Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2007 № 254-П
"О концепции отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 34, 02.08.2007


Вступил в силу со 2 июля 2007 года (пункт 4 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2007 г. № 254-П

О КОНЦЕПЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Астраханской области от 29.10.2004 № 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы" агентство по занятости населения Астраханской области.
3. Агентству по занятости населения Астраханской области (Данилов А.М.) в месячный срок разработать отраслевую целевую программу "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы" и внести ее на рассмотрение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 2 июля 2007 г. № 254-П

КОНЦЕПЦИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2008 - 2010 ГОДЫ"

1. Введение

Целью государственной политики в области содействия занятости населения является создание условий для повышения эффективности занятости населения, основные задачи связаны с обеспечением конституционных гарантий в области труда и занятости и реализацией приоритетов социально-экономического развития.
Концепция действий на рынке труда определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области содействия занятости населения, направленной на развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
В соответствии с концепцией действий на рынке труда Российской Федерации на 2007 - 2010 годы основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
содействие в реализации права граждан на труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;
содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" к полномочиям в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

2. Содержание проблемы
и анализ причин ее возникновения

Современный рынок труда области сформировался в условиях реформирования экономики и продолжает испытывать последствия социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в производстве, резкое сокращение спроса на рабочую силу, возникновение проблемы безработицы среди населения.
Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависят от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.
Занятость населения области за годы реформирования сократилась с 490 тысяч в 1992 году до 445 тысяч в 2005 году. Наибольшее снижение численности занятых отмечалось в таких отраслях, как сельское хозяйство, промышленность.
Численность населения трудоспособного возраста по области на начало 2006 года составляла 630.3 тысячи. Несмотря на современную демографическую ситуацию, которая предопределила тенденцию снижения численности населения трудоспособного возраста, к 2010 году уменьшение трудоспособного населения области по прогнозу составит лишь 2.6 тысячи относительно 2005 года.
Рынок труда области в целом характеризуется довольно высокой экономической активностью населения, которая на протяжении ряда последних лет, по данным обследований по проблемам занятости населения, проводимых Федеральной службой государственной статистики, сохраняется на уровне 500 - 537 тысяч.
В связи с этим нагрузка на рынок труда остается довольно высокой и предложение рабочей силы на рынке труда области, которое ежегодно составляет порядка 150 тысяч человек, превышает спрос на нее. В результате общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), на протяжении ряда последних лет в целом по области составляла порядка 40 - 50 тысяч. Анализ спроса и предложения рабочей силы на крупных и средних предприятиях и в организациях области, проводимый органами службы занятости совместно с органами местного самоуправления, мониторинг занятости населения по населенным пунктам дают основания предполагать, что такая ситуация сохранится и на предстоящий период 2008 - 2010 годов.
Структурная перестройка экономики, снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики, на отдельных предприятиях, ликвидация неэффективных производств способствуют тенденции увеличения объемов движения рабочей силы.
Уровень выбытия работников на крупных и средних предприятиях области ежегодно составляет более 30 процентов, а приема - до 29 процентов от среднесписочной численности работающих, т.е. меняет место работы в среднем каждый третий - четвертый работник, основная часть которых пополняет рынок труда. При этом объемы выбытия рабочей силы на крупных и средних предприятиях только на 90 процентов компенсируются приемом новых работников. В результате на рынок труда области из-за увольнений по различным причинам ежегодно попадают до 50 - 60 тысяч граждан.
Основная часть выбытия рабочей силы (до 75 процентов) приходится на граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию (из-за неустраивающих условий и режима труда, уровня заработной платы, отсутствия социального пакета и т.д.). До 5 - 6 процентов работников выбывают в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и т.д. Причем в последние годы в области отмечается активизация процесса высвобождения работников. Так, если в 2003 году уровень высвобождения рабочей силы на крупных и средних предприятиях составлял 1.3 процента среднесписочной численности работающих, то в 2004 году этот показатель достиг 1.8 процента, в 2005 году - 2 процентов, в 2006 году - 2.3 процента. Растут абсолютные размеры сокращения персонала предприятий и организаций, в 2005 году они увеличились на 47.5 процента по сравнению с 2003 годом и составили 4.6 тысячи, а в 2006 году достигли 5.5 тысячи (119.5 процента к предыдущему году).
Часть ищущего работу не занятого трудовой деятельностью населения трудоустраивается самостоятельно. Часть населения, особенно категории, испытывающие определенные трудности в поиске работы (высвобожденные в связи с сокращением численности персонала, уволенные из Вооруженных Сил и члены их семей, выпускники учебных заведений, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, лица предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители и т.д.), обращается за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. Практически все граждане, уволившиеся в связи с сокращением персонала организаций, становятся клиентами службы занятости. За 2004 - 2006 годы в целом по области в центры занятости населения в поиске работы обратились 13.2 тысячи граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций.
Анализ сферы занятости показывает, что, несмотря на позитивные тенденции в развитии экономики области, увеличение объемов производства продукции, инвестиций, создание новых рабочих мест на современном общероссийском рынке труда, сохраняются его основные проблемы, которые в большинстве своем характерны и для регионального рынка труда:
- активизация процессов увольнения работников, вызванных структурными изменениями в экономике;
- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;
- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;
- присутствие на рынке труда выпускников учебных заведений профессионального образования различного уровня, не имеющих опыта работы, а также молодежи, не имеющей профессиональной подготовки, что осложняет их трудоустройство;
- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов в результате "старения" кадрового состава предприятий и проблематичности его замены, а также неэффективного использования рабочего времени, несоответствия между доходами и уровнем профессионализма, перехода работников в сферу неформальной занятости;
- ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики районов области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;
- нестабильность экономического положения отдельных предприятий и организаций, особенно в сфере малого бизнеса;
- высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и сельских районов, обусловленные моноотраслевым и сезонным развитием экономики, специализирующейся в значительной степени на сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;
- необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, низкий уровень оплаты труда, не обеспечивающий нормальных условий существования работника;
- сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин, имеющих малолетних детей, молодежи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.
До 70 процентов и более вакансий, заявляемых в службу занятости, сосредоточены на предприятиях и в организациях областного центра - г. Астрахани, в то время как 70 - 80 процентов безработных, зарегистрированных в службе занятости, - жители сельских районов области, которые в связи с недостатком рабочих мест испытывают трудности в поиске работы.
Преобладает потребность в рабочих профессиях, на которые приходится до 80 процентов вакансий. Сохраняется разрыв между профессиональным составом и качеством рабочей силы, которые требуются работодателю, и профессионально-квалификационным составом ищущих работу граждан. По ряду рабочих профессий имеется потребность в специалистах высокой квалификации при ограниченном предложении этих специалистов на рынке труда, что вызывает необходимость в их подготовке, переподготовке или повышении квалификации. Несоответствие спроса и предложения по профессиональному составу наблюдается как по рабочим профессиям, так и по категории специалистов и служащих.
Трудоустройство граждан существенно затрудняет невостребованность части предлагаемых работодателями вакансий из-за довольно низкого уровня оплаты труда. В среднем по области более половины заявляемых предприятиями и организациями в службу занятости рабочих мест с заработной платой ниже прожиточного минимума по области, в том числе 13 процентов вакансий практически на уровне минимальной оплаты труда.
Значительно влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в области значительно снижается в весенне-летний период и резко возрастает в конце и начале года. Это наиболее характерно для экономики сельских районов области, в значительной степени связанной с сельскохозяйственным производством и рыбодобычей. Практически половина из общего трудоустройства при посредничестве органов службы занятости осуществляется на временные рабочие места (организуемые общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, сезонные работы и т.д.), после окончания которых граждане вновь становятся на учет в службу занятости.
Анализ и прогноз социально-экономической сферы свидетельствуют о том, что на развитие рынка труда в прогнозируемый период 2008 - 2010 годов будут воздействовать следующие факторы:
- сохранение высокой экономической активности населения;
- увеличение потребности в рабочих профессиях;
- снижение спроса на рабочую силу на отдельных предприятиях и в организациях, связанное с реструктуризацией, ликвидацией неэффективных предприятий, а также повышением производительности труда, внедрением новых прогрессивных технологий и оборудования;
- сохранение несоответствия спроса и предложения рабочей силы по территориальному, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню заработной платы;
- сохранение неполной неэффективной занятости работающих, так называемой скрытой безработицы;
- сохранение более высокой по сравнению со среднеобластными показателями напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленной сезонностью, малым числом вакансий, отсутствием работодателей в отдельных населенных пунктах, недостаточными темпами развития самозанятости на селе;
- сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, молодежи, не имеющей практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, многодетных и одиноких родителей, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освободившихся из мест лишения свободы и т.д.).
Все эти проблемы вызывают необходимость применения мер государственного регулирования рынка труда, согласованных действий органов службы занятости и всех структур, ответственных и заинтересованных в решении проблем занятости населения, разработки комплекса программных мероприятий по содействию занятости населения, сдерживанию и сокращению безработицы.
Ежегодно в органы службы занятости за содействием в поиске работы обращаются свыше 45 тысяч человек, из которых до 80 процентов приходится на не занятых трудовой деятельностью. Свыше 32 тысяч граждан в течение года в соответствии с законодательством о занятости получают официальный статус безработного и социальную поддержку в виде пособия по безработице.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" одним из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, является разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В связи с окончанием в 2007 году срока реализации Программы содействия занятости населения Астраханской области, утвержденной Федеральной службой по труду и занятости на период 2006 - 2007 года, в настоящее время существует необходимость в разработке отраслевой целевой программы содействия занятости населения, которая должна охватывать все основные направления оказания государственных услуг в области содействия занятости населения, а также предусматривать комплекс мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда и сдерживание безработицы.
Основой для разработки программы содействия занятости населения Астраханской области являются результаты анализа тенденций формирования регионального рынка труда в предшествующие прогнозируемому периоду годы, прогноз социально-экономического развития Астраханской области на 2008 - 2010 годы, а также данные организаций, ведомств, в компетенции которых находятся различные аспекты регулирования трудовой сферы.
При формировании программы учитываются изменения в социально-демографических процессах и их влияние на использование рабочей силы и занятость населения.
Программа разрабатывается с учетом мер содействия занятости населения, осуществляемых в муниципальных образованиях области, и решает поставленные цели и задачи исходя из местных условий и особенностей рынка труда.
Разработка и реализация программы содействия занятости населения области даст возможность прогнозировать и контролировать ситуацию на региональном рынке труда, своевременно принимать меры по предупреждению критических ситуаций, осуществлять подготовку необходимых для работодателей кадров из числа безработных граждан.

