфиденциальности должно быть размещено рядом с формой, требующей ввода личной информации, например, заявлением-анкетой или опросом и т.д. Оно информирует пользователей о том, как будет использована личная информация, какие строки формы являются обязательными для заполнения, а какие - нет, как долго и где личная информация будет сохранена, как можно получить к ней доступ.
Отсутствие уведомления об авторском праве не отменяет авторского права, поэтому любой желающий цитировать материалы портала должен получить разрешение. Чтобы избежать индивидуальных запросов о разрешении, исполнительный орган государственной власти должен разместить на своем официальном веб-сайте уведомление, указывающее сроки и условия, на которых материалы сайта могут быть воспроизведены без дополнительного разрешения соответствующего исполнительного органа государственной власти.
4.1.4. Стандарт обслуживания обращений, поступивших в органы государственной власти Астраханской области в электронном виде.
Электронная почта становится предпочтительным средством коммуникации. Инициатива стандартизации вида и восприятия электронной почты призвана облегчить контакт граждан с государственными гражданскими служащими любого исполнительного органа государственной власти.
Контактная информация.
Все сайты исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Астраханской области содержат контактную информацию, включая электронную почту. Адрес электронной почты должен находиться в разделе "Контакты" главного меню веб-ресурса.
Атрибуты электронного сообщения.
Все исходящие сообщения электронной почты, отправленные государственными гражданскими служащими внешним адресатам, должны включать имя отправителя, название исполнительного органа государственной власти, номера телефона и факса с междугородным кодом, почтовый и электронный адреса. Если исходящее сообщение сгенерировано программой или службой, контактная информация должна включать название исполнительного органа государственной власти, почтовый и электронный адреса, номера телефона и факса.
Подтверждение получения.
Органы государственной власти Астраханской области должны гарантировать, что электронная корреспонденция получена вовремя. Если электронная почта направлена на электронный почтовый ящик исполнительного органа государственной власти области, отправитель должен получить автоматическое электронное подтверждение, свидетельствующее, что корреспонденция получена адресатом и будет рассмотрена <*>.
--------------------------------
<*> - Согласно п. 12.1.11 Инструкции по делопроизводству в администрации Губернатора Астраханской области, утвержденной Постановлением Губернатора Астраханской области от 04.05.2005 № 309.
Стандартизация портала - не одноразовое действие, сайты портала развиваются непрерывно. Совершенствование обусловлено обратной связью с пользователем, выявлением целевой аудитории, составлением портрета пользователя, более ясным ориентиром на цели коммуникаций, разработкой нового материала, модификацией существующей документации, новыми интерактивными опциями. Соответственно и стандарты будут непрерывно развиваться.
4.2. Система сервисов.
Сервисы - это система оказания электронных государственных услуг.
Государственная услуга - деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти области (уполномоченного органа, учреждения) по исполнению запроса физического и (или) юридического лица о признании, установлении, изменении или прекращении его прав и обязанностей, установлении юридических фактов, получении материальных и финансовых средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, а также о предоставлении документированной информации.
Типовой характер государственных услуг обусловил следующую классификацию <**>:
--------------------------------
<**> - Приведена на портале по проведению административной реформы ar.economy.gov.ru.
- оформление и выдача документов, подтверждающих совершенствование юридически значимых действий;
- государственная регистрация;
- выдача разрешений;
- лицензирование;
- аккредитация;
- проведение проверок деятельности физических и юридических лиц;
- организация и проведение исследований, испытаний, экспертизы, анализа и оценок;
- выдача заключений;
- ведение регистров, реестров, кадастров, перечней и выдача информации из них по запросу;
- работа с обращениями физических и юридических лиц;
- дача разъяснений физическим и юридическим лицам;
- оказание платных информационно-консультационных услуг;
- управление государственным имуществом.
Государственные услуги, оказываемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, делятся на внешние (услуги гражданам и организациям) и внутренние (взаимодействие органов государственной власти между собой и внутри себя).
Организация информации и услуг в соответствии с потребностями пользователей предполагает объединение услуг вокруг групп граждан (т.е. отдельные граждане, бизнес и государственные органы) и группирование услуг в соответствии с "жизненными эпизодами". Подход с точки зрения "жизненных эпизодов" настроен на потребности пользователя, предлагает государственные услуги в интуитивно понятной форме, при этом отпадает необходимость знания гражданами внутренней структуры органов государственной власти (без ссылки на организационные структуры).
Европейским союзом разработан список базовых государственных услуг, доступных через сеть Интернет. Он включает 12 услуг для граждан и 8 для организаций. При этом используется следующая шкала: (0) - нет такой услуги в сети; (1) - публикация информации в сети; (2) - одностороннее взаимодействие; (3) - двустороннее взаимодействие; (4) - заключение сделки полностью с использованием ИКТ, включая доставку и оплату <*>.
--------------------------------
<*> - На данный момент степень реализации в области электронных государственных услуг можно оценить по шкале 1.
В настоящее время реализуется комплекс мер для повышения качества государственного управления. Приоритетное направление административной реформы - сектор электронных государственных услуг. Разработка и принятие стандартов государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг являются базовыми для достижения максимальной эффективности по данному направлению.
Развитие сектора электронных государственных услуг может проходить в 4 стадии:
1) Публикация (распространение) информации. Реализация приложений, которые делают доступной через Интернет справочную и сопроводительную информацию в электронной форме по получению той или иной государственной услуги <**>.
--------------------------------
<**> - Примеры информационных сервисов: http://www.astrobl.ru раздел "Сервисы".
2) Получение электронных форм документов. Предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с органом государственной власти.
На этом этапе происходит одностороннее взаимодействие с пользователем. Кроме информации справочного характера в Интернете приведены образцы бланков, которые можно получить (скачать, распечатать) и заполнить, не посещая министерство, местную администрацию, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти <*>.
--------------------------------
<*> - Сервисы второго уровня представлены на официальном портале органов государственной власти Чувашской Республики www.cap.ru.
3) Осуществление двустороннего взаимодействия. Заполнение и предоставление в режиме реального времени официальной формы, необходимой для начала процедуры получения услуги <**>.
--------------------------------
<**> - Сервисы официального сайта Фонда социального страхования Российской Федерации в рамках поисково-мониторинговой системы http://fz122.fss.ru позволяют бухгалтерам сверять взаиморасчеты с Фондом не выходя из офиса, рассчитывать выплаты по больничным в режиме реального времени, узнавать о грядущих проверках.
4) Транзакции. Осуществление всех этапов процедуры получения услуги, которые в принципе можно получить с использованием Интернета, включая взаимодействие в процессе получения услуги, оплату услуги и т.д.
Для поэтапного (в рамках проведения административной реформы) перевода государственных услуг в электронную форму реализации необходимо определить реестр государственных услуг органов государственной власти Астраханской области, провести аудит этих услуг. Услуги, которые исполнительный орган государственной власти предполагает реализовать в режиме реального времени, должны соответствовать полномочиям исполнительного органа государственной власти и регламентам <***> оказываемых этим органом услуг.
--------------------------------
<***> - Регламенты разрабатываются на основании утвержденной методики.
Задачей является не реализация регламента (процесса) как такового, а предоставление государственной услуги (реализация функции) органом государственной власти.
На первом этапе всем исполнительным органам государственной власти Астраханской области предлагается описание типовых государственных услуг по единой методике <****>:
--------------------------------
<****> - В соответствии с типовой структурой стандарта, рекомендованной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
- наименование сервиса - приводится краткое наименование оказываемой государственной услуги;
- описание сервиса - приводится описание оказываемой государственной услуги с расшифровкой порядка ее предоставления (для каких целей предоставляется государственная услуга, согласования и т.д.);
- правовые основания - приводится перечень нормативных документов, регламентирующих оказание данной государственной услуги (вид документа, дата, номер, наименование);
- получатели - описываются получатели государственной услуги граждане, индивидуальные предприниматели или организации, критерии, которым должен соответствовать получатель, критерии, которые исключают получение государственной услуги;
- пакет документов заявителя - приводится перечень документов, предоставляемых пользователем государственной услуги для ее получения, а также образцы выдаваемых документов;
- срок обращения - приводится период времени (если он существует), в течение которого заявитель может обратиться за получением государственной услуги;
- срок исполнения - приводятся нормативные сроки рассмотрения заявления на оказание государственной услуги;
- контактная информация, график работы - указываются адрес, телефон исполнительного органа государственной власти, проезд к месту оказания государственной услуги, график приема документов, выдачи готовых документов;
- альтернативные варианты получения - перечисляются существующие альтернативные возможности (если они существуют) получения государственной услуги (в другом органе, в другом районе либо другим способом), в том числе в коммерческом секторе;
- стоимость, порядок оплаты - приводится размер оплаты (в том числе порядок расчета, если размер оплаты зависит от каких-либо параметров, известных только получателю государственной услуги) и порядок оплаты (наличными в кассу, перечислением на счет с реквизитами счета и т.д.). При этом если оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет, то целесообразно включить в пакет информационных материалов для получателей государственной услуги бланк для оплаты с заранее внесенными реквизитами.
По мере разработки и внедрения стандартов государственных услуг возможно совершенствование приведенной методики в целях обеспечения улучшения качества сервисов.
Система оказания государственных услуг, ориентированная на пользователей, предполагает развитие информационных сервисов за счет непрерывного совершенствования существующих сервисов портала и расширения исполнительными органами государственной власти Астраханской области номенклатуры предлагаемых информационных услуг, усиления интерактивной составляющей. Это позволит оказывать качественные универсальные услуги как можно большему количеству граждан, получать требуемую информацию из одного источника.
5. Реализация и организация
деятельности по развитию портала
Для обеспечения функционирования и непрерывного развития портала предполагается:
1) Ежегодно выносить на рассмотрение комиссии по развитию информационно-коммуникационных технологий план-график мероприятий по развитию портала <*>.
--------------------------------
<*> - План-график мероприятий на 2007 год см. в приложении к концепции.
2) Разработать и принять правовые акты (постановления, распоряжения, инструкции, методические указания, типовые формы и т.д.), регламентирующие правовые и организационные процедуры взаимодействия участников процесса поддержки функционирования портала. Возможны следующие формы регулирования взаимоотношений заинтересованных лиц:
- директивная - постановления и распоряжения Губернатора, Правительства Астраханской области;
- программы и стратегии развития;
- договорная - двусторонние и многосторонние соглашения с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями о сотрудничестве или информационном обмене.
Аспекты, подлежащие регулированию:
- правовой - статус предоставляемой информации, право собственности, порядок доступа;
- информационный - состав, формат и периодичность предоставления и актуализации информации;
- организационный и кадровый - изменение структуры и штатного расписания, назначение ответственных исполнителей, замещение должностей специалистами, удовлетворяющими требованиям по образованию и навыкам.
3) Поддерживать информационную безопасность. Основными принципами построения системы защиты являются применение комбинированных аппаратно-программных средств, использование криптосредств, имеющих соответствующие российские сертификаты. Для обеспечения безопасности ресурсов портала должна быть предусмотрена комплексная многоуровневая система защиты от различных угроз (внешнее вторжение и атаки, перехват трафика, внутренние нарушения и ошибки персонала).
Направления защиты информации:
- контроль доступа к порталу, предотвращение взлома извне;
- авторизация и идентификация абонентов, разграничение доступа к внутренней информации;
- контроль выхода абонентов в сеть Интернет, ограничение выхода;
- закрытие сообщений и т.д.
В целях технологического и информационного обеспечения функционирования портала:
- функции текущего системного администрирования, обеспечения информационной безопасности возлагаются на управление информационных ресурсов администрации Губернатора Астраханской области;
- функции координации и контроля за реализацией концепции возлагаются на агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области, которое определяет последовательность выполнения положений концепции, создает в пределах своей компетенции рабочие группы.
4) Обеспечить соответствующий уровень квалификации системных администраторов муниципальных образований области. Для сопровождения официального сайта каждого муниципального образования необходимо организовать обучение соответствующих сотрудников из числа работников органов местного самоуправления, которые назначены ответственными за сайт.
6. Ожидаемые результаты
Развитие портала предполагает активное использование систем информационного обмена, что дает возможность расширения информационного поля, усиления обратной связи с организациями и населением.
Концепция является инструментом при выполнении коммуникационной функции, делая процесс взаимодействия всех участников информационного обмена:
- хорошо координируемым;
- эффективно управляемым;
- отвечающим запросам граждан в плане многообразия информации.
Эффективная реализация концепции обеспечит:
- развитие сектора электронных государственных услуг за счет совершенствования существующих сервисов портала и расширения номенклатуры предлагаемых информационных услуг, поэтапный перевод государственных услуг на электронную форму реализации;
- единый стандарт размещения информации на уровне исполнительных органов государственной власти Астраханской области, районов области;
- обучение системных администраторов сайтов исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований Астраханской области, которые должны иметь соответствующий уровень квалификации;
- защиту прав граждан на конфиденциальность персональных данных и реализацию их законных интересов при информационном взаимодействии с органами государственной власти Астраханской области.
Приложение
ПЛАН-ГРАФИК
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОРТАЛА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007 ГОД
------T---------------------------------T----------------------------------------------------T-----------------------¬
¦ № ¦ Наименование мероприятий ¦ Ответственный ¦ Сроки реализации/ ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦ периодичность ¦
+-----+---------------------------------+----------------------------------------------------+-----------------------+
¦ 1 ¦Разработка и внедрение типовых ¦Муниципальные образования Астраханской области <*>, ¦ январь-февраль ¦
¦ ¦технологических решений интернет-¦управление информационных ресурсов администрации ¦ ¦
¦ ¦сайтов муниципальных образований ¦Губернатора Астраханской области, агентство по ¦ ¦
¦ ¦ ¦печати и информационным коммуникациям ¦ ¦
¦ ¦ ¦Астраханской области ¦ ¦
+-----+---------------------------------+----------------------------------------------------+-----------------------+
¦ 2 ¦Разработка и внедрение сайтов для¦Исполнительные органы государственной власти ¦ февраль-декабрь ¦
¦ ¦органов государственной власти ¦Астраханской области, управление информационных ¦ ¦
¦ ¦Астраханской области, не имеющих ¦ресурсов администрации Губернатора Астраханской ¦ ¦
¦ ¦представительства в сети ¦области, агентство по печати и информационным ¦ ¦
¦ ¦Интернет, и корректировка ¦коммуникациям Астраханской области ¦ ¦
¦ ¦существующих информационных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов исполнительных органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной власти области в ¦ ¦ ¦
¦ ¦части стандартизации и ¦ ¦ ¦
¦ ¦совершенствования сервисов ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------+----------------------------------------------------+-----------------------+
¦ 3 ¦Поэтапное проведение обучения ¦Агентство по печати и информационным коммуникациям ¦ февраль-декабрь ¦
¦ ¦сотрудников, ответственных за ¦Астраханской области, управление информационных ¦ ¦
¦ ¦техническую поддержку и ¦ресурсов администрации Губернатора Астраханской ¦ ¦
¦ ¦информационное наполнение ¦области ¦ ¦
¦ ¦интернет-сайтов исполнительных ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов государственной ¦ ¦ ¦
¦ ¦власти и муниципальных ¦ ¦ ¦
¦ ¦образований Астраханской области ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------+----------------------------------------------------+-----------------------+
¦ 4 ¦Поэтапное внедрение ¦Исполнительные органы государственной власти ¦ февраль-декабрь ¦
¦ ¦стандартов <**> ¦Астраханской области, управление информационных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ресурсов администрации Губернатора Астраханской ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, агентство по печати и информационным ¦ ¦
¦ ¦ ¦коммуникациям Астраханской области ¦ ¦
+-----+---------------------------------+----------------------------------------------------+-----------------------+
¦ 5 ¦Развитие сервисов (электронных ¦Исполнительные органы государственной власти ¦ на постоянной ¦
¦ ¦государственных услуг) <***> ¦Астраханской области, управление информационных ¦ основе ¦
¦ ¦портала ¦ресурсов администрации Губернатора Астраханской ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, агентство по печати и информационным ¦ ¦
¦ ¦ ¦коммуникациям Астраханской области ¦ ¦
+-----+---------------------------------+----------------------------------------------------+-----------------------+
¦ 6 ¦Проектирование модулей ¦Управление информационных ресурсов ¦ в течение года ¦
¦ ¦авторизации и идентификации ¦администрации Губернатора Астраханской ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦
L-----+---------------------------------+----------------------------------------------------+------------------------
--------------------------------
<*> - По согласованию.
<**> - В рамках концепции развития портала органов государственной власти Астраханской области (см. п. 4.1 концепции).
<***> - В рамках концепции развития портала органов государственной власти Астраханской области (см. п. 4.2 концепции).
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|