3. Основные цели и задачи программы

Основными целями программы содействия занятости населения являются:
- обеспечение защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве;
- сдерживание безработицы, снижение напряженности на рынке труда.
Основные задачи программы:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- повышение конкурентоспособности безработных и не занятых трудовой деятельностью граждан на рынке труда;
- содействие временному трудоустройству безработных граждан;
- обеспечение социальной поддержки безработных граждан;
- совершенствование форм содействия трудоустройству отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

4. Срок реализации программы

Реализовать программные мероприятия планируется в период с 2008 по 2010 год включительно.

5. Система программных мероприятий

Для выполнения поставленных задач в рамках программы предусматривается осуществление комплекса мероприятий.
5.1. Мероприятия по развитию социального партнерства на рынке труда:
- заключение соглашений о сотрудничестве с организациями и ведомствами по вопросам содействия занятости населения;
- участие в реализации соглашения между Правительством Астраханской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей в части развития рынка труда и содействия занятости населения.
5.2. Мероприятия по созданию условий для расширения участия граждан в активных формах содействия занятости:
- информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда региона (вакансиях, профессиях, пользующихся спросом на рынке труда), оказываемых государственных услугах по содействию занятости граждан;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- формирование и ведение банка вакансий, специализированных банков высококвалифицированных специалистов и выпускников учебных заведений.
5.3. Мероприятия по содействию трудоустройству:
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- содействие самозанятости безработных граждан.
5.4. Мероприятия по повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда:
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- организация и проведение специальных мероприятий по профилированию: распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.
5.5. Мероприятия по развитию трудовой мобильности населения:
- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
- организованный набор рабочей силы;
- выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан на рынке труда.
5.6. Мероприятия по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и нуждающихся в социальной защите:
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- организация трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.
5.7. Мероприятия по мониторингу рынка труда:
- мониторинг ситуации на региональном рынке труда;
- мониторинг спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона;
- мониторинг в сфере занятости населения в городах и населенных пунктах с моноэкономической структурой;
- мониторинг занятости населения по населенным пунктам;
- мониторинг положения выпускников учебных заведений на рынке труда.
5.8. Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусматривающие выплаты:
- пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- стипендий в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости;
- материальной помощи;
- пенсий, назначаемых досрочно.

6. Источники финансирования
мероприятий программы

Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств субвенций из федерального бюджета, а также за счет средств областного бюджета и средств работодателей.

7. Предварительная оценка
ожидаемой эффективности программы

Реализация мероприятий отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы" позволит:
- стабилизировать ситуацию на рынке труда области, предупреждать возникновение критических ситуаций и социальной напряженности;
- сдержать регистрируемую безработицу в пределах, не превышающих 14.4 тысячи безработных на конец прогнозируемого периода, или 2.7 - 2.9 процента к экономически активному населению;
- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда за счет ежегодного трудоустройства при содействии органов службы занятости не менее 26 тысяч человек или каждого второго обратившегося в поиске работы, а с учетом привлечения средств областного бюджета увеличить показатель трудоустройства до 30 тысяч человек;
- организовать обучение профессиям, востребованным на рынке труда, ежегодно не менее 2.4 тысячи безработных граждан при росте стоимости обучения;
- оказывать услуги по профессиональной ориентации, в том числе молодежи, на рабочие профессии, по психологической поддержке ежегодно не менее 32 тысяч граждан;
- обеспечить ежегодное трудоустройство не менее 60 инвалидов на квотируемые рабочие места;
- обеспечить ежегодно самозанятость не менее 0.1 тысячи безработных граждан;
- оказывать социальную поддержку ежегодно до 45 тысяч безработных граждан (с учетом зарегистрированных в службе занятости на начало года).
Привлечение на реализацию мероприятий программы средств областного бюджета позволит ежегодно дополнительно обеспечить временную занятость 3.3 тысячи человек, включая 1.5 тысячи несовершеннолетних подростков в возрасте от 14 до 18 лет, 1.5 тысячи участников общественных работ, 300 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, дополнительно направить 50 безработных граждан на обучение профессиям, востребованным на рынке труда, повысить качество оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